Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выработать эффективную политику управления государственным долгом России
Задачи курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты государственного долга России, дать объективную оценку современного состояния долга России, спрогнозировать перспективы развития долга России в ближайшем будущем.
Введение 3
1 Сущность государственного долга 5
1.1 Бюджетный дефицит и способы его финансирования 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 8
1.3 Социально-экономические последствия долга 10
1.4 Управление государственным долгом 14
2 Динамика государственного долга России 17
2.1 Современное состояние государственного долга России
2.2 Перспективы государственного долга России в ближайшие годы
3 Пути снижения долгового бремени
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Сущность государственного долга 5
1.1 Бюджетный дефицит и способы его финансирования 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 8
1.3 Социально-экономические
1.4 Управление государственным долгом 14
2 Динамика государственного долга России 17
2.1 Современное состояние государственного долга России
2.2 Перспективы государственного долга России в ближайшие годы
3 Пути снижения долгового бремени
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом. Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.
Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
В 1990-е гг. после перехода страны к рыночной экономике проблеме государственного долга как неотъемлемой части бюджетно-налоговой политики не уделялось достаточного внимания. Заимствования на государственном уроне воспринимались исключительно в качестве безболезненного лекарства от текущих бюджетных трудностей. В результате такие недальновидные действия привели к дефолту 17 августа 1998 года, спровоцировавшему один из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.
В 2000 г. с приходом к власти президента В.В. Путина в экономике страны наметились положительные сдвиги, дефициты Федерального бюджета сменились профицитами, и за 2000-2008 гг. Россия смогла рассчитаться с большей частью своих долгов. Однако мировой финансовый кризис, разыгравшийся в 2008-2009 гг., вынудил Правительство РФ снова вернуться к политике государственных заимствований. По оценкам экспертов внешние заимствования уже в 2010 г. могут составить более 7 млрд. долл., а в последующем – больше 10 млрд. долл. в год. В связи с этим, тема данной курсовой работы становится особенно актуальной.
Цель данной курсовой работы: выработать эффективную политику управления государственным долгом России
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические
1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами [4].
Государство имеет несколько источников средств для покрытия бюджетного дефицита:
· налоговые поступления
· эмиссия денег
· государственные кредитные отношения
Основную массу денежных
ресурсов, предназначенных для
Эмиссия денег является самым простым методом покрытия бюджетного дефицита. Большинство стран со времен перехода от золотого к бумажноденежному обращению неоднократно использовали дополнительную эмиссию для этих целей. Правительства особенно часто применяют это средство в критических ситуациях – во время войны или длительного кризиса. Избыточная эмиссия широко применяется и в настоящее время во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. Такая эмиссия приводит к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, стремительно снижается курс национальной валюты, в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита [5].
При очевидной неэффективности денежной эмиссии как средства покрытия дефицита бюджета, государство вынуждено вступать в государственные кредитные отношения. Государство в кредитных отношениях может выступать в трех функциях: как заемщик, гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств, государство выступает как кредитор, а другая сторона – как заемщик.
Таким образом, в соответствии
с характером операций государственные
кредитные отношения
Рисунок 1 – Состав государственных кредитных отношений
Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. Предоставление государством кредитов ведет к формированию государственных финансовых активов или долгу перед государством.
Государственные заимствования могут осуществляться в виде
· государственных займов
· прямых кредитов
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующим долговое обязательство государства, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока — и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.
Прямые кредиты государству могут быть предоставлены как обычным заемщикам: любым банком (в том числе и зарубежным) на рыночных условиях, международными финансовыми организациями либо правительствами других стран.
Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, хозяйственными организациями. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идет о гарантированных займах и кредитах. По гарантированным заимствованиям государство несет в полной мере финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности заемщика. Однако и в случае финансовой состоятельности заимополучателя государство несет вполне конкретные затраты, например, на проведение конкурса по размещению и оформление гарантии, резервирование средств на погашение гарантированного займа или кредита.
Осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий ведет к формированию государственного долга
[6].
1.2 Понятие и классификация государственного долга
Таким образом, государственный долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (включая проценты по ним) перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая и обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ [6].
Справедливым будет являться и другое определение: государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков [4].
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:
Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 3 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет [2].
В зависимости от срока погашения Государственный долг подразделяется капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
В зависимости от рынка размещения и валюты заимствования различают внутренний и внешний долг государства.
Внутренний долг – это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний долг государства – это долг перед резидентами. Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население.
Внешний долг – это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внешний государственный долг – это долг перед нерезидентами. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.) [4].
Однако, если выделить основным критерием разграничения долговых обязательств валюту займа, можно привести другие формулировки государственного внутреннего и внешнего долга, данные Бюджетном кодексе Российской Федерации:
• внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
• внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) [1].
Согласно существующим уровням государственной власти различают государственный долг Российской Федерации и долг субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг. Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга [6].
1.3 Социально-экономические последствия долга
Как любое сложное общественное явление государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы.
В первую очередь положительное значение государственных заимствований состоит в том, что:
1. Они являются в
основном неинфляционным