Деятельность международных экономических организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы. Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.
Общая характеристика системы международных экономических организаций.
Понятие и виды международных организаций.
Цели и функции, роль международных организаций.
ГЛАВА 2.
Современная Россия в системе международных экономических организаций.
2.1Приоритеты внешнеэкономической политики РФ.
2.2 Взаимодействие России и ОЭСР.
2.3 РФ и ВТО: перспективы сотрудничества.
ГЛАВА 3.
Глобализация как важнейший результат деятельности международных экономических организаций, его влияние на отдельные государства.
3.1 Глобализация экономики, сущность и положительное воздействие.
3.2 Выявление и анализ проблем, создаваемых глобализацией.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курс.мир.экон..docx

— 175.50 Кб (Скачать)

Приоритетом в регулировании  внешнеторговой деятельности России является Конституция  Российской Федерации 1993 г. и международные  договоры РФ, Таможенный кодекс РФ. Общую  правовую базу регулирования внешнеторговой деятельность составляют Закон РФ от 13.10.1995 г. 157-ФЗ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» (в ред. от 10 февраля 1999 г.), Закон РФ от 16.06, 1995 г. 101-ФЗ «О международных договорах  РФ», Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе», Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», Закон РФ от 13.03.1995 г. 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», Закон РФ от 30.11.1995 г.187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Закон РФ от 31.07.1996 г. «О ратификации соглашения о товарообороте и производственной кооперации в области машиностроения на взаимоувязанной основе», Закон РФ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Закон РФ от 27.11.1996 г. «О ратификации соглашения о перевозках специальных грузов и продукции военного назначения», Закон РФ от 12.02.1998 г. 26-ФЗ «О ратификации соглашения об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачи специальных разрешений за провоз нормативных документов, эталонов, средств измерений и стандартных образцов, провозимых с целью проверки и метрологической аттестации», Закон РФ «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. и др.

 

 

 

 

 

2.2 Взаимодействие  России  и ОЭСР.

 

     Задача  встраивания  России в мировую  торгово-экономическую  систему в  большинстве случаев  понимается почему-то как задача  присоединения  к Всемирной  торговой организации. Однако  существуют  и другие, не менее  влиятельные международные организации,  членство в которых оказывает  участникам более комплексное  содействие в развитии их экономики  и социально-экономической политики, в регулировании отношений с  различными сегментами глобального  хозяйства и его участниками.  Такой организацией, без сомнения, является Организация экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР), созданная в свое время как «штаб» по выработке стратегии ведущих развитых государства, и которая затем, по мере углубления процесса глобализации, сама стала авторитетной и глобальной организацией. Подход  ОЭСР к странам-нечленам, в том  числе к России, является более  гибким и мягким по сравнению с  ВТО с её основным принципом «всё или ничего». Вот почему многие страны, в том числе России, стремятся стать членами ОСЭР, использовать её возможности для комплексного социально-экономического развития и ускорения экономического  роста.

Процесс глобализации мирового хозяйства в  последние десятилетия  ведёт  к усилению роли международных  организаций, составляющих институциональную  основу этого процесса. Наряду с  системой ООН и такими глобальными  организациями, как МВФ, Всемирный  банк и ВТО сегодня всё более  весомую роль играет ОЭСР.

ОЭСР  представляет собой  глобальную организацию со штаб-квартирой  в Париже, которая традиционно  объединяет в основном развитые страны мира: Австралию, Австрию, Бельгию, Великобританию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию,, Ирландию, Исландию, Испанию, Италию, Канаду, Южную Корею,  Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Словакию, США, Финляндию, Францию, Чехию, Швейцарию, Швецию и Японию, а также Мексику, Новую Зеландию и Турцию. Население стран ОЭСР насчитывает 1 млрд. 140 млн. чел (так называемый «золотой миллиард»), что составляет около 18% населения мира. Страны-члены производят 81,5% мирового ВВП.

ОЭСР  является ведущим  органом стран-участниц в плане  макро- и отраслевой координации. Эта  координация осуществляется, прежде всего, с помощью форумов, в рамках которых страны-участницы совместно  прорабатывают и совершенствуют  свою экономическую и социальную политику. Результатом такого обмена мнениями становятся декларации, конвенции, соглашения по различным вопросам, например, Соглашения по борьбе  с  коррупцией, Многостороннее соглашение по инвестициям, Консенсус по экспортным кредитам. Часть решений Организации, сформулированных более чем в 190 нормативно-правовых актах, обязательна к исполнению.

Организация взаимодействует  с 70 государствами, не входящими в  неё, путем осуществления  программ сотрудничества со странами Юго-Восточной  Европы, СНГ и Балтии; государствами  Азии и Южной Америки.

 Среди наиболее важных  направлений деятельности ОЭСР - вопросы регулирования международной торговли и международных инвестиций, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений со странами с переходной экономикой и развивающимися странами с переходной экономикой и развивающимися странами и другие проблемы, с которыми сталкиваются страны-члены. Согласно  Конвенции целями ОЭСР является высший темп устойчивого экономического роста и роста занятости, повышения уровня жизни в странах-членах, стабильный экономический рост стран, не входящих в организацию, расширение мировой торговли на многосторонней, на дискриминационной основе, в соответствии с международными обязательствами. Для достижения этих и других обязательств организации согласно ст. 3 конвенции  страны договорились:

Предоставлять друг другу  и организации информацию, необходимую  для достижения её целей;

Проводить постоянные консультации, исследования и участвовать в  совместных проектах;

Тесно взаимодействовать  и по мере необходимости принимать  согласованные меры. Основные  направления взаимодействия между  ОЭСР и Россией определены в Декларации о сотрудничестве между ОЭСР и  РФ, принятой в 1994 . Согласно ст. 1 Декларации одним из направлений деятельности ОЭСР в России является содействие России в разработке и осуществлении рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, в создании рыночных институтов и инструментов. Консультации по вопросам отраслевого развития помогли бы использовать опыт стран ОЭСР в области научно-технической и промышленной политики, что способствовало бы реструктуризации российской промышленности и повышению её конкурентоспособности. В области торговой политики сотрудничество с ОЭСР началось с анализа барьеров на пути России к мировому рынку и внутристрановых препятствий для внешней торговли. Непременным условием вступления России в ОЭСР является соответствие норм российского  законодательства нормам ОЭСР. Таким образом, после окончания процесса вступления в ОЭСР социально-экономическое законодательство России будет в определённой степени соответствовать нормативно-правовой базе ОЭСР, что в известной мере можно сравнить с результатом предполагаемого членства России в ВТО. Всё это создаёт предпосылки для сближения и унификации российского правового пространства с нормами развитых стран мира, что станет очередным шагом на пути интеграции России в сообщество развитых стран и создаст реальные предпосылки для увеличения темпов развития экономики и решения социальных вопросов.

В настоящее время министерства начали работу по проведению сравнительного анализа правовых инструментов ОЭСР и российского законодательства. Параллельно идёт процесс сближения  с нормами ОЭСР по таким направлениям, как согласование статистических систем, показателей экономического развития, показателей НИОКР в соответствии с методологией.

Предполагаемое  вступление в ОЭСР принесёт России и другие преимущества.

С политической точки зрения  вступление России в такую уважаемую  и влиятельную организацию будет  способствовать повышению степени  интеграции России в мировое сообщество, а также качественному изменению  контактов с развитыми странами мира. Как член ОЭСР, Россия сможет более  тесным образом участвовать в  многостороннем регулировании мирового хозяйства. В качестве полноправного члена ОЭСР Россия сможет полнее использовать неограниченные информационные ресурсы организации в форме ознакомления со служебной документацией или участвуя в заседаниях комитетов.

Вступление в ОЭСР даст нам широкие возможности обсуждения вопросов, имеющих для нашей страны принципиальное значение, таких, например, как режим миграции капитала, валютных операций, субсидии для сельского  хозяйства, торговые режимы. Предварительная  проработка и оценка российской стороной вышеперечисленных направлений  может позитивно влиять на заключение соглашений и в рамках ОЭСР, и  в рамках других международных организаций. Например, в ещё не принятом многостороннем соглашении по инвестициям для российской экономики важны пожелания, касающиеся регулирования деятельности ТНК  в рамках национальной юрисдикции. Россия также получит возможность участия в разработке международных норм в области налогообложения. В рамках глобальных форумов(по устойчивому развитию, информационной экономике, управлению, торговле, международным инвестициям, сельскому хозяйству, конкуренции) Россия получит возможность поднимать вопросы, составляющие её исключительный интерес. В рамках Форума по устойчивому развитию усиление политического диалога создаст предпосылки для оптимального использования преимуществ глобализации. Глобальный форум по управлению позволит выносить на повестку дня и обсуждать пути повышения эффективности структур управления. В рамках глобального форума по  управлению позволит выносить на повестку дня и обсуждать пути повышения эффективности структур управления. В рамках глобального форума по международным инвестициям Россия получит возможность продвижения соглашений в инвестиционной сфере в своих  интересах. Членство в ОЭСР также поможет поднять инвестиционный рейтинг России, что немаловажно в свете потребности нашей страны в притоке иностранного капитала.

Вступление России в ОЭСР будет способствовать повышению  организацией нашего кредитного рейтинга. В данный момент РФ находится в  четвёртой группе  кредитного рейтинга, наравне с такими странами, как  Алжир и Иран. Повышение кредитного рейтинга будет способствовать увеличению степени доступности кредитов для  российских компаний в западных странах, снижению стоимости страхования  сделки для западных компаний по поставкам  оборудования в Россию, что в конечном счете снизит издержки российских компаний и банков. Конечно, есть и некоторые  отрицательные  моменты вступления России в ОЭСР.

Все члены ОЭСР являются членами ВТО  и многие нормы  и другие документы ОЭСР, особенно в области международной торговли, подчёркивают приверженность правилам ВТО.

 

2.3 РФ и ВТО: перспективы   сотрудничества.

 

      Как известно, в регулировании международной   торговли, в устранении препятствий   для ее развития, ее либерализации   важную роль играют международные  экономические организации. Одна  из основных организаций такого  рода - Генеральное соглашение о  тарифах и торговле (ГАТТ). Договор  о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил  в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г.  ГАТТ прекратила свое существование,  модифицировавшись во Всемирную  торговую организацию (ВТО).

 

      ГАТТ - многостороннее  международное соглашение, содержащее  принципы, правовые нормы, правила  ведения и государственного регулирования  взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших  международных экономических организаций,  сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

 

      Деятельность  ГАТТ осуществлялась посредством  многосторонних переговоров, которые  объединялись в раунды. С начала  работы ГАТТ было проведено  8 раундов, результаты которых  привели к десятикратному сокращению  средней таможенной пошлины. После  2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-х годов - около  4%11.

 

По состоянию  на 1 января 2002 г. членами ВТО являлись 144 государства. На различных стадиях переговоров  о присоединении находятся, помимо России, около 30 государств. Процесс  присоединения к ВТО достаточно сложен. Процедура вступления предусматривает  как подготовку необходимого внутреннего  законодательства, так и проведение двусторонних переговоров о мерах  по открытию рынка со всеми торговыми  партнерами, целью которых является согласование внешнеторговых тарифов, условий субсидирования внутреннего  производства и допуска на рынки, включая рынок банковских и страховых  услуг.

 

      ВТО - единственная  организация мирового уровня, вырабатывающая  правила международной торговли  для обеспечения ее максимально  возможной предсказуемости и  свободы, а также справедливого  разрешения споров между странами-участницами  по любым вопросам, касающимся  торговли и торговых барьеров. ТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств государств в сфере  международной торговли товарами и  услугами.

 Особенность ВТО в  сравнении с другими международными  организациями заключается в  том, что переговоры в ВТО  касаются миллиардных сумм, поскольку  в их результате устанавливаются  правила экспорта и импорта  товаров и услуг, непосредственно  затрагивающие интересы потребителей, производителей и конкретных  компаний.

Вопрос  вступления России в ВТО возник в 90-х годах ХХ века. Вокруг него происходят самые  острые дискуссии. У вступления в  ВТО большое число как  сторонников, так и противников. Интрига разворачивается, главным  образом, вокруг условий  вступления нашей страны в ВТО. Россия завершила первый, информационный, этап присоединения к ВТО. Будущие  партнеры по торговой организации ознакомлены  с позицией РФ по таможенным тарифам. Цель  наших потенциальных партнеров  – снижение уровня наших ввозных  барьеров до величины, принятой в ВТО, с целью открытия отечественного рынка для импорта и максимальной либерализации торгового режима.

Информация о работе Деятельность международных экономических организаций