Денежно-кредитной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства….2
1. Кейнсианский и монетаристский подходы к теории денег……………2
2. Понятие денежного рынка. Специфика спроса и предложения денег...6
3. Инструменты денежно-кредитной политики государства…………….13

Глава 2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство…………………………………………………….16
2.1 Модель IS – LM (модель Хикса-Хансена)………………...……………16
2.2 Влияние денежной массы на ВНП при монетаристском подходе……19
Глава 3. Особенности современной денежно-кредитной политики России...20
3.1 Макроэкономические цели денежно-кредитной политики……………20
3.2 Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике России…...21
Заключение…………………………………………………………….…………24
Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика Денеж.кредит.политик.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

   Банк России активно использует  и традиционные для монетарной политики инструменты: рыночные механизмы рефинансирования банков, политику в области норматива обязательных резервов коммерческих банков и процентную политику.

   В настоящее время получают  дальнейшее развитие именно рыночные  механизмы рефинансирования коммерческих  банков отказ от их прямого  кредитования. В частности, Банк России будет совершенствовать практику ломбардных кредитов коммерческим банкам. Будет расширен и круг банков — получателей однодневных расчетных кредитов, что очень важно для краткосрочного регулирования ликвидности банковской системы.

Что касается порядка формирования обязательных резервов кредитными организациями, то тенденция к снижению уровня резервирования будет продолжена. Заметим, что в  начале 90-х годов норматив обязательных резервов коммерческих банков в России составлял 20% , а с 1 ноября 1996 г. норматив обязательных резервов по привлекаемым кредитными организациями средствам в рублях составляет: по счетам до востребования и срочным депозитам до 30 дней — 16%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней — 13%. Одновременно происходит процесс выравнивания резервных требований по средствам, привлекаемым в рублях и иностранной валюте (норматив резервирования по средствам, привлекаемым в иностранной валюте — 5%).

   Для коммерческих банков резервирование  по высоким нормативам означает удорожание стоимости привлеченных ресурсов. Дорогие ресурсы, в свою очередь, могут размещаться только в высокодоходные операции. Высокие доходы же предполагают высокую степень риска. А в России банковские риски настолько велики и непредсказуемы, что, стремясь получить высокий доход, банк может быстро превратиться в банкрота. В этом случае произойдет так называемое изъятие депозита, что повлечет за собой мультипликативное сокращение безналичных денежных средств, эмитированных банковской системой.

   Постепенное снижение норматива  обязательных резервов кредитных  организаций расширяет возможности  по кредитованию экономики и,  соответственно, увеличивает предложение денег.

   При проведении денежно-кредитной  политики в России актив-до  используется и такой инструмент, как процентные ставки по операциям Центрального банка РФ. За последние годы ставка рефинансирования резко менялась в сторону ее понижения. Судите сами: на начало 1992 г. она составляла 8%, на конец того же года — 80%, на начало 1993 г. — 100%, на конец того же года — 210%, в 1994—1995 гг. она колебалась от 180% до 130%, в ноябре 1996 г. ставка рефинансирования стала 60%, а на начало 1997 г. — 48% , в 2001году – 25% , с августа 2002 года – 21%.

   Снижение ставки рефинансирования имеет важное макроэкономическое значение, так как это обеспечивает снижение реального уровня процентных ставок в экономике и стимулирует равнодоступность кредитных ресурсов для различных секторов экономики. В свою очередь, это стимулирует инвестиционную политику.

   В соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»,  принятом 26 апреля 1995 г., одной из  задач Банка России является  обеспечение стабильного функционирования российской банковской системы. Банк России в рамках макроэкономического регулирования деятельности кредитных организаций использует административные (лицензирование банковской деятельности, порядок отзыва лицензии) и экономические (определение обязательных нормативов деятельности кредитных организаций) меры по повышению надежности, ликвидности российских банков.

   Для решения задач повышения  надежности банковской системы Банк России принимает соответствующие меры по надзору за достоверностью учета и отчетности кредитных организаций, доступностью информации об их деятельности, продолжает развитие оперативного надзора за крупными структурообразующими банками, составляющими основу российской банковской системы. Банковский надзор предполагает выявление проблемных кредитных организаций, определение последствий банкротства ток или иного банка для денежно-кредитной системы в целом.

   Кроме того, Банк России предполагает  и в дальнейшем способствоватъ  разработке законодательной базы, создающей предпосылки для повышения  устойчивости российской банковской системы.

Заключение.

     Первоочередной  задачей государственного сектора  является  стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство  этим занимается, проводя фискальную и денежно-кредитную политику. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

     Центральным звеном денежной политики государства  является  центральный банк (ФРС - в США,  ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов.  Также  Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.Банк Росии сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. на предстоящий 2000 год снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

     При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.  Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от  наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

Список  литературы
  1. Камаев  В.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 1998.
  2. Лэйард Р. Макроэкономика. – М., Джон Уайли энд Санз. 1994.
  3. МакконеллК.Р., БрюС.Л. Экономикс. -  "Республика", М. 1998.

     4.  Экономическая теория Учебник,  п/р И.П.Николаевой,М.:

          ПРОСПЕКТ, 1999.

  1. Экономическая теория: Учебник / Под.общ. ред. акард. В.И. Видяпина,

          А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой  Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М,   

          2002. 
 

Информация о работе Денежно-кредитной политики государства