Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа
Экономическое благополучие государства напрямую зависит от того, как проводится политика в денежной системе. Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом в макроэкономике, поэтому целью данной курсовой работы является изучение денежного рынка, определение участников, а также инструменты денежного рынка. Основу денежной системы составляет равенство спроса денег на их предложение, но современная экономика такова, что из-за многих причин рыночный механизм не сохраняет должное равновесие денежного рынка, а значит, в данной курсовой работе необходимо рассмотреть, что влияет на изменения спроса и предложения.
Начиная с 2000 г. и по настоящее время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны.
Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.
В
2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя
преемственность целей денежно-
индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1 %.
Начиная
с 2000 г. сложился механизм усредненного
формирования банками обязательных
резервов, который используется и
в настоящее время. Он предполагает
выполнение банками резервных требований
путем поддержания средней
Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились как прямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕПО.
Начиная
с 2004 г. контрольным показателем
денежно-кредитной политики стал официальный
обменный курс белорусского рубля по
отношению к российскому, что
было обусловлено в первую очередь
усилением интеграционных процессов
между двумя странами. За исследуемый
период значительно выросли
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17—21 %. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегата Ml), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации денежно-кредитной политики показывает, что поставленные цели достигнуты (индекс потребительских цен за год составил 110,3 %). Об этом можно судить и по итогам ее проведения за январь—сентябрь 2005 г. Этот период характеризовался замедлением инфляционных процессов: индекс потребительских цен в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105—110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 %, а по отношению к доллару США — всего на 0,9 %, что свидетельствует о замедлении и девальвационных процессов.
Активная
денежная масса за январь—сентябрь
2005 г. возросла на 29,1 %, рублевая денежная
база — на 31 %. Основным фактором увеличения
последней стада покупка
Были
снижены и нормативы
Перечисленные выше тенденции положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста.
Основные
направления денежно-кредитной
Основным
промежуточным целевым
В
целях достижения поставленных задач
будет обеспечено поддержание положительных
в реальном выражении процентных
ставок по операциям банков для привлечения
срочных депозитов и
В
2007-2008 гг. сохранилась тенденция
к снижению уровня нормативов отчислений
в фонд обязательного резервирования.
Укреплению банковской системы будет
способствовать прирост собственного
капитала банков на 13—17 %. Указанные
действия позволят в полном объеме
решить задачи, стоящие перед денежно-
Важным
документом определяющим дальнейшее развитие
Республики Беларусь является Программа
социально-экономического развития Республики
Беларуси на 2006–2010 годы. В ней определены
цели и задачи, основные направления
и приоритеты развития страны, обоснована
система мероприятий правового,
организационно-экономического и экологического
характера и даны предложения
по совершенствованию механизмов их
реализации, определены необходимые
ресурсы и возможные социально-
По предварительным итогам социально-экономического развития индекс объема ВВП в 2009 г. составил 100,2 процента при прогнозе на год – 110-112 процентов.
В завершающем периоде экономика республики вплотную столкнулась с угрозами мирового финансового кризиса. Правительство работало над сохранением в стране экономической и политической стабильности.
Международные резервные активы Беларуси, рассчитанные по методике МВФ, увеличились за 2009 год на 84,4% (на $2583,8 млн.) до $5644,9 млн. За декабрь прошлого года они возросли на 22,9%, или на $1053,1 млн.
Согласно методике МВФ международные резервы Беларуси определяются как высоколиквидные иностранные активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования страны у МВФ, резервной позиции республики в МВФ и валютных резервов. Они могут быть оперативно использованы для проведения интервенций на валютных рынках для стабилизации курса национальной валюты, финансирования правительством импорта товаров и услуг, расчетов по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга, а также для других целей.
В
структуре международных
Прогноз
социально-экономического развития страны
на 2010 год, в частности, предусматривает
рост ВВП на 11-13 проц., промышленного
производства – на 10-12 проц., инфляции
в пределах 9-10 проц.
Таблица 1 - Прогноз основных макроэкономических параметров на 2010 год
Показатель | 2010 г./2009 г., в проц. |
ВВП | 111-113 |
Инфляция, декабрь к декабрю | 109-110 |
Продукция промышленности | 110-112 |
Продукция сельского хозяйства | 110-111 |
Инвестиции в основной капитал | 123-125 |
Объем внешней торговли товарами и услугами | 124-125 |
Экспорт | 127-128 |
Импорт | 120-121 |
Реальная заработная плата | 113-114 |
Средняя
номинальная начисленная
Ставка
рефинансирования к концу 2010 г. при
прогнозируемом уровне инфляции 8-10 проц.
за год и изменении курса
В свою очередь, ставка по кредитам овернайт и сделкам СВОП к концу 2010 г. может составить 17-20 проц., ставка по депозитам – 5-8 проц. годовых, процентные ставки по новым кредитам в национальной валюте нефинансовому сектору - 12-15 проц., по новым срочным депозитам в национальной валюте в банках – 10-13 проц. годовых.
Для определения курса белорусского рубля Нацбанк в 2010 г будет использовать коридор колебания стоимости корзины валют +/-10 проц. от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 г.
Рост рублевой денежной базы, включая рефинансирование банков, согласно ОНДКП, в 2010 г. составит 36-43 проц. Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе составит в 2010 г. 14,6 – 14,8 проц., по широкой денежной массе – 26,6 –27,2 проц.
Прирост нормативного капитала банковского сектора НББ прогнозирует на уровне 24-25 проц., в результате чего коэффициент достаточности нормативного капитала банков на конец 2010 г. составит около 18 проц.
Нацбанк отмечает, что прогнозируемые на 2010 г. показатели не являются жестко заданными и в зависимости от развития внешней и внутренней экономической ситуации могут изменяться для достижения цели денежно-кредитной политики.
Белорусская
экономика сегодня находится
на перепутье. Макроэкономические показатели
Беларуси на сегодняшний день неблагоприятны,
темпы экономического роста неустойчивы,
а уровень инфляции по-прежнему очень
высок. Одной из главных макроэкономических
проблем является неофициальная
долларизация белорусской экономики.
Например в январе-октябре 2009 года население
Беларуси купило валюты в банках на
781,4 млн. долларов США больше, чем
продало. Долларизация представляет собой
процесс замещения слабой национальной
валюты твёрдой валютой, в данном
случае долларами, которые в большей
или меньшей степени выполняют
все функции денег, но, прежде всего,
используются как средства сбережения.
Белорусские предприятия и