Денежный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Экономическое благополучие государства напрямую зависит от того, как проводится политика в денежной системе. Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом в макроэкономике, поэтому целью данной курсовой работы является изучение денежного рынка, определение участников, а также инструменты денежного рынка. Основу денежной системы составляет равенство спроса денег на их предложение, но современная экономика такова, что из-за многих причин рыночный механизм не сохраняет должное равновесие денежного рынка, а значит, в данной курсовой работе необходимо рассмотреть, что влияет на изменения спроса и предложения.

Работа содержит 1 файл

денежный рынок.docx

— 107.72 Кб (Скачать)

     Начиная с 2000 г. и по настоящее время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную  политику, которая позволила достичь  определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного  и безопасного функционирования платежной системы страны.

     Уже в 2000 г. были установлены более жесткие  пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита  Национального банка. Благодаря  проводимой процентной политике впервые  с 1996 г. установились положительные  процентные ставки, что позволило  белорусскому рублю выполнять функцию  средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало  национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

     В 2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно  снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных  реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось  неуклонным снижением инфляции в  эти годы. В 2001 г.

     индекс  потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в 2004 г. — 118,1 %.

     Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и  в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом  уровне в течение месяца. Другими  словами, нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости  от сроков, на которые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачами регулирования денежного  предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %, юридических лиц  — 16 %, по привлеченным средствам в  иностранной валюте — 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны 6, 10 и 10 %.

     Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в  основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными  бумагами. Проводились как прямая покупка-продажа ценных бумаг, так  и операции РЕПО.

     Начиная с 2004 г. контрольным показателем  денежно-кредитной политики стал официальный  обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что  было обусловлено в первую очередь  усилением интеграционных процессов  между двумя странами. За исследуемый  период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились  возможности Национального банка  в регулировании валютного курса  путем валютных интервенций.

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному  снижению инфляционных процессов в  стране. Ее контрольным показателем  по-прежнему остался официальный  обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основным направлениям денежно-кредитной  политики, мог снизиться за год  не более чем на 2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17—21 %. В качестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегата Ml), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. Предварительная оценка результатов реализации денежно-кредитной политики показывает, что поставленные цели достигнуты (индекс потребительских цен за год составил 110,3 %). Об этом можно судить и по итогам ее проведения за январь—сентябрь 2005 г. Этот период характеризовался замедлением инфляционных процессов: индекс потребительских цен в сентябре 2005 г. по отношению к декабрю 2004 г. составил 104,6 % (за год планировалось повышение цен на 105—110 %). Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому вырос на 3,1 %, а по отношению к доллару США — всего на 0,9 %, что свидетельствует о замедлении и девальвационных процессов.

     Активная  денежная масса за январь—сентябрь 2005 г. возросла на 29,1 %, рублевая денежная база — на 31 %. Основным фактором увеличения последней стада покупка Национальным банком иностранной валюты, что привело  к росту международных резервных  активов (на 1 октября они составили 1189,2 млн дол. США). Продолжила падать ставка рефинансирования (с 17 % на начало года до 12 % к октябрю), что было обусловлено  снижением фактических и ожидаемых  темпов инфляции. Реальная процентная ставка при этом оставалась положительной.

     Были  снижены и нормативы обязательного  резервирования: от привлеченных ресурсов физических лиц (в национальной валюте) с 6 до 5 %, юридических лиц (в белорусских  рублях и иностранной валюте) с 10 до 9 %.

     Перечисленные выше тенденции положительно сказались  на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста.

     Основные  направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняют неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Как и прежде, она будет  содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей  посредством реализации монетарных целей и задач инструментами  денежно-кредитного и валютного  регулирования. Конечной целью денежно-кредитной  политики в 2006 г. является снижение инфляции до 7—9 % прироста индекса потребительских  цен.

     Основным  промежуточным целевым ориентиром остается официальный обменный курс белорусского рубля по отношению  к российскому (его колебания  не должны превышать ±2%). При этом, как и в 2005 г., Национальный банк будет  ограничивать колебания белорусского рубля к доллару США (к концу  года его официальный обменный курс должен составить 2100—2200 р.). Наряду с  данными Показателями будет использован  показатель активной рублевой денежной массы (ее прирост прогнозируется на уровне 24—29 %).

     В целях достижения поставленных задач  будет обеспечено поддержание положительных  в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения  срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях. При  этом ставка рефинансирования снизится до уровня 8—10 %. Предполагается усиление роли процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики.

     В 2007-2008 гг. сохранилась тенденция  к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет  способствовать прирост собственного капитала банков на 13—17 %. Указанные  действия позволят в полном объеме решить задачи, стоящие перед денежно-кредитной  политикой.

     Важным  документом определяющим дальнейшее развитие Республики Беларусь является Программа  социально-экономического развития Республики Беларуси на 2006–2010 годы. В ней определены цели и задачи, основные направления  и приоритеты развития страны, обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения  по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые  ресурсы и возможные социально-экономические  последствия.

     По  предварительным итогам социально-экономического развития индекс объема ВВП в 2009 г. составил 100,2 процента при прогнозе на год  – 110-112 процентов.

     В завершающем периоде экономика  республики вплотную столкнулась с  угрозами мирового финансового кризиса. Правительство работало над сохранением  в стране экономической и политической стабильности.

     Международные резервные активы Беларуси, рассчитанные по методике МВФ, увеличились за 2009 год на 84,4% (на $2583,8 млн.) до $5644,9 млн. За декабрь прошлого года они возросли на 22,9%, или на $1053,1 млн.

     Согласно  методике МВФ международные резервы  Беларуси определяются как высоколиквидные  иностранные активы, состоящие из монетарного золота, специальных  прав заимствования страны у МВФ, резервной позиции республики в  МВФ и валютных резервов. Они могут  быть оперативно использованы для проведения интервенций на валютных рынках для  стабилизации курса национальной валюты, финансирования правительством импорта  товаров и услуг, расчетов по погашению  и обслуживанию государственного внешнего долга, а также для других целей.

     В структуре международных резервов Беларуси на 1 января наибольший удельный вес занимали резервные активы в  иностранной валюте ($2530,8 млн., или 42,4%) и драгоценные металлы и камни ($1136 млн., или 19%). За прошлый год активы в иностранной валюте уменьшились  на 8,9%, объем драгоценных металлов и камней увеличился на 41,7%. Прочие активы составляют $2304,1 млн., или 38,6%. За год они возросли более чем в 28 раз.

     Прогноз социально-экономического развития страны на 2010 год, в частности, предусматривает  рост ВВП на 11-13 проц., промышленного  производства – на 10-12 проц., инфляции в пределах 9-10 проц.  

     Таблица 1 - Прогноз основных макроэкономических параметров на 2010 год

Показатель 2010 г./2009 г., в  проц.
ВВП 111-113
Инфляция, декабрь к декабрю 109-110
Продукция промышленности 110-112
Продукция сельского хозяйства 110-111
Инвестиции  в основной капитал 123-125
Объем внешней торговли товарами и услугами 124-125
Экспорт 127-128
Импорт 120-121
Реальная  заработная плата 113-114
 

     Средняя номинальная начисленная заработная плата в экономике на конец  периода составит 500 долл. в эквиваленте  долл. США.

     Ставка  рефинансирования к концу 2010 г. при  прогнозируемом уровне инфляции 8-10 проц. за год и изменении курса белорусского рубля к корзине валют составит 9-12 проц. годовых (в настоящее время  – 13,5 проц).

     В свою очередь, ставка по кредитам овернайт и сделкам СВОП к концу 2010 г. может  составить 17-20 проц., ставка по депозитам  – 5-8 проц. годовых, процентные ставки по новым кредитам в национальной валюте нефинансовому сектору - 12-15 проц., по новым срочным депозитам  в национальной валюте в банках – 10-13 проц. годовых.

     Для определения курса белорусского рубля Нацбанк в 2010 г будет  использовать коридор колебания  стоимости корзины валют +/-10 проц. от центрального значения, равного  стоимости корзины, сложившейся  к началу 2010 г.

     Рост  рублевой денежной базы, включая рефинансирование банков, согласно ОНДКП, в 2010 г. составит 36-43 проц. Коэффициент монетизации  экономики по рублевой денежной массе  составит в 2010 г. 14,6 – 14,8 проц., по широкой  денежной массе – 26,6 –27,2 проц.

     Прирост нормативного капитала банковского  сектора НББ прогнозирует на уровне 24-25 проц., в результате чего коэффициент  достаточности нормативного капитала банков на конец 2010 г. составит около 18 проц.

     Нацбанк отмечает, что прогнозируемые на 2010 г. показатели не являются жестко заданными  и в зависимости от развития внешней  и внутренней экономической ситуации могут изменяться для достижения цели денежно-кредитной политики.

     Белорусская экономика сегодня находится  на перепутье. Макроэкономические показатели Беларуси на сегодняшний день неблагоприятны, темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по-прежнему очень  высок. Одной из главных макроэкономических проблем является неофициальная  долларизация белорусской экономики. Например в январе-октябре 2009 года население  Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем  продало. Долларизация представляет собой  процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей  или меньшей степени выполняют  все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Белорусские предприятия и население  предпочитают хранить значительную часть своих активов в твёрдой  валюте, в основном в форме валютных депозитов в коммерческих банках, но также и в наличной форме, - настолько, насколько они не доверяют национальной банковской системе. Беларусь является одной из самых долларизованных  стран. Доля наличных сбережений в твёрдой  валюте в «финансовом богатстве» домохозяйств Беларуси и России одна из самых высоких в мире. На первый взгляд кажется, что долларизация способствует снижению инфляции – ведь используемая хозяйствующими субъектами и населением новая валюта является твёрдой. Однако в случае Беларуси верно прямо  противоположное утверждение: долларизованные  страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему. В  этой ситуации свои функции теряет такой институт, как центральный  банк, который не способен стабилизировать  работу банковской системы, использующей иностранную валюту. Долларизованная  банковская система создаёт целый  ряд проблем, включая «валютное  несоответствие», т.е. низкий уровень  резервов в иностранной валюте по отношению к депозитам. Так же не исключены «натиск на банки», усиление тенденции предоставления кредитов в иностранной валюте (по сравнению с кредитами в местной  валюте) и пр.

Информация о работе Денежный рынок