Динамика государственного долга России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: выработать эффективную политику управления государственным долгом России
Задачи курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты государственного долга России, дать объективную оценку современного состояния долга России, спрогнозировать перспективы развития долга России в ближайшем будущем.

Содержание

Введение 3
1 Сущность государственного долга 5
1.1 Бюджетный дефицит и способы его финансирования 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 8
1.3 Социально-экономические последствия долга 10
1.4 Управление государственным долгом 14
2 Динамика государственного долга России 17
2.1 Современное состояние государственного долга России
2.2 Перспективы государственного долга России в ближайшие годы
3 Пути снижения долгового бремени
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФГОУ ВПО.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

2. Правительственные  структуры посредством предоставления государственных кредитов перспективным предприятиям и гарантий по займам и кредитам, привлекаемым эффективными хозяйственниками, могут способствовать ускорению социально-экономического развития страны. Государственные кредиты и гарантированные займы явились мощным катализатором железнодорожного и промышленного строительства в России во второй половине XIX столетия. Как эффективные финансовые инструменты они проявили себя в годы НЭПа. Сейчас заново нарабатывается опыт использования государственных кредитов и гарантированных займов в интересах хозяйственного строительства.

3. Выпуская долговые  обязательства, предназначенные  для покупки физическими и  юридическими лицами, государство  воздействует на процесс целесообразной  организации сбережений населения  и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов. Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надежными и высоколиквидными. Поэтому они охотно покупаются физическими и юридическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты – высоколиквидные активы, приносящие доход. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране.

4. При разумной организации  функционирования отношений по  формированию и обслуживанию  государственного долга исполнительная  власть может эффективно распределять  налоговое бремя во времени  между поколениями населения  страны. Этот способ распределения налогового бремени дает положительные результаты при финансировании за счет заимствованных средств строительства объектов долгосрочного характера, служащих десятки лет. В этом случае финансовое бремя ложится не на одно (как это имеет место при бюджетном финансировании за счет налоговых поступлений), а несколько поколений, поскольку погашение основной суммы долга и уплата процентов по нему растягиваются во времени.

5. Взаимные долговые  обязательства разных стран являются  фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. Этому способствуют межправительственные займы, заимствования у международных финансовых организаций и на международных финансовых рынках, внешние государственные кредиты. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности и мире.

Негативные  аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы, прежде всего, проявляются в том, что:

1. При чрезмерном развитии  рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности в народном хозяйстве. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики. Степень негативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг. В этих условиях инвесторы отдают безусловное предпочтение вложению средств в государственные долговые обязательства по сравнению с проведением реальных инвестиций. Кроме того, высокая доходность государственных бумаг (наряду с другими факторами) ведет к росту ставки банковского процента за кредитные ресурсы, что делает банковскую ссуду неэффективной для предпринимателя.

2. Чрезмерное увлечение  государства заемными операциями  способствует значительному отвлечению  бюджетных средств от нужд  хозяйственного и социального  развития. Высокий уровень заимствований,  если он к тому же сочетается  с высокой доходностью государственных бумаг, ведет к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Это рассматривается как негативный момент в развитии государственных финансов.

3. Если государство,  увлекающееся заимствованиями, делает  крен в сторону внешних займов, то возможно не только попадание в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но и потеря политической независимости.

4. Наконец, мобилизуемые  с помощью государственных заимствований  средства являются антиципированными, взятыми «вперед» налогами. Рано или поздно долги надо погашать и платить по ним проценты. В части долгосрочной задолженности это перекладывается на будущие поколения. Если речь не идет о строительстве долгосрочных объектов социального характера или производственных предприятий за счет заимствованных средств, то решение текущих проблем за счет займов и кредитов не вполне этично, поскольку за наше относительное благополучие будут расплачиваться будущие граждане страны. Живущие поколения не имеют права забывать об экономическом и морально-этическом аспектах антиципации налогов [6].

 

1.4 Управление государственным долгом

 

Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость  управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным долгом — нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

  • безусловность — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • единство долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • согласованность — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • гласность — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

.   формирование политики в отношении государственного долга;

. определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

. определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

. определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt managements Объекты регулирования в рамках debt management:

•  структура сроков обращения различных долговых обязательств;

• структура кредиторов (путем выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредиторов займов).

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

  • рефинансирование — погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
  • конверсия — изменение доходности займа;
  • консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
  • новация — соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
  • унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

• отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

• дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга [7].

 

2 ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА РОССИИ

 

2.1 Современное состояние государственного долга России

 

Мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., остро сказавшийся на российской экономике, вновь привлек особое внимание к проблеме грамотного управления государственным долгом России, особенно его внешней составляющей. Российская долговая политика была проблемной областью все 1990-е гг., но особенно усугубил её положение кризис 1998 г. В конце 1999 г. была достигнута максимальная глубина внешнего долга в сумме 159 млрд. долл., а внутренний долг в июне 1998 г. составлял около 450 млрд. руб., или 75 млрд. долл. по докризисному курсу.

В отличие от внутреннего  долга, с которым достаточно легко  удалось справиться с помощью  дефолта по основным рублевым обязательствам государства и девальвации национальной валюты, внешняя задолженность потребовала существенных политических и дипломатических усилий и решение связанных с ней проблем сопровождалось определенными моральными издержками. Однако резкая активизация долговой политики (принятие ряда жестких ограничительных норм, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ, существенное снижение новых заимствований и усиление контроля за использованием уже полученных иностранных кредитов и т.п.), а также благоприятная внешняя конъюнктура способствовали досрочному погашению значительной части внешнего долга, который к концу 2008 г. уменьшился до 40 млрд. долл. (табл. 1). Если в 2000 г. отношение государственного долга к ВВП составляло 61,3% (53,7% - внешний долг и 7,6 – внутренний), то в 2008 г. оно снизилось до 8,5 (3,9 и 4,6% соответственно) [8].

 

 

 

Дата

Сумма, млрд долл. США

1991, 25 декабря

95,0

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января[9]

114,1

2006, 1 января[10]

76,5

2007, 1 января[11]

52,0

2008, 1 января[12]

44,9

2009, 1 января[13]

40,6

2010, 1 января[1]

37,6


Таблица 1 - Динамика государственного внешнего долга России [10]

К началу апреля 2009 г. долг снизился ещё больше и составил 29,9 млрд долл. Однако со II квартала минувшего года, впервые за последние 11 лет, начался его рост. На начало октября внешний госдолг достиг 46,2 млрд. При этом долг органов государственного управления изменился незначительно, а органов денежно-кредитного регулирования во II—III кварталах 2009 г. вырос с 2,5 млрд до 16,6 млрд долл. (табл. 2).

 

01.01.09

01.04.09

01.07.09

01.10.09

Органы государственного управления

29,5

27,4

30,0

29,6

Органы денежно-кредитного регулирования

3,3

2,5

11,0

16,6

Всего

32,8

29,9

41,0

46,2


Таблица 2 – Динамика внешнего долга России в 2009 г., млрд. долл. [9]

В абсолютном выражении  российский внешний государственный  долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3% от объема ВВП страны

По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после  двенадцатилетнего перерыва снова  вернулась к заимствованиям на внешнем  рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

 

Категория долга

Сумма, млрд долларов США

Сумма, млрд ЕВРО*

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

37641,0

26237,9

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,

не являвшаяся предметом  реструктуризации

999,8

696,9

Задолженность перед  официальными кредиторами - не членами  Парижского клуба

1820,4

1268,9

Задолженность перед  официальными

кредиторами - бывшими странами СЭВ

1300,1

906,2

Коммерческая задолженность  бывшего СССР**

830,5

578,9

Задолженность перед  международными финансовыми организациями

3793,9

2644,6

Задолженность по еврооблигационным  займам

26239,6

18290,5

внешний облигационный  заем 2010 года

328,2

228,7

внешний облигационный  заем 2030 года

19945,1

13902,9

внешний облигационный  заем 2018 года

3466,4

2416,3

внешний облигационный  заем 2028 года

2499,9

1742,6

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1775,3

1237,5

в том числе:

   

ОВГВЗ VII серии

1750,0

1219,9

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте

881,4

614,4

Информация о работе Динамика государственного долга России