Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:58, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: выработать эффективную политику управления государственным долгом России
Задачи курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты государственного долга России, дать объективную оценку современного состояния долга России, спрогнозировать перспективы развития долга России в ближайшем будущем.
Введение 3
1 Сущность государственного долга 5
1.1 Бюджетный дефицит и способы его финансирования 5
1.2 Понятие и классификация государственного долга 8
1.3 Социально-экономические последствия долга 10
1.4 Управление государственным долгом 14
2 Динамика государственного долга России 17
2.1 Современное состояние государственного долга России
2.2 Перспективы государственного долга России в ближайшие годы
3 Пути снижения долгового бремени
Список использованной литературы
* Объем государственного
внешнего долга Российской
** Неурегулированная
коммерческая задолженность
Таблица 3 - Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года [10]
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 01.06.2010 составляет 2146,701 млрд. рублей, в том числе: государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации в размере 309,612 млрд. рублей [10].
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии в валюте Росийской Федерации | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
Таблица 4 - Динамика государственного внутреннего долга
В настоящее время в России внутренние долговые обязательства условно подразделяются на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются регулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
К рыночным инструментам можно отнести:
· государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС);
· облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);
· облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД);
· облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);
· государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС);
· облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);
· облигаций государственных нерыночных займов (ОГНЗ);
· государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО).
К нерыночным – векселя Минфина, задолженность центральному банку и пр.
Период |
Виды государственных ценных бумаг |
Всего | |||
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-АД |
ГСО-ППС |
ГСО-ФПС | ||
По состоянию на 01.06.10 |
699,614 |
848,805 |
150,415 |
132,000 |
1 830,834 |
Таблица 5 – Структура государственного внутреннего долга
(в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) [10]
Рисунок 2 – Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах на 24.05.2010 г.
2.2 Перспективы государственного долга России в ближайшие годы
За 1998-2009 гг. внешний государственный долг России сократился более чем в 5 раз. В федеральном бюджете на 2010 г. и на период 2011-2012 гг. предполагается продолжить практику крупных внешних заимствований. Например, в наступившем году они составят 18 120,8 млн долл., а в 2012 г. вырастут до 20 084,8 млн (предполагаемый объем огашения, соответственно, - 3434,0 и 2637,5 млн долл.).
Основной формой государственных внешних заимствований станет выпуск облигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках. Для этого предусмотрено возобновить выпуск федеральных еврооблигаций. В последний раз крупные заимствования на рынке еврооблигаций производились в 1998 г. Затем в течение 10 лет задолженность по федеральным еврооблигациям снизилась примерно в 3 раза и на начало июля 2009 г. составила 15,9 млрд долл. С учетом облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) на внешнем рынке тогда обращалось федеральных облигаций на сумму 16,3 млрд. В 2010-2012 гг. предполагается дополнительно разместить внешние облигационные займы более чем на 58,45 млрд долл.
С учетом новых заимствований задолженность по федеральным ценным бумагам, обращающимся на внешнем рынке, составит в наступившем году 44,5 млрд долл., а к 2013 г. достигнет 80,9 млрд. Добавим, что, помимо выпуска еврооблигаций, предполагается привлечь крупные заимствования также у МВФ и МБРР.
В федеральном бюджете на 2010-2012 гг. четко не обоснована необходимость в столь гигантских валютных займах. Ведь золотовалютные резервы страны высоки (441,7 млрд долл. на 13.11.2009), они составляют около 70% резервов всех стран еврозоны. При этом в последнее время наши золотовалютные запасы постоянно растут, несмотря на то, что часть их - средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - используется на финансирование дефицита бюджета. Кроме того, коммерческие банки за последний год накопили собственные валютные резервы. Часть накоплений может быть вложена в государственные ценныебумаги, номинированные в иностранной валюте.
В целом из-за новых кредитов и займов внешний государственный долг России к концу 2012 г. увеличится до 104,3 млрд долл., т.е. в 3,5 раза. Его объем превысит 65% от уровня 1998 г. и вновь станет одним из самых больших в мире. Надо отметить, что в развитых странах ярко выражена тенденция к росту внутреннего госдолга, а внешний обычно невелик. В России же в 2010-2012 гг. внешний госдолг будет расти гораздо быстрее внутреннего и почти сравняется с ним.
В последнее время усиливается также и тенденция роста внутреннего государственного долга России. В 2002-2008 гг. он увеличился с 545 млрд руб. до 1804,2 млрд - 3,6% ВВП. В соответствии с бюджетом на 2010-2012 гг. внутренний государственный долг в 2012 г. возрастет по сравнению с 2008 г. в 2,4 раза и составит 8,1% ВВП. Этот рост будет осуществляться, прежде всего, за счет выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, которых в 2011 г. предусмотрено разместить на сумму 957,5 млрд руб. (табл. 6). Это около 60% от емкости сегодняшнего рынка государственных ценных бумаг.
2009 г. |
2010 г. |
2011 г |
2012 г. | |
Размещение государственных ценных бумаг |
642,3 |
844,1 |
957,5 |
755,4 |
Погашение государственных ценных бумаг |
100,4 |
275,7 |
208,9 |
518,9 |
Чистые заимствования на внутреннем рынке (объем размещения госбумаг, уменьшенный на объем их погашения) |
541,9 |
568,4 |
748,6 |
236,5 |
Таблица 6 - Размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке для финансирования дефицита госбюджета, млрд.
Только за 2011 г. объем новых государственных ценных бумаг составит более половины выпущенных за последние 11 лет. Объем размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) резко возрастет с учетом их обмена на акции банков в рамках докапитализации кредитных организаций.
Сегодня российский рынок государственных ценных бумаг находится в кризисном состоянии. Дюрация рыночного портфеля (средний срок до погашения облигаций) уменьшилась за полтора года с 2104 до 1663 дней. Котировки отдельных выпусков ОФЗ снижались до 60-90% от номинала. Масштабный выпуск госбумаг в 2010-2012 гг. придется осуществлять за счет эмиссии все более краткосрочных ценных бумаг с доходностью примерно в 2 раза выше, чем в докризисный период.
В итоге рынок облигаций федерального займа начнет развиваться по принципу пирамиды ГКО-ОФЗ в 1994-1998 гг., а погашение госбумаг будет производиться за счет новых, все более масштабных выпусков. Объем погашения облигаций в 2012 г. (518,9 млрд руб.) в 6,2 раза превысит уровень 2008 г. (84,3 млрд). Чистые заимствования на внутреннем рынке сократятся с 748,6 млрд в 2011 г. до 236,5 млрд руб. в 2012 г. Пирамида госбумаг станет работать сама на себя. Все большее количество выпускаемых облигаций будет предназначаться для погашения их прежних выпусков и все меньшее - для привлечения чистых заимствований в федеральный бюджет.
Кризис привел к росту затрат на обслуживание внутреннего госдолга. В связи с тем, что доходность ОФЗ возросла с 5,25 в мае 2008 г. до 14,09% в феврале 2009 г., заимствования на внутреннем рынке стали для государства в 2,7 раза дороже. В федеральном бюджете на 2010 г. и на период 20112012 гг. предусматривается, что стоимость внутренних заимствований хотя и будет уменьшаться, но сохранится на очень высоком уровне. В 2010-2012 гг. внутренние займы будут размещаться под 9-11,5% годовых, что в 1,5-2 раза выше, чем до кризиса.
В целом государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации в 2002-2008 гг. снизился с 42,2 до 6,5% ВВП. Однако кризис внес изменения в эту динамику. Уже в 2009 г. он вырос до 10,1% ВВП. В соответствии с федеральным бюджетом на 20102012 гг. государственный внутренний и внешний долг России в 2012 г. превысит 15% ВВП (рис. 3). Это существенно ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по госдолгу - 60% к ВВП. Но если такие темпы сохранятся, то в 2021 г. этот порог будет превышен.
Рисунок 3 – Динамика государственного долга России, % к ВВП
Доля расходов на обслуживание и погашение госдолга в общих расходах федерального бюджета увеличится к 2012 г. в 1,9 раза (табл. 7). До 2009 г. эта доля снижалась. В 2010-2012 гг. она будет быстро расти.
Расходы |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
На обслуживание госдолга, млрд. руб. |
202,8 |
304,3 |
450,6 |
561,0 |
На погашение госдолга, млрд руб. |
137,8 |
116,4 |
160,1 |
96,0 |
Всего, млрд руб. |
340,6 |
420,7 |
610,7 |
657,0 |
На обслуживание и погашение госдолга, % к расходам федерального бюджета |
3,6 |
4,2 |
6,5 |
6,8 |
Таблица 7 – Расходы на обслуживание и погашение государственного долга РФ
2.3 Пути снижения долгового бремени
Возникает вопрос, насколько оправданна политика использования внешних займов, т.е. фактически возврат на уже пройденный путь с последующим перераспределением нагрузки на будущие поколения для выплаты долга. Похоже, что новые заимствования - неизбежный шаг, учитывая сегодняшние реалии квазирыночной экономики России. Логика проста: покрыть бюджетный дефицит можно за счет увеличения доходов и / или снижения расходов. Быстрое повышение доходов, если исключить значительный рост налогов, нереальный в условиях кризиса, при вялой глобальной и внутренней конъюнктуре рынков и слабо диверсифицированной структуре экономики, невозможно. Это долгосрочная перспектива, связанная с переходом на инновационную модель развития.
Конечно, имеются и краткосрочные резервы. Однако к действенным практическим шагам, например по осторожному «декларационному» наступлению на коррупцию или сокращению одного из крупнейших в мире офшорного сектора экономики, правительство явно не готово.
Не удается в силу различных причин существенно сократить и расходы, что на практике считается одним из самых эффективных способов покрытия бюджетного дефицита, способным дать относительно скорые финансовые результаты. Например, в 2008 г. расходы на государственное и муниципальное управление выросли на 30%, в 2009 г. - еще на 4%. Каждый третий бюджетный рубль в этой сфере был потрачен без должной отдачи [8].
Но есть и другие пути смягчения давления бремени государственного долга на экономику страны.
В немалой степени снять напряженность на долговом рынке можно за счет использования части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В условиях крупномасштабных заимствований на внешнем и внутреннем рынках даже к началу 2013 г. величина этих двух фондов, в соответствии с федеральным бюджетом, составит 1,1 трлн. руб. То есть средств этих фондов хватит на 4 с лишним года. Если же кризис завершится к середине 2010 г., то остаток составит более 3 трлн. руб.