Денежные расчеты организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является - исследование действующих в настоящее время форм безналичных расчетов, выявить существующие проблемы.
Для достижения этой цели в работе решается ряд задач:
- содержание, принципы организации и формы денежных расчетов;
- общая характеристика денежных расчетов на предприятии, их недостатки.

Содержание

Введение 3
1. Содержание, принципы организации и формы денежных расчетов 5
1.1. Денежные средства, каналы их поступления, порядок
хранения и расходования 5
1.2. Экономическое содержание, принципы организации
и классификация расчетов 7
1.3. Краткая характеристика форм расчетов 10
2. Общая характеристика денежных расчетов предприятия
их недостатки 20
2.1. Общая характеристика предприятия 20
2.2. Формы расчетов, используемые на предприятии. Расчеты с поставщиками и покупателями 24
3. Совершенствование системы расчетов на предприятии 32
3.1. Недостатки действующей системы расчетов на предприятии и пути их решения 32
3.2. Изменение форм расчетов и их влияние на финансово-эксплуатационные потребности организации 35
3.3. Способы удовлетворения финансово-эксплуатационных потребностей организации 41
Заключение 44
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

    Иногородние - это расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми учреждениями банков, находящимися в разных городах или населенных пунктах.

    В зависимости от конкретных условий (места проведения расчетов, соглашения между поставщиками и плательщиками, банковских правил о порядке оформления и осуществления платежа) в системе безналичных расчетов применяются следующие формы: расчеты платежными поручениями; расчеты платежными требованиями-поручениями; расчеты посредством чеков; расчеты аккредитивами; расчеты векселями; прочие формы расчетов.

    Каждой  форме безналичных расчетов соответствуют  определенные виды расчетных документов, на основании которых банк выполняет  поручения о платежах.

    Строгое соблюдение принципов, форм и правил осуществления безналичных расчетов обеспечивает четкую их организацию, ускоряет оборачиваемость средств в расчетах, снижает кредиторскую и дебиторскую задолженность, способствует укреплению расчетно-платежной дисциплины, хозяйственного расчета и повышению эффективности производства. 

    1. Краткая характеристика форм расчетов

    Расчеты с применением  платежных поручений

    Расчеты с применением платежных поручений  занимают основное место в безналичном  платежном обороте.

    

            1                     

    2                         4

                      

                                                             

                    3              

      Рис 1. Расчеты платежными поручениями.     

1 –  поставка товара (оказание услуг);

2 –  передача платежного поручения  в банк и списание средств со счета покупателя;

3 –  перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя;

4 –  сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет.

    Платежное поручение - это расчетный документ, содержащий поручение плательщика банку или другому учреждению - члену обслуживающей его платежной системы осуществить перевод указанной в нем суммы денежных средств со своего текущего счета на счет другого клиента - получателя денег.

    В безналичном обороте платежные  поручения используются преимущественно  в одногородних расчетах для осуществления товарных и нетоварных платежей, для оплаты материальных ценностей и услуг, отпущенных поставщиком или полученных покупателем, внесения налогов и платежей в бюджет, в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и в другие централизованные фонды и звенья финансовой системы, погашения кредиторской задолженности, перечисления пени, штрафов, неустоек, а также сумм по решению суда и арбитражного суда, погашения ссуд банка и процентов по ним, перечисления предварительной оплаты за товары и услуги и авансовых платежей по налогам и др.

    Расчеты платежными поручениями осуществляются в следующем порядке. При возникновении  у плательщика необходимости  перечисления кому-то денежных средств  в оплату за продукцию, услуги или  налогов (взносов) в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. он выписывает в необходимом количестве экземпляров (2-3) платежное поручение установленной формы, подписывает его первый экземпляр и на нем ставит печать.

    Оформленное платежное поручение сдается  в обслуживающий банк не позднее 10 дней со дня его выписки. Банк принимает поручение к исполнению лишь в том случае, если у плательщика есть на счете в необходимом количестве свободные денежные средства. В пределах этих средств банк и оплачивает платежные поручения плательщика.

    В тех случаях, когда получатель денежных средств не имеет счета в банке, в расчетах с ним могут использоваться так называемые гарантированные платежные поручения. Такими поручениями предприятия могут осуществлять перевод денежных средств через предприятия связи на выплату отдельным гражданам пенсий, алиментов, заработной платы, авторского гонорара, а также другим предприятиям - на выплату заработной платы, для заготовки сельскохозяйственной продукции в населенных пунктах, где нет банков.

    Расчеты с применением  платежных требований-поручений

    В безналичном платежном обороте  существенное место занимают расчеты  с применением платежных требований-поручений.

    Платежное требование-поручение представляет собой расчетный документ, содержащий, с одной стороны, требование получателя непосредственно к плательщику уплатить указанную сумму денег, а с другой - поручение плательщика обслуживающему банку осуществить перевод определенной плательщиком суммы денег со своего счета на счет получателя.

    Следовательно, платежное требование-поручение состоит из двух частей - верхней и нижней. Верхняя часть представляет собой требование. Заполняется оно поставщиком - получателем денег. В нем он требует от плательщика оплатить ему соответствующую сумму денежных средств за поставленные товары, услуги. Нижняя часть этого документа содержит поручение плательщика своему банку об оплате указанной им суммы поставщику - получателю денег.

    Платежное требование-поручение выписывается поставщиком - получателем денег на бланке типовой формы в двух экземплярах. При этом заполняется только его верхняя часть - требование. Первый экземпляр выписанного документа оформляется подписями и печатью получателя денег. Оформленное таким образом платежное требование-поручение вместе с отгрузочными и другими документами, предусмотренными договором, направляется плательщику непосредственно поставщиком или через учреждение банка.

    Плательщик, получив платежное требование-поручение, решает вопрос о согласии его оплаты. При согласии оплатить это требование плательщик оформляет его нижнюю часть: указывает цифрами и прописью сумму, которую он должен оплатить, подписывает его и ставит свою печать. Оформленное таким образом платежное требование-поручение сдается в банк плательщика, который решает вопрос о его оплате. Выписанное платежное требование-поручение действительно в течение двадцати дней.

    Расчеты посредством чеков

    В настоящее время в системе  безналичных расчетов за полученные, выполненные работы и предоставленные  услуги широкое распространение  получили расчеты посредством чеков.

    Расчетный чек - это расчетный документ, содержащий письменное указание владельца счета обслуживающему банку о перечислении указанной в нем суммы денежных средств с его счета предъявителю (чекодержателю) этого чека.

    Чекодатель - юридическое или физическое лицо, которое подписывает чек и выдает его поставщику в оплату за полученные от него товары и услуги.

    Чекодержатель - предприятие, получившее чек и имеющее право изыскать по нему денежные средства со счета чекодателя в оплату отпущенных ему товаров и услуг.

    Расчетные чеки имеют установленную форму. Получение наличных денег по ним не допускается. Изготовляются расчетные чеки, как правило, Национальным банком Украины на специальной бумаге и брошюруются в книжечки по 10, 20 и 25 листов (чеков).

    Расчеты чеками из лимитированных книжек осуществляются в следующем порядке. Предприятие, желающее купить необходимые товары, услуги и рассчитаться за них чеком, определяет своего работника, который должен получить эти товары или услуги, выдает ему доверенность на их получение, а также лимитированную чековую книжку, и он едет к поставщику нужных товаров (услуг). После согласования у поставщика объема и стоимости покупаемых товаров доверенное лицо покупателя выписывает расчетный чек с указанием в нем, кому, сколько и за что перечисляются средства. Одновременно с выпиской чека заполняется и его корешок с указанием в нем суммы остатка лимита к настоящему платежу, суммы, списанной по данному чеку, и суммы остатка лимита к следующему платежу.

    Выписанные  чеки должны быть подписаны лицами, имеющими право распоряжаться средствами на счетах предприятия, и иметь печать владельца чековой книжки. Как исключение, чеки из лимитированных книжек могут подписываться должностным лицом покупателя, которому выдана доверенность на получение товара. В данном случае в чеке перед подписью делается надпись «По доверенности» с указанием ее номера и даты выписки. Выписанный чек отделяется от корешка и передается поставщику. Поставщик на полученном чеке и на его корешке ставит свой штамп, выписывает на полученные чеки реестр чеков в 2-3 экземплярах и сдает по нему чеки с приложенными к ним счетами-фактурами в обслуживающий банк для взимания платежа с чекодателей. Банк на основании поступивших чеков списывает суммы, указанные в них, со счетов чекодателей и зачисляет их на счет получателя денежных средств.

    Расчеты аккредитивами

    Сущность  аккредитивной формы расчетов состоит  в том, что покупатель на основании  договора с поставщиком и до отгрузки им продукции переводит (бронирует) деньги на его имя в соответствующее учреждение банка. Перевод (депонирование) денег осуществляется путем подачи обслуживающему покупателя учреждению банка заявления на аккредитив.

    Аккредитив представляет собой документ, в котором дается поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов последнего за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, указанных в аккредитивном заявлении

    Аккредитив, при открытии которого бронируются  средства плательщика на отдельном  счете в банке плательщика  или в банке поставщика (бенефициара), называется покрытым аккредитивом.

    Аккредитив, при открытии которого средства плательщика  не бронируются на отдельном счете, а оплата по нему при временном  отсутствии средств на счете плательщика  гарантируется банком плательщика  за счет кредита, называется непокрытым аккредитивом.

    Кроме аккредитивов, предусматривающих депонирование  средств в банке поставщика, при  наличии корреспондентских счетов между банками применяются так  называемые гарантированные аккредитивы.

    Гарантированные аккредитивы - это аккредитивы, которые открываются покупателям в банке поставщика путем выдачи ему права списывать все суммы аккредитива с корреспондентского счета банка, обслуживающего плательщика (банка-эмитента).

Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные.

    Отзывной аккредитив - это такой аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком, обслуживающим плательщика (банком-эмитентом), без предварительного согласования с поставщиком (бенефициаром) в случаях невыполнения им условий договора.

    Безотзывный аккредитив - это такой аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком с согласия поставщика (бенефициара), на имя которого он был выставлен (открыт).

    Оплата  по аккредитиву может производиться  сразу же в полной сумме аккредитива  или по частям в каждом отдельном случае. При неполном использовании аккредитива деньги в неиспользованной сумме возвращаются покупателю и зачисляются на тот счет, с которого выставлялся аккредитив. Если же средства по аккредитиву использованы полностью или и срок его действия, то он закрывается. Досрочно аккредитив может быть закрыт банком плательщика при нарушении поставщиком его условий, по заявлению поставщика, если это безотзывный аккредитив, по требованию покупателя в случаях выставления отзывного аккредитива.

    Применяется аккредитивная форма расчетов тогда, когда между поставщиком и покупателем нет постоянных хозяйственных связей по покупке (поставке) товаров и оказанию услуг и сделка носит разовый характер.

    Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является то, что гарантирует платеж поставщику. Для покупателей эта форма расчетов менее эффективна, ибо она имеет ограниченность в расчетах, а также при выставлении аккредитива за счет собственных средств из оборота предприятия происходит отвлечение оборотных средств, что замедляет их оборачиваемость.

Информация о работе Денежные расчеты организации