Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:00, реферат
Федеральный бюджет Российской Федерации – центральное звено государственных финансов России.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики в соответствии со стратегическими направлениями ее развития, стабилизации экономики, регулирования социальных процессов в обществе, сглаживания различий в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны, выполнения международных и внутригосударственных обязательств, обеспечения обороноспособности страны и содержания вооруженных сил, государственной безопасности и управления.
Большое количество предоставления отсрочек по начисленным штрафным санкциям за нарушение налогового законодательства.
Устанавливаются юридические и физические лица, злостно уклоняющиеся от явки в налоговые органы.
Выясняется, что зачастую формально ведется регистрация юридических лиц, имеются сведения о нескольких десятках различных компаний, товариществ и фирм, давших при регистрации ложные адреса. Все эти коммерческие структуры заняты теневым бизнесом. Это приводит к неуплате в бюджет огромных денежных сумм.
2) Проблемы налогового законодательства
Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.
При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.
В настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи, с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.
3) Трудности механизма налогообложения
Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.
В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения, можно определить приоритетные направления совершенствования, направленные на поиск путей увеличения налоговых доходов государства:
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
- формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
- создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
- укрепление доходной части бюджета.
Поэтому весь смысл проводимых мероприятий (согласно НК РФ) можно свести к нескольким основным позициям:
- снижение налоговой нагрузки;
- сокращение числа налогов;
- уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.
Также одной из проблем можно выделить определение нормативов отчислений от налогов и сборов в федеральный бюджет, которые периодически изменяют.
Можно выделить следующие проблемы в формировании неналоговых доходов федерального бюджета:
1) низкая эффективность управления государственной собственностью
Этот фактор, ограничивает рост неналоговых доходов федерального бюджета. Вместе с тем существуют определенные резервы для повышения неналоговых доходов, формирующихся за счет использования государственной собственности. Прежде всего, такое увеличение может быть получено за счет совершенствования управления долей государственной собственности в акционерных компаниях и, соответственно, увеличения объема дивидендов по акциям, принадлежащим государству.
Во-первых, государственные представители обладают ограниченным набором прав и возможностей, что не позволяет им в должной мере влиять на принимаемые акционерным обществом решения, которые могут противоречить государственным интересам. Во-вторых, деятельность государственных представителей чаще всего является дополнительной нагрузкой и к их основным профессиональным обязанностям, а низкая оплата труда не обеспечивает стимулов к эффективной работе. В-третьих, для государственных представителей характерным является невысокий уровень профессионализма и квалификации в области управления собственностью.
Для того чтобы институт государственных представителей заработал эффективно, необходимо принять целый ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность государственных представителей. В этих документах следует более четко определить: круг обязанностей государственных представителей; степень их самостоятельности мри принятии тех или иных решений; систему стимулов; экономическую ответственность за ущерб, причиненной государственной собственности непрофессиональными действиями или неквалифицированным выполнением своих функций; систему повышения квалификации государственных представителей; систему отбора государственных служащих для выполнения этой функции.
Для крупных и контрольных пакетов акций должны быть приняты такие законодательные решения, которые позволяли бы государству как стратегическому собственнику осуществлять все необходимые функции управления. Для миноритарных пакетов акций (менее 25%) утверждаемые нормы и процедуры должны позволять государству, как одному из многих собственников, осуществлять функции контроля над деятельностью предприятия.
Для повышения эффективности управления государственной собственностью можно также шире привлекать специалистов из коммерческих структур или управляющие компании, с которыми органы исполнительной власти могли бы заключать соответствующие договоры.
2) низкая эффективности деятельности государственных предприятий
Необходимо повысить эту эффективность, и это будет означать увеличение части их прибыли, перечисляемой в федеральный бюджет. Повышение эффективности управления государственными предприятиями, в свою очередь, предполагает:
ужесточение требований к руководителям госпредприятий;
повышение роли общих собраний коллектива или советов государственных предприятий;
оптимизацию состава и структуры государственного сектора экономики;
более широкое использование новых организационных структур, действующих под контролем государства (холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.).
3) плохо продуманная политика в области доходов от сдачи в аренду федерального имущества и земли.
Увеличение доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть увеличено за счет:
повышения стоимости аренды. Средняя ставка арендной платы за 1 кв.м. объекта недвижимости ниже ее возможной рыночной величины;
повышения степени контроля над обязательным прохождением арендных платежей через органы федерального казначейства;
сокращения задолженности по перечислению арендных платежей в федеральный бюджет;
формирования полного реестра государственной недвижимости, в том числе за рубежом.
Что касается доходов от сдачи в аренду земли, то этот вид неналоговых доходов за последние несколько лет существенно увеличился. Так, если в 2005 г. доходы федерального бюджета от сдачи в аренду земли составляли 1 ,0 млрд. руб., то в 2006 г. они составили 1,5 млрд. руб. В 2007 -2008 гг. эти доходы составили 4 млрд. руб. в год.
4) сложная система уплаты
Упростить систему сбора пошлин, сборов, различных взносов за пользование природными ресурсами.
В группе нефтегазовых доходов можно выделить одну проблему - сильная привязка к мировым ценам на нефть. И поэтому долю этих доходов в общем объеме федеральных доходов планируется снизить, чтобы бюджет РФ не был так привязан к мировым ценам на нефть, и не было сильных колебаний в течение года этих доходов. Тем более что в настоящее время цены стали ниже тех, что были запланированы, но не перешагнули за минимальную отметку.
Заключение
Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Функции федерального (государственного) бюджета:
1. распределительная (перераспределительная)
2. регулирующая
3. стимулирующая
4. контрольная
Подробная характеристика этих функций рассмотрена в первой главе.
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.
Доходы бюджетов различных уровней состоят из:
- налоговых доходов
- неналоговых доходов
- безвозмездных перечислений
Состав налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, а также безвозмездных поступлений рассмотрен во второй главе. Там рассмотрено – состав и структура налоговых доходов федерального бюджета, состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета по источникам дохода.
[1] Рассчитано по: Федеральные законы о федеральном бюджете РФ на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.
[2] Рассчитано по Федеральным законам о федеральном бюджете на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.
[3] Рассчитано по Федеральные законы о федеральном бюджете РФ на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.
[4] Рассчитано по: Федеральные законы о федеральном бюджете РФ на 2006, 2007, 2008, 2009, 2010.