Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:00, реферат
Федеральный бюджет Российской Федерации – центральное звено государственных финансов России.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики в соответствии со стратегическими направлениями ее развития, стабилизации экономики, регулирования социальных процессов в обществе, сглаживания различий в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны, выполнения международных и внутригосударственных обязательств, обеспечения обороноспособности страны и содержания вооруженных сил, государственной безопасности и управления.
К целевым бюджетным фондам относились следующие 7 фондов:
• Федеральный дорожный фонд РФ;
• Федеральный экологический фонд РФ;
• Государственный фонд борьбы с преступностью;
• Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
• Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
• Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
• Фонд Министерства РФ по атомной энергии.
С принятием в конце 2004 г. новой бюджетной классификации в настоящее время классификация доходов бюджетов разных уровней включает следующие основные группы: налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления. (Рис.1)
Рис.1 Состав доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ
В новой бюджетной классификации РФ не сохранилось деления доходов на налоговые и неналоговые доходы. В настоящее время они вместе составляют группу "Доходы". Что касается безвозмездных перечислений, то их перечень существенно расширен. В настоящее время кроме безвозмездных перечислений от нерезидентов, от бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т.п.
Безвозмездные перечисления включают: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления от государственных организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций и прочие безвозмездные поступления.
В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ.
Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (ч.2, раздел 2, гл.7)
Указанная общая классификация доходов бюджета на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности.
Для дальнейшего рассмотрения доходов федерального бюджета разделим их на налоговые, неналоговые и нефтегазовые доходы. Выделение группы нефтегазовых доходов является сейчас актуальным, поскольку бюджет РФ сильно к ним привязан, и в частности к мировым ценам на нефть. Динамику налоговых, неналоговых и нефтегазовых доходов можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1 Структура доходов федерального бюджета РФ за период 2006-2010гг[1]
Доходы | 2006г | 2007г | 2008г | 2009г | 2010г | |||||
Млрд. Руб. | % | Млрд. руб. | % | Млрд. руб. | % | Млрд. руб. | % | Млрд. руб. | % | |
Всего | 5046,1 | 100 | 6965,3 | 100 | 6673,2 | 100 | 7416,2 | 100 | 8035,2 | 100 |
Налоговые доходы | 2444,3 | 48,44 | 3212,4 | 46,12 | 3331,3 | 49,92 | 4098,2 | 55,26 | 4662,4 | 58,03 |
Неналоговые доходы | 672,4 | 13,33 | 797,5 | 11,45 | 910,9 | 13,65 | 965,6 | 13,02 | 1029,1 | 12,81 |
Нефтегазовые доходы | 1929,4 | 38,23 | 2955,4 | 42,43 | 2431,0 | 36,43 | 2352,4 | 31,72 | 2343,7 | 29,17 |
Как видно из таблицы 1 за период 2006-2010 гг. доля налоговых доходов увеличится почти на 10%. До 2007г. наблюдалось снижение доли налоговых доходов в общих доходах федерального бюджета, а с 2008г. наблюдается их постепенное увеличение на 3-5% в год. Меньше всего налоговых доходов было в 2007г – 46,12% от всех доходов федерального бюджета, больше всего планируется в 2010г. – 58,03% от всех доходов федерального бюджета. Это увеличение налоговых доходов планируется произвести за счет уменьшения нефтегазовых доходов и неналоговых доходов.
За период 2006-2010 гг. нефтегазовые доходы планируется снизить на 8,52%. До 2007г. наблюдалось увеличение нефтегазовых доходов и в 2007г. доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов была наибольшей - 42,43% . С 2007 г. наблюдается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов и их наименьшее значение планируется в 2010гг.- 29,17% от всех доходов федерального бюджета.
За период 2006-2010 гг. планируется снизить неналоговые доходы на 0,52%. За этот период наблюдалась следующая динамика этих доходов:
- 2006-2007 гг. снижение неналоговых доходов на 1,88% от всех доходов федерального бюджета. И в 2007г. наблюдается наименьшая доля неналоговых доходов в общем объеме доходов - 11,45%.
- 2007-2008 гг. увеличение неналоговых доходов на 2,2% от всех доходов федерального бюджета. И в 2008 г наблюдается наибольшая доля неналоговых доходов в общем объеме доходов - 13,65%.
- 2008-2010 гг. снижение доли неналоговых доходов 0,84% от всех доходов федерального бюджета.
Таким образом, нас ждут существенные изменения в структуре доходов федерального бюджета к 2010гг. И эти изменения можно наблюдать уже в 2009г, т.е. в текущем году.
Состав и структура доходов федерального бюджета РФ
2.1 Налоговые доходы федерального бюджета РФ
Первая и основная часть доходов федерального бюджета – это налоговые доходы, которые в настоящее время составляют более половины всех доходов федерального бюджета. Причем доля налоговых доходов за период с 2007 по 2010 гг. неуклонно растет, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.
Перечень федеральных налогов и сборов определен в ст.13 НК РФ:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
При этом разные налоги в разной степени участвуют в формировании доходов федерального бюджета (табл. 2)
Как видно из таблицы 2, основную долю доходов федерального бюджета РФ составляют косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, акцизы. В сумме эти два налога составляют примерно 2/3 доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает налог на добавленную стоимость. В доходах федерального бюджета 2006 г. его доля составила 66,8%, а в 2010 г планируется – 68,5% от общего объема налоговых доходов федерального бюджета.
Таблица 2 Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2006-2010 гг., в %.[2]
Налоговые доходы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Всего | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Налог на прибыль организаций | 14,11% | 18,07% | 16,01% | 14,24% | 13,65% |
Налоги на Т, Р, У, реализуемые в РФ в т.ч. | 49,60% | 46,23% | 42,15% | 46,71% | 47,33% |
НДС | 92,70% | 92,84% | 91,49% | 92,79% | 92,78% |
Акцизы | 7,30% | 7,16% | 8,51% | 7,21% | 7,22% |
Налоги на Т, Р, У, ввозимые в РФ в т.ч. | 21,78% | 22,21% | 26,69% | 25,13% | 25,37% |
НДС | 95,93% | 97,14% | 96,79% | 96,82% | 96,83% |
Акцизы | 4,07% | 2,86% | 3,21% | 3,18% | 3,17% |
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами в т.ч. | 1,22% | 1,20% | 1,10% | 0,96% | 0,80% |
НДПИ | 26,99% | 19,07% | 19,47% | 18,99% | 21,16% |
НДПИ прочих | 26,99% | 19,07% | 19,47% | 18,99% | 21,16% |
Регулярные платежи за добычу ПИ при разделе продукции | 11,14% | 33,00% | 32,22% | 37,47% | 33,53% |
Водный налог | 46,21% | 35,85% | 35,56% | 31,73% | 32,81% |
Сборы за пользование объектами животного мира и ВБР | 15,67% | 12,08% | 12,76% | 11,81% | 12,50% |
Гос. Пошлина | 0,94% | 0,82% | 0,97% | 0,84% | 0,78% |
Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты | 12,36% | 11,48% | 13,08% | 12,11% | 12,07% |
Всего налоговых доходов (млн. руб.) | 2444290,00 | 3212587,80 | 3330988,30 | 4098347,20 | 4661942,90 |
Существенную долю доходов федерального бюджета РФ составляют акцизы. В 2006г. доля акцизов составляла 4,58% в структуре налоговых доходов. В последующие годы происходило сокращение доли акцизов. И в 2010г. планируется доля акцизов в размере 4,2% от общего объема налоговых доходов.
НДС и акцизы выделяются в группах налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ и налоги на товары, работы, услуги, ввозимые в РФ. Рассмотрим подробнее эти две группы.
Наибольшую долю налоговых доходов составляют налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ. По объему поступлений от этих налогов наблюдается то снижение, то увеличение, так с 2006 по 2008 наблюдалось снижение их доли в общем объеме доходов федерального бюджета, и в частности – в общем объеме налоговых доходов, а с 2008 по 2010 наблюдается их увеличение. Наибольшую долю этих налогов составляет НДС.
На втором месте по объему поступлений – налоги на товары, работу, услуги, ввозимые в РФ. До 2008 годы наблюдалось увеличение поступлений от этих налогов, а с 2008 года объем поступлений становится стабильным и составляет около 25% от общего объема налоговых доходов.
Затем следует налог на прибыль организаций. До 2007 года наблюдалось увеличение их доли, а с 2008 начинается снижение их доли в общем объеме налоговых доходов, в период 2007-2010 снижение доли этого налога планируется в размере 4,42%. И в 2010г. планируется наименьшая доля этих доходов за период 2006-2010 гг. – 13,65% от общего объема налоговых доходов.
На четвертом месте прочие налоговые доходы. Поступления от них достаточно стабильны и составляют около 12% от общего объема налоговых доходов.
И на последнем месте в структуре налоговых доходов находятся налоги и сборы за пользование природными ресурсами и государственная пошлина. Их доля в общем объеме налоговых доходов не значительна и составляет примерно 1% и 0,8% соответственно.
2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета
В соответствии с новой бюджетной классификацией неналоговые доходы не выделяются в качестве самостоятельной группы. Так же как и налоговые доходы, они входят в группу "Доходы" и включают согласно ст.51 п.1 БК РФ:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества автономных федеральных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;