Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:25, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть сущность инвестиционного климата, а также изучить механизм регулирования инвестиционного климата страны органами государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть категорию «инвестиционный климат», его составляющие и значение;
Дать характеристику инвестиционному климату России, выявить проблемы и рассмотреть пути их решения;
Изучить нормативно-правовую базу, направленную на создание условия для обеспечения благоприятного климата в стране;
Рассмотреть деятельность государственных органов по улучшению инвестиционного климата России.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Инвестиционный климат, его основные составляющие 4
1.1. Сущность инвестиционного климата, его значение и основные составляющие 4
1.2. Инвестиционный климат России: характеристика, проблемы 11
2. Деятельность государства по улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранного капитала 19
2.2. Государственное регулирование инвестиционного климата в Российской Федерации 19
2.2. Перспективы улучшения инвестиционного климата России в ближайшем будущем 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
При этом данные конкурентоспособные точки зрения стоимости кадровые ресурсы находятся поблизости от основных рынков Европы и Ближнего Востока. Компаниям экономически выгодно производить товары в России отправлять их на близлежащие рынки сбыта: 51% инвесторов считаю транспортно-логистическую инфраструктуру в России достаточно привлекательной для работы.
Перспектива повышения производительности действующих в Росси предприятий также является важным фактором, мотивирующим инвесторов к размещению предприятий в России. Инвесторы понимаю, что наиболее благоприятные возможности открываются в секторах с наименьшим уровнем государственного вмешательства, где частные компании могут добиться конкурентного преимущества за счет повышения эффективности деятельности.
Инвесторы также отмечают благоприятные возможности для переноса в Россию современных технологий производства и их использования в целях завоевания рыночной доли. Российское правительство начало принимать меры по созданию стимулов для привлечения в страну новейших эффективных производств. Эти меры направлены на улучшение условий ведения деятельности и формирование благоприятного климата для развития высокотехнологичных отраслей, что позволит России выйти на передовые позиции в промышленном производстве одновременно с расширением внутреннего рынка и сферы услуг.
Далее
рассмотрим наименее привлекательные
черты российской экономики.
Таблица 2. Наименее привлекательные черты экономики17
Степень прозрачности политической, законодательной и административной сферы | 64% |
Уровень стабильности политической, законодательной и административной сферы | 56% |
Помощь, субсидии и меры поддержки со стороны государственных органов | 56% |
Культура и свобода предпринимательства | 47% |
Доступность и качество НИОКР | 44% |
Корпоративное налогообложение | 35% |
Таким
образом, степень прозрачности политической,
законодательной и
Инвесторы считают инвестиционный климат России привлекательным, но рискованным. Беспокойство у них вызывают три ключевые области: прозрачность ведения бизнеса, политическая стабильность, а также взаимодействие с государственными органами. С их точки зрения российская правовая система характеризуется неопределенностью. Многочисленные государственные органы вовлечены в нормативную и регулирующую деятельность по целому кругу вопросов, включая налоговое законодательство и администрирование. Процедуры согласования договорных условий и проведения независимой комплексной проверки инвестиционных сделок остаются сложными и занимают много времени, но не всегда позволяют получить ясный результат.
Уровень стабильности политической, законодательной и административной сферы также является непривлекательным фактором для инвестором, вызывая у них беспокойство за то, что изменения в этих сферах могут нанести ущерб их инвестиционным проектам или привести к потере прав собственности, так же как и медленные темпы проведения структурных реформ, направленных на усиление роли частного сектора в экономике, а также попытки правительства восстановить свое влияние в отдельных секторах.
Кроме того, у инвесторов нет единого мнения по поводу возможностей развития предпринимательства и внедрения НИОКР, что отражает ощущение инвесторов по поводу того, что российской экономике не хватает динамики из-за значительного влияния государственных предприятий, которые пользуются особым привилегированным правовым режимом.
Таким образом, несмотря на широкие возможности, Россия для инвесторов является рискованным объектом вложения инвестиций.
Более всего инвесторов пугает сложность прохождения административных процедур, что в свою очередь характерно для России в связи с высокой коррумпированностью российской экономики. Многие инвесторы боятся конкуренции с государственными учреждениями, которых в нашей стране достаточно много, что, по мнению многих инвесторов, является важным недостатком России.
Для того, чтобы удержать старых и привлекать
новых инвесторов необходима четкая и
продуманная политика государства, направленная
на улучшение инвестиционного климата
России. Следовательно, возникает потребность
в развитом законодательстве в этой сфере,
а также четкая структура государственных
органов, деятельность которых должна
быть направлена на решение существующих
проблем. Таким образом, необходимо продуманное
и целесообразное государственное регулирование
инвестиционного климата. Этому вопросу
посвящена вторая глава данной курсовой
работы.
Раннее мы рассмотрели, что состояние инвестиционного климата влияет
на привлечение
инвестиций в страну в очень большей
степени. Таким образом, очень важно,
чтобы инвестиционный климат всегда
находился на высоком уровне и
был привлекательным для
Под
государственным регулированием инвестиционной
деятельности понимаются определенные
в законодательном порядке
Регулирование притока иностранного капитала является процессом, который, как правило, носит двойственный характер. Это проявляется в том, что, с одной стороны, государство стремится обеспечить благоприятный инвестиционный климат в стране путем предоставление гарантий в отношении прибыли, налоговых и таможенных льгот и т.д.
С другой стороны, государство стремится обеспечить соблюдение собственных интересов путем осуществления контроля над деятельностью иностранных инвесторов на территории своей страны, вводя запреты либо ограничения на осуществление определенных видов деятельности.
Инвестиционный климат, как говорилось, имеет большое количество составляющих (потенциалов и рисков), следствием чего является сложность в его законодательном регулировании. В Российской Федерации нет целостного нормативно-правового акта, который бы содержал полный комплекс его улучшению. Права, гарантии инвесторов, порядок регулирования деятельности иностранных инвесторов, а также меры по улучшению инвестиционного климата России содержатся в ряде правовых актов. К ним относятся:
Кроме того, в России действует ряд специальных нормативных актов, которые непосредственно регулируют инвестиционную деятельность и привлечение иностранных инвестиций на территорию нашей страны. К ним можно отнести:
Наряду с вышеуказанными в РФ действуют следующие нормативно-правовые акты, в которых имеются положения, в той или иной степени, влияющие на формирование инвестиционного климата РФ: Закон РФ от 21.05.1993 г. №5003-1 «О таможенном тарифе» (статья 37); Закон РФ от 24.12.1991 г. №2424-1 «О СМИ» (статья 19.1); ФЗ «Об ООО» (п.3 статьи 1); ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Перечень
мер, которые необходимо реализовать
в целях улучшения
Более подробно меры, приведенные в данных документах, рассмотрим в следующем разделе работы.
Следующим вопросом, который является не менее важным, является вопрос формирования компетенций в области регулирования инвестиционным климатом.
В таблице 4 представлены основные органы власти, компетентные в данной сфере, а также их основные полномочия.
Таблица 4. Деятельность органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации
№ п/п | Орган государственной власти | Полномочия |
1 | Президент РФ |
Определяет
основные направления по улучшению
инвестиционного климата через
Ежегодные послания Президента РФ Федеральному
Собранию РФ, Бюджетные послания Президента
РФ Федеральному Собранию РФ:
- принятие
внятной программы по - использование
русско-американского - бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение инвестиционного климата; - каждая государственная программа должна соответствовать требованиям к улучшению инвестиционного климата; - более
активная приватизация |
2 | Правительство РФ | Согласно ФКЗ №2-ФКЗ статья 14 Правительство РФ вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации. |
2.1. | Консультативный Совет по иностранным инвестициям | КСИИ, согласно Положению о Консультативном совете по иностранным инвестициям в России (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1141), осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку предложений по проблемам, связанным с инвестиционной привлекательностью экономики Российской Федерации, а также возникающим у иностранных организаций-инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации. |
2.2. | Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ | Согласно Положению о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ», осуществляет предварительное согласование в соответствии с ФЗ №57-ФЗ сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, а также согласование установления контроля иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, или отказ в данных согласованиях. |
3 | Министерство экономического развития РФ | Осуществляет
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере Осуществляет проведение проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета и др. |
3.1 | Департамент инвестиционной политики и частно-государственного партнерства | Осуществляет разработку
предложений по вопросам государственной
инвестиционной политики, направленной
на повышение инвестиционной привлекательности
российской экономики, увеличение притока
инвестиций в экономику Российской Федерации,
улучшение и поддержание благоприятного
инвестиционного имиджа Российской Федерации
за рубежом, создание благоприятных условий
для деятельности российских инвесторов
за рубежом и устранение препятствий по
привлечению иностранных инвестиций в
российскую экономику;
принимает участие в работе межправительственных комиссий по инвестиционной тематике; осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций; осуществляет
организационное обеспечение |
3.2. | Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономического развития | - информационно-консультативное
содействие иностранным - маркетинг
федеральных и региональных - разработка и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции; - представление
федеральным органам - содействие российским организациям, иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров; - участие
в разработке предложений по
улучшению инвестиционного |
4 | Министерство регионального развития | Осуществляет функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации |