Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выработать эффективную политику управления государственным долгом России
Задачи курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты государственного долга России, дать объективную оценку современного состояния долга России, спрогнозировать перспективы развития долга России в ближайшем будущем.
Введение 3
1 Сущность государственного долга 5
1.1 Бюджетный дефицит и способы его финансирования 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 8
1.3 Социально-экономические последствия долга 10
1.4 Управление государственным долгом 14
2 Динамика государственного долга России 17
2.1 Современное состояние государственного долга России
2.2 Перспективы государственного долга России в ближайшие годы
3 Пути снижения долгового бремени
Список использованной литературы
Для замены иностранных кредитов средствами этих фондов целесообразно использовать облигационные займы. В этом случае крупнейшие заемщики у нерезидентов выпускают корпоративные облигации, номинированные в валюте. В эти облигации размещается часть денег Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если возникнет угроза дефолтов данных корпораций, часть облигаций может быть конвертирована в акции. Государство может продать их на рынке, а полученные деньги должны поступить в фонды-кредиторы.
Необходимо также продолжить практику досрочного погашения внешнего государственного долга из средств Резервного фонда, скупая на рынке российские еврооблигации. Это позволит не только погасить государственный долг, но и стабилизировать рынок данных бумаг в период резкого падения их котировок, что в настоящее время особенно актуально. Доходность главного индикатора российских ценных бумаг, обращающихся на внешнем рынке, - валютных гособлигаций «Россия-30» - выросла с 5,28 в апреле-мае до 6,89% в сентябре 2009 г. Скупка еврооблигаций во время кризиса даст возможность так же существенно снизить расходы на погашение внешнего госдолга. Стоимость еврооблигаций с конца 2008-го по октябрь 2009 г. падала до 90% от номинала и ниже. А до кризиса она была выше 115% номинала.
В федеральном бюджете на 2010-2012 гг. предусматривается опережающий рост внешнего долга. Это ставит экономику страны в зависимость от внешнего рынка. Для замены внешних займов внутренними необходимо существенно разнообразить выпуск облигаций на внутреннем рынке. В настоящее время он представлен всего двумя сегментами - рынком облигаций федерального займа и рынком государственных сберегательных облигаций. Причем на ОФЗ приходится около 85% общего объема рынка госбумаг.
Большое значение для привлечения средств в федеральный бюджет и стабилизации фондового рынка имеет увеличение выпуска ценных бумаг для населения. Они не предназначены для активных операций на биржах и во внебиржевых структурах. Их главное предназначение - сохранять сбережения населения. Увеличение выпуска сберегательных облигаций создаст также определенную альтернативу сбережениям в иностранной валюте.
Важное значение имеет и выпуск ценных бумаг нерыночных займов. Эти ценные бумаги находятся у их владельцев до момента погашения. Они не могут быть проданы на свободном рынке, но могут стать предметом залога. Практика показывает, что в условиях кризиса банки охотно переводят часть рискованных активов в стабильные бумаги нерыночных займов. А в условиях стабилизации валютного курса в эти бумаги может быть переведена часть средств с валютного рынка.
Существенным ресурсом для нерыночных займов являются и депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ. В течение ближайших двух лет в облигации нерыночных займов может быть вложено 400-500 млрд. руб. Выпуск таких бумаг даст возможность получить немалые денежные суммы для покрытия дефицита федерального бюджета, а также значительно увеличит залоговую базу для рефинансирования Банком России коммерческих кредитных организаций [9].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ