Деятельность международных экономических организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы. Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1.
Общая характеристика системы международных экономических организаций.
Понятие и виды международных организаций.
Цели и функции, роль международных организаций.
ГЛАВА 2.
Современная Россия в системе международных экономических организаций.
2.1Приоритеты внешнеэкономической политики РФ.
2.2 Взаимодействие России и ОЭСР.
2.3 РФ и ВТО: перспективы сотрудничества.
ГЛАВА 3.
Глобализация как важнейший результат деятельности международных экономических организаций, его влияние на отдельные государства.
3.1 Глобализация экономики, сущность и положительное воздействие.
3.2 Выявление и анализ проблем, создаваемых глобализацией.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курс.мир.экон..docx

— 175.50 Кб (Скачать)

 

      Совещания  руководителей ведущих стран   мира не имеют статуса международной   организации, не основаны на  каком-либо договоре и, таким  образом, не располагают ни  постоянным секретариатом, ни  другими над национальными органами. Скорее их можно назвать «привилегированным  клубом», члены которого наделены  практически неограниченными полномочиями  и, конечно, несут огромную  ответственность. По традиции  все решения на совещаниях  принимаются единогласно. 

 Довольно  известной  экономической организаций  является, например, Организация экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР) - межрегиональная  экономическая  организация. ОЭСР  была создана в 1961 г. и являлась в политическом, организационном и юридическом отношении преемницей Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), представлявшей первую попытку послевоенного «объединения Европы».

Конвенция о создании ОЭСР подписана в Париже 14 декабря 1960 г. по инициативе США и вступила в  силу 30 сентября 1961 г. после ратификации  всеми государствами-участницами. Предшественница  ОЭСР, Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), была создана 16 апреля 1948 г. для восстановления экономики  западноевропейских стран в соответствии с планом Маршалла - планом американской экономической и политической помощи Западной Европе.

 

      Вскоре  после ее образования обнаружилась  необходимость более тесного   экономического сотрудничества  между  западными странами, включая  США и Канаду. 14 декабря 1960 г. все 20 государств, бывших членов ОЕЭС, подписали конвенцию об учреждении ОЭСР. В соглашении о создании провозглашаются  три основные цели организации, сформулированные в ст. 1:

1) добиваться неуклонного  подъема экономики и занятости,  повышения уровня жизни в странах-членах, сохраняя при этом финансовую  устойчивость и способствуя тем  самым развитию мировой экономики;

2) способствовать здоровому  подъему  экономики в находящихся  в  процессе экономического  развития странах, как участвующих  в организациях, так и не участвующих;

3) содействовать расширению  мировой  торговли на многосторонней  основе  без дискриминации в  соответствии  с международными  обязательствами.

 

      Эта организация  выполняет большинство  функций,  присущих международным организациям:  информационную, нормотворческую, оперативную. 

      Сегодня  одной из основных функций  любой  международной организации  признается информационная функция.  Она осуществляется в двух  аспектах: во-первых, каждая организация  публикует серию документов, непосредственно  касающихся ее структуры, целей  и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует  специальные материалы: доклады,  обзоры, рефераты по актуальным  вопросам международных отношений,  подготовка которых служит одним  из видов деятельности организации  по руководству международным  сотрудничеством государств в конкретных областях.

  В литературе подробно  рассматривался вопрос о характере  участия международной организации  в процессе нормотворчества: правовое  положение организации, возможность  ее влияния на содержание принимаемых  текстов конвенций, юридическая  сила этих актов и др. Непосредственно нормотворческая функция международных организаций возникла после Второй мировой войны, когда ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и некоторые другие получили право на заключение международных договоров. Договорная практика международных организаций на современном этапе - стабильное явление международной жизни.

   Оперативная функция  - новая среди функций  международных  организаций. Она  присуща,  например, ООН, ее специализированным  учреждениям, а также ряду международных   организаций, обладающих коммерческо-эксплуатационной  деятельностью.

 Оперативными  функциями  ООН являются: операции ООН по  поддержанию международного мира  и безопасности; оказание технической   помощи освободившимся странам  со стороны  ООН и специализированных  учреждений и др. Специфика оперативной  функции по сравнению с другими  функциями международных организаций  объясняется в литературе следующим  образом: «Оперативные функции  представляют собой особый метод  деятельности международной организации.  Если при осуществлении регулирующих  и контрольных функций международная  организация стремится побудить  государства к реализации ее  задач, оказывая на них определенное  политическое давление, то при  осуществлении оперативных функций  она сама реализует свои задачи  при помощи находящихся в ее  распоряжении людских и материальных  средств».

В литературе справедливо  отмечалось, что все развитие международного права происходило на фоне научно-технического прогресса. Научно-техническая революция, начавшаяся в середине 50-х годов, существенно повлияла на международное  сотрудничество государств в рамках международных организаций. Она потребовала качественно нового уровня деятельности международных организаций, наделенных определенными коммерческо-эксплуатационными функциями. К числу таких международных организаций относятся: Международная организация связи через искусственные спутники Земли (Интелсат), Международная организация морской спутниковой связи (Инмарсат), проектируемая международная организация – Международный орган по морскому дну. Появление подобных международных организаций означает дальнейшее развитие оперативной функции международных организаций.

Оперативные функции в  области международных  расчетов выполняет МВФ.

 Членство  в международной  организации  представляет собой  одну из наиболее упорядоченных  форм участия государства в  процессе международного взаимодействия. В основе института членства  лежит совпадающее волеизъявление, с одной стороны, государства,  стремящегося к участию в организованных  коллективных усилиях по достижению  определенного круга целей, а  с другой, - волеизъявления других  государств, намеревающихся создать  такую организацию или уже  являющихся ее членами9.

 

      Таблица 2.

 

Ведущие страны в  мировой торговле услугами в 1980-1997 гг.(в  %)Страна Доля  в мировом экспорте услуг Доля  в мировом импорте услуг

1980 г. 1990 г. 1997 г. 1980 г. 1990 г. 1997 г.

США 10,1 17,0 17,5 8,4 11,8 11,6

Франция 10,8 9,3 6,1 8,4 7,1 4,8

Германия 7,5 6,8 5,7 11,9 9,8 9,3

Великобритания 8,5 6,7 6,5 6,2 5,3 5,3

Япония 4,7 5,1 5,2 8,1 10,5 9,4

Италия 5,1 6,1 5,5 4,1 6,0 5,4

Нидерланды 4,4 3,8 3,7 4,4 3,5 3,4

Всего 51,1 54,8 50,2 51,5 54,0 49,2

 Правовое  положение  международной организации  характеризуется  наличием учрежденного ее уставом  механизма, координирующего, контролирующего  и направляющего  деятельность  самой организации и ее членов. Правовое  состояние членства, т.е. участие  в деятельности организации, пользование  правами и привилегиями и выполнение обязанностей, предусмотренных правовыми  актами организации, возникает с  момента учреждения данной организации (для первоначальных членов) или принятия государства в члены согласно установленному учредительным актом порядку. Основаниями для членства в международной организации служат:

- участие государства  в конференции  по разработке  устава и учреждению  международной  организации;

  - условия приема, определяющие  требования, предъявляемые уставом  к претенденту  на членство  в данной организации.

Изучение  российской литературы по международному праву показывает, что доктрина прошла путь от категорического  отрицания какой-либо международной  правосубъектности за международными организациями до признания того, что они являются субъектами международного права.

Международные организации  являются вторичными или  производными субъектами международного права и  создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания МО включает три  стадии:

1.Принятие  учредительных  документов организации;

2.Создание  ее материальной  структуры;

3.Созыв  главных органов  - начало функционирования.

Наиболее  распространенным способом создания МО является заключение международного договора. Наименования этого документа могут быть различными:

- статут (Лига Наций);

- устав (ООН или Организация   Американских Государств);

- конвенция (Всемирный  почтовый  союз) и др.

 Международные организации  могут быть созданы и в упрощенном  виде - решением другой международной  организации. К такой практике  чаще всего прибегает ООН, создавая  автономные организации со статусом  вспомогательного органа Генеральной  Ассамблеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современная Россия в системе международных экономических  организаций.

2.1Приоритеты  внешнеэкономической   политики РФ.

 

 

      Современный  мир переживает фундаментальные   и динамичные перемены, глубоко  затрагивающие  интересы Российской  Федерации и  ее граждан.  Россия - активный участник этого  процесса. Являясь постоянным членом  Совета Безопасности ООН, обладая  значительным потенциалом и ресурсами  во всех областях жизнедеятельности,  поддерживая интенсивные отношения  с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние  на формирование нового мироустройства.

 Россия  ставит перед  собой сложную задачу добиться  формирования многополярной   системы международных отношений,  реально отражающей многоликость  современного мира с разнообразием  его интересов. 

 Гарантия  эффективности  и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок  XXI века должен основываться на  механизмах коллективного решения  ключевых проблем, на приоритете  права и широкой демократизации  международных отношений. 

 Интересы  России непосредственно  связаны  и с другими тенденциями: 

- глобализация мировой  экономики.  Наряду с дополнительными  возможностями  социально-экономического  прогресса,  расширения человеческих  контактов  такая тенденция  порождает и  новые опасности,  особенно для  экономически  ослабленных государств, усиливается  вероятность крупномасштабных финансово-экономических  кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;

- усиление роли международных  институтов и механизмов в  мировой экономике и политике («Группа восьми», МВФ, МБРР  и другие), вызванное объективным  ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости  международной системы. В интересах  России - полноформатное и равноправное  участие в разработке основных  принципов функционирования мировой  финансово-экономической системы  в современных условиях;

- развитие региональной  и субрегиональной интеграции  в Европе, Азиатско-тихоокеанском  регионе, Африке и Латинской  Америке. Интеграционные объединения  приобретают все большее значение  в мировой экономике, становятся  существенным фактором региональной  и субрегиональной безопасности  и миротворчества; военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.

В последние десятилетия  Россия смогла использовать дополнительные возможности  международного сотрудничества, которые  открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно  продвинулась по пути интеграции в  систему мировых  хозяйственных  связей, вступила в  ряд влиятельных международных  организаций и институтов. Ценой  напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.

 Высшим  приоритетом  внешнеполитического  курса России  сегодня является защита интересов  личности, общества и государства. 

 

      Успешная  внешняя политика Российской  Федерации  должна быть основана  на соблюдении разумного  баланса  между ее целями и возможностями   для их достижения. Сосредоточение  политико-дипломатических, военных,  экономических, финансовых и иных  средств на решении внешнеполитических  задач должно быть соразмерно  их реальному значению для  национальных интересов России, а масштаб участия в международных  делах - адекватен фактическому  вкладу в укрепление позиций  страны.

  Главным центром регулирования  международных отношений в  XXI веке должна оставаться, по мнению  российского руководства, Организация  Объединенных Наций. Российская  Федерация будет решительно противодействовать  попыткам принизить роль ООН  и ее Совета Безопасности в  мировых делах. 

 Главным приоритетом  внешней политики Российской  Федерации в сфере международных   экономических отношений является  содействие развитию национальной  экономики, которое в условиях  глобализации немыслимо без широкого  включения  России в систему  мирохозяйственных связей. Отношения  Российской Федерации с иностранными  государствами в области внешнеторговой  деятельности строятся на основе  соблюдения общепризнанных принципов  и норм международного права  и обязательств, вытекающих из  международных договоров Российской  Федерации. 

Информация о работе Деятельность международных экономических организаций