Денежный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Экономическое благополучие государства напрямую зависит от того, как проводится политика в денежной системе. Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом в макроэкономике, поэтому целью данной курсовой работы является изучение денежного рынка, определение участников, а также инструменты денежного рынка. Основу денежной системы составляет равенство спроса денег на их предложение, но современная экономика такова, что из-за многих причин рыночный механизм не сохраняет должное равновесие денежного рынка, а значит, в данной курсовой работе необходимо рассмотреть, что влияет на изменения спроса и предложения.

Работа содержит 1 файл

денежный рынок.docx

— 107.72 Кб (Скачать)

     В обоих рассмотренных случаях  нарушение равновесия соответствовало  на графике точкам А (в первом случае) и В (во втором случае).

     Нарушение равновесия на денежном рынке может  возникнуть и в результате изменений  в спросе на деньги или предложения  денег. Графически это будет означать соответствующий сдвиг кривых Md и M1.

     Рассмотрим, как изменение спроса и предложения  денег влияет на изменение равновесного состояния на денежном рынке. Пусть  изменилось предложение денег при  неизменном уровне спроса на них (рис. 5).

 

     

     Рисунок 5 – Влияние изменения предложения на равновесие денежного рынка 

     Предположим, что денежный рынок находится  в состоянии равновесия в точке  Ег. Если количество денег в обращении  уменьшится то кривая предложения денег  переместится из положения Ms1, в положение Ms2.

     При заданном уровне резервов банки не способны предложить количество денег  в размере M1, которое желают иметь экономические субъекты при исходной ставке процента. В этой ситуации коммерческие банки будут стремиться пополнить свои резервы за счет продажи государственных ценных бумаг. Они также повысят требования для получения кредита, что приведет к росту процентной ставки. В ответ на это экономические субъекты начнут большее предпочтение отдавать не деньгам, а другим, альтернативным (более доходным) активам.

     В конечном счете произойдет сдвиг  кривой предложения и установится  новый равновесный уровень в  точке Е2 на пересечении кривых Md и Ms2. Мы получим новое равновесное  состояние, когда количество денег, которое желают иметь экономические  субъекты, будет соответствовать  количеству денег, предложенному банковской системой. Этому новому равновесному состоянию будут соответствовать  новое равновесное значение количества денег М2 (М2 < M1,) и новая равновесная ставка процента i2 (i2 >i1,). При обратном процессе логика рассуждения аналогичная.

     Теперь  рассмотрим, что произойдет при изменении  спроса на деньги, вызванного увеличением  номинального национального дохода, при неизменном уровне предложения денег (рис. 6).

 

     

     Рисунок 6 – Влияние изменения спроса на равновесие денежного рынка 

     Начальное равновесие на денежном рынке характеризуется  состоянием в точке Е1 При процентной ставке i1, увеличение номинального национального дохода увеличит спрос на деньги, что выразится в сдвиге кривой спроса на деньги из положения Md1 в положение Md2. Увеличение спроса на деньги будет стимулировать экономических субъектов продавать ценные бумаги, а также брать деньги в ссуду. Это вызовет понижение рыночной цены государственных ценных бумаг и повышение ставки процента. В условиях фиксированного предложения денег состояние равновесия Е2 достижимо тогда, когда процентная ставка повысится до уровня i2. При этом величина спроса на деньги соответствует величине предложения денег.

     В общем случае спрос на деньги может  увеличиться в результате позитивных изменений в национальной экономике: роста номинального национального  дохода, изменений в производительных силах, ожиданиях, банковском законодательстве и др. Графически это отразится  в сдвиге кривой спроса вправо.

     У экономических агентов будет  изменяться структура портфеля активов  в сторону наличных денег. Это  приведет к увеличению продаж ценных бумаг и необходимости изыскивать кредитные ресурсы. Поскольку предложение  денег ограничено, то реальными результатами этого в краткосрочном периоде  будут рост процентных ставок и снижение курса государственных ценных бумаг [5, c. 443].

     Если  кривая предложения денег имеет  наклонный вид, то увеличение спроса на деньги окажет первоначальное влияние  на норму процента. По мере того как  фактическая норма процента станет превышать норму, намеченную Центральным  банком, последний будет снижать  норму обязательных резервов или  покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Эти действия приведут к росту избыточных резервов коммерческих банков и, следовательно, к увеличению кредитования. Количество денежной массы  в экономике будет увеличиваться  до тех пор, пока не образуется новое  равновесие при новой равновесной  величине ссудного процента.

     2 Современный денежный  рынок: его организация  и функционирование 

     Как любая система, денежная система  состоит из ряда элементов. В современных  условиях необходимо уйти от традиционного  определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятия  системы безналичных расчетов и  денежной системы. На самом деле денежная система на современном этапе  должна включать две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов. 

     По  каким же принципам строится современная  денежная система рыночного типа? Рассмотрим их: 

     Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной  модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью  директивных актов правительства, которые были обязательны для  выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран. 

     Управление  денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают  не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат  центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения. 

     • Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что  как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и  его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а  как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым  надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный  бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным  планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны. 

     • Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип  заключается в том, что денежная система должна быть организована таким  образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются  эти потребности. 

     При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное  обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного  оборота может быть нарушена, и  возникает платежный кризис. Преодоление  такого кризиса возможно с помощью  комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой  массой денежных средств и др. 

     •          Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом  появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном  обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать. 

     •          Принцип обеспеченности выпускаемых  в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными  ценностями, золотом и другими  драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими  долговыми обязательствами. При  этом золотое содержание денежной единицы  с 1992 г. в РФ не фиксируется. 

     •          Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности  его парламенту страны. Он связан с  тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией  являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что  правительство для решения стоящих  перед ним задач начнет «вычерпывать»  средства центрального банка, и тем  самым устойчивость денежного оборота  будет нарушена 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Становление, функционирование  и проблемы денежного  рынка в Республике  Беларусь 

     Самостоятельный денежный рынок в Республике Беларусь начал формироваться с момента  обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь»  и др., которые определили экономические  и правовые основы функционирования денежного рынка Республики Беларусь. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения  в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

     В развитии денежного рынка в республике можно выделить несколько временных  этапов. Политика, проводимая в 1992—1994 гг., имела серьезные просчеты, которые  объяснялись прежде всего нестабильностью  экономики и недостатком опыта  денежно-кредитного регулирования. В  этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы  роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования  и политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

     В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить  жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного  сокращения темпов роста денежной массы  в обращении, стабилизации белорусского рубля. Устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального  банка, осуществлялся постепенный  переход от централизованного распределения  кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались  льготные кредиты промышленности и  аграрному сектору, была повышена учетная  ставка, осуществлен переход на регулирование  процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что  сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и  способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и  негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.

     С конца 1996 г. Национальный банк перешел  к довольно мягкой денежно-кредитной  политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был  удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия  Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в  национальной валюте выросла почти  в 2 раза, а темп ее прироста практически  трехкратно превышал установленные  параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного  строительства и АПК, которая  в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального  банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких  условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности  его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые  Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии  превысил установленные параметры  в 2,5 раза), что привело к росту  цен. В 1997 г. индекс потребительских  цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а  в 1999 г. достиг 351,2 %.

     Вместе  с тем произошли положительные  сдвиги в структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность  валютных курсов. Кроме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются  положительные темпы роста реального  ВВП.

Информация о работе Денежный рынок