Доходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

Федеральный бюджет Российской Федерации – центральное звено государственных финансов России.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики в соответствии со стратегическими направлениями ее развития, стабилизации экономики, регулирования социальных процессов в обществе, сглаживания различий в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны, выполнения международных и внутригосударственных обязательств, обеспечения обороноспособности страны и содержания вооруженных сил, государственной безопасности и управления.

Работа содержит 1 файл

доходы федерального бюджета их состав и структура.doc

— 519.51 Кб (Скачать)

- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества автономных федеральных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты), - по нормативу 100 процентов;

- прочие лицензионные сборы - по нормативу 100 процентов;

- таможенные пошлины и таможенные сборы - по нормативу 100 процентов;

- плата за использованием лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;

- плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

- плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;

- плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;

- консульские сборы - по нормативу 100 процентов;

- патентные пошлины - по нормативу 100 процентов;

- плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов.

Согласно п.2 ст.51 БК РФ в доходах федерального бюджета, помимо перечисленных также учитываются:

- прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- доходы от внешнеэкономической деятельности.

Поскольку штрафы, санкции и т.и. составляют не столь существенную часть неналоговых доходов, можно утверждать, что основную долю неналоговых доходов федерального бюджета составляют доходы от использования и реализации государственной и муниципальной собственности.

 


Таблица 3 Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2010гг.[3]

Неналоговые доходы

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

Ввозные таможенные пошлины

46,19%

49,57%

54,33%

57,03%

58,38%

Вывозные таможенные пошлины

6,80%

4,64%

3,74%

3,44%

3,33%

Прочие вывозные таможенные пошлины

6,80%

4,64%

3,74%

3,44%

3,33%

Таможенные сборы

2,89%

2,49%

2,27%

2,27%

2,29%

Дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале

3,05%

3,02%

3,75%

3,34%

3,11%

Прочие неналоговые доходы

34,27%

35,58%

32,02%

30,25%

29,31%

Целевые отчисления от всероссийских гос. Лотерей

0,01%

0,06%

0,14%

0,22%

0,26%

Всего неналоговых доходов (млн.руб.)

672449,8

797548,2

910613,3

965263,6

1029320,8

 

Из таблицы 3 видно, что наибольшую долю неналоговых доходов составляют ввозные таможенные пошлины и за этот период наблюдается увеличение их доли, т.е. в период 2006-2010 они увеличатся на 12,19%. И в 2010г. достигнуть наибольшего значения – 58,38% от общего объема неналоговых доходов. А наименьшее значение наблюдалось в 2006г. – 46,19%. Этого увеличения планируется достичь за счет снижения прочих неналоговых доходов и вывозных таможенных пошлин.

На втором месте находятся прочие неналоговые доходы, и с 2007 года наблюдается снижение поступлений от них (2006-2010 на 6, 27%). Наибольшая доля этих доходов была в 2007г. – 35,58% от общего объема неналоговых доходов, а наименьшее планируется в 2010г. – 29,31%. Как видно из этих данных планируется значительно их снизить.

Затем следуют вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, дивиденды по акциям и доходы от прочего участия в капитале. В период 2006-2010 года наблюдается снижение доли вывозных таможенных пошлин в общем объеме неналоговых доходов – на 3,47%. Поступления от таможенных сборов достаточно стабильны и составляют около 2,3%. По поступлениям от дивидендов наблюдается то снижение, то увеличение: 2007-2008 гг.– увеличение, 2008-2010гг. снижение на 0,64%.

И на последнем месте находятся целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей - они составляют незначительную долю неналоговых доходов и их долю за период 2006-2010гг. планируется увеличить на 0,25%.

 

2.3 Нефтегазовые доходы федерального бюджета

 

К нефтегазовым доходам можно отнести:

1. НДПИ в виде углеводородного сырья, в том числе:

- Нефть

- Природный газ

- Газовый конденсат

2. Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть

3. Вывозные таможенные пошлины на природный газ

4. Вывозные таможенные пошлины на товары из нефти

Увидеть динамику нефтегазовых доходов за период 2006-2010гг. можно в таблице 4.

Из таблицы 4 видно, что наибольшую долю нефтегазовых доходов составляют вывозные таможенные пошлины на нефть сырую. В 2007г. эти доходы составляли наибольшую долю – 42,31% от общего объема нефтегазовых доходов. А затем наблюдается постепенное снижение и на 2010г. планируется – 40,26%. Значительное снижение – почти на 2% - наблюдалось в 2008г. по сравнению с 2007г.

На втором месте НДПИ в виде углеводородного сырья, это поступления тоже достаточно стабильны и составляют около 35%. Из них наибольшую долю составляет нефть – около 87-88%, затем природный газ – 10-11% и газовый конденсат – около 1%. К 2010г. их планируется немного снизить - примерно на 1%- по сравнению с 2006г.

Затем следуют вывозные таможенные пошлины на природный газ, поступления от них достаточно стабильны, только в 2007 году наблюдался небольшое уменьшение этих поступлений (до 12,49% от общего объема нефтегазовых доходов), они составляют около 13,5% от нефтегазовых доходов.

 

Таблица 4 Состав и структура нефтегазовых доходов федерального бюджета за 2006-2010гг.[4]

Нефтегазовые доходы

2006

2007

2008

2009

2010

Всего, в том числе

100%

100%

100%

100%

100%

НДПИ в виде углеводородного сырья

36,63%

34,44%

35,27%

35,45%

35,59%

Нефть

87,27%

90,76%

88,43%

87,75%

87,55%

Природный газ

12,02%

8,61%

10,57%

11,03%

11,14%

Газовый конденсат

0,71%

0,63%

1,00%

1,21%

1,30%

Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть

41,51%

42,31%

40,70%

40,65%

40,26%

Вывозные таможенные пошлины на природный газ

13,65%

12,49%

13,74%

13,62%

13,83%

Вывозные таможенные пошлины на товары из нефти

8,21%

10,76%

10,28%

10,29%

10,32%

Всего нефтегазовых доходов (млн.руб.)

1975091,9

2992200,3

2465676,9

2385829,0

2378202,7

 

И наконец, вывозные таможенные пошлины на товары из нефти. Эти поступления тоже достаточно стабильны , составляют около 10%, но в 2006 году наблюдалось меньшая доля этих поступлений (8,21%). И к 2010г. их планируется немного увеличить – до 10,32% от общего объема нефтегазовых доходов.

 


Глава 3. Зарубежный опыт

 

3.1 Доходы федерального бюджета США

 

Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Налоговая система США сложная и разнообразна. Согласно американским законам правом устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, графствах, округах и т.д. Федеральные налоги едины и обязательны для всех жителей США, в то время как местные системы налогообложения отличаются друг от друга. Например, не все штаты и территории обязывают своих жителей платить местные налоги.

Виды взимаемых налогов, их ставки, суммы сборов распределяются по уровням так, чтобы оптимально удовлетворить потребности страны и граждан, избегая в то же время чрезмерного налогового бремени. Основные показатели федерального бюджета США представлены в приложении 2 .

Некоторые виды налогов взимаются в США на всех трех уровнях государственной системы, другие – лишь на одном или двух уровнях. В этом состоит одна из особенностей не только налоговой системы, но и системы бюджетного регулирования в США.

На каждом из трех уровней взимаются индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль организаций, налог на наследство и дарение, акцизы. Однако облагаемая сумма, величина налоговых ставок, порядок и сроки взимания определяются на каждом уровне по-своему. Состав налогов, формирующих доходы бюджетов США, представлен на рис.4 (приложение 3).

Структура доходной части бюджета каждого из уровней обладает существенными отличиями. Для федеральных налогов характерна прогрессивная шкала, поэтому основное бремя их уплаты лежит на обеспеченных слоях населения.

Основная часть американских граждан (до 90%) выплачивает в виде налогов 25% от своих доходов, у остальных 10% доля налоговых отчислений выше (иногда достигает 50%). К основным федеральным налогам относят индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций.

Налоги в США признаются одними из самых низких в индивидуально развитых странах – их доля составляет всего 28% ВВП (в среднем в развитых странах этот показатель достигает 38%). Это объясняется достаточно большой степенью "терпимости" американского бюджета к дефициту, который в конечном счете финансируется денежной эмиссией.

Информация о работе Доходы федерального бюджета