Денежно-кредитной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства….2
1. Кейнсианский и монетаристский подходы к теории денег……………2
2. Понятие денежного рынка. Специфика спроса и предложения денег...6
3. Инструменты денежно-кредитной политики государства…………….13

Глава 2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство…………………………………………………….16
2.1 Модель IS – LM (модель Хикса-Хансена)………………...……………16
2.2 Влияние денежной массы на ВНП при монетаристском подходе……19
Глава 3. Особенности современной денежно-кредитной политики России...20
3.1 Макроэкономические цели денежно-кредитной политики……………20
3.2 Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике России…...21
Заключение…………………………………………………………….…………24
Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Макроэкономика Денеж.кредит.политик.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

   Денежно-кредитная политика, направленная  на расширение денежного предложения,  называется экспансионистской (расширительной). Такая политика в краткосрочном периоде приводит к понижению учетной ставки; увеличению объема производства; росту уровня цен.

   Денежно-кредитная политика, направленная  на уменьшение денежной массы  в обращении, приводит соответственно  к противоположному результату: ставка процента повышается; объем производства снижается; уровень цен падает.

   Перейдем теперь к рассмотрению  влияния экспансионистской денежно-кредитной  политики на национальную экономику  в долгосрочном периоде.

   Напомним, что на рис. 8. г Т2 — точка краткосрочного равновесия экономической системы. Однако экономическая система не может оставаться в этом положении неопределенно долго. Когда экономическое равновесие переместилось из Т1  в Т2 , Уровень цен на конечные товары и услуги возрос. Спустя некоторое время (а мы рассматриваем долгосрочный период) этот рост цен повлечет за собой и рост цен на факторы производства (рост затратных цен). Эти изменения в ценах приведут к смещению кривой совокупного предложения AS вверх – влево вдоль кривой AD2 до ее возвращения к естественному уровню объема производства при точке равновесия Т3, что иллюстрирует Рис. 9, г.

r                                                               

 
 

0                                М 0 Y 

r Р

    
 

 

              1. 0                                                 Y                                   

Рис. 9. Влияние экспансионистской  денежно-кредитной  политики государства  на национальную экономику  в долгосрочном периоде: а – денежный рынок           (MD – MS), б – модель IS – LM, в – рынок частных плановых инвестиций (I),                  г – модель AD – AS.

   В точке Т  (рис. 9, г) цены  на конечные товары и услуги  и на факторы производства  согласованно повышаются пропорционально росту денежной массы в обращении, вызванному экспансионистской денежно-кредитной политикой.

   Этот рост цен вызывает дальнейшее  смещение кривой спроса на  деньги MD на денежном рынке (рис. 9, а) вдоль кривой денежного предложения MS из положения MD  в положение MD . Равновесие устанавливается в точке е .          Это вызывает увеличение процентной ставки с r до r . Рост цен сдвигает кривую LM вверх до положения LM (рис. 9, б), точка равновесия в модели          IS – LM устанавливается в Е . Реальные плановые инвестиции (рис.9, в), которые увеличиваются, когда процентная ставка падала, уменьшаются вновь при росте процентной ставки с r  до r  и возвращаются к начальному уровню.

   При новом положении равновесия  на денежном рынке, в моделях IS – LM и AD – AS и на инвестиционном рынке в долгосрочном периоде реальный объем производства и процентная ставка вернулись к исходному уровню.

   Этот результат известен в  экономике как нейтральность  денег в долгосрочном периоде.

   Деньги нейтральны в том смысле, что однократное необратимое изменение количества денег в обращении вызывает в долгосрочном периоде лишь пропорциональное изменение уровня цен, не оказывая воздействия на реальный объем производства, реальные плановые инвестиции и процентную ставку.

   Вышеописанное показывает, что кейнсианское  описание механизма воздействия денежно-кредитной политики государства на национальное производство предполагает достаточно сложные взаимосвязи.

2.2 Влияние денежной  массы на ВНП  при монетаристском  подходе.

   Монетаристский подход, как было  описано ранее, предполагает прямую связь между денежным предложением и объемом национального производства. Функция контроля за денежным предложением возложена на Центральный банк. Если Центральный банк успешно ее выполняет, то он имеет реальную возможность контролировать и темпы роста ВНП, и темпы инфляции в стране.

   Рассмотрим теперь влияние денежной  массы на национальную экономику еще с одной стороны, применяя монетаристские подходы к изучаемой проблеме. Для этого выразим количество денег в обращении через количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги, т.е. через их покупательную способность, зависящую от уровня цен.

   Количество товаров и услуг,  которое можно купить на денежную массу, находящуюся в обращении, выражается как М / Р, где М — масса денег в обращении, Р — средний уровень цен, и называется реальными денежными остатками (real money balances), или запасами денежных средств в реальном выражении.

   Из схемы кругооборота товаров  и услуг в рамках национальной экономики следует, что ВНП характеризует также общий объем доходов в рамках национальной экономики, т.е., если рассматривать ВНП (Y) как общий доход, то в уравнении количественной теории денег V будет скоростью обращения денег по отношению к доходу и покажет среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица. Если допустить, что величина V постоянна и обозначить ее через коэффициент l / k, то, используя уравнение количественной теории денег, получим М/ Р = kY, т.е. предложение запасов реальных денежных средств пропорционально доходу.

   Введем дополнительное условие,  а именно — равенство спроса  на реальные денежные остатки  (М/ Р)  и их предложения (М/  Р), тогда              (М/ Р) = kY, т.е. спрос на запасы реальных денежных средств также пропорционален доходу. Таким образом, рост общего дохода приводит к росту спроса на реальные денежные остатки (запас денег в реальном выражении), иначе говоря, рост общего дохода в рамках национальной экономики стимулирует хранение богатства в виде денег. 

Глава 3. Особенности современной денежно-кредитной политики России.

3.1 Макроэкономические  цели денежно-кредитной  политики.

   Направления и конкретные тактические  цели монетарной политики государства  определяются состоянием национальной экономики в целом. Поэтому денежно-кредитная политика современной России не может быть, естественно, «калькой» монетарной политики США, Англии, Германии и других стран, хотя Россия и использует международный опыт ее проведения как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах, осуществляющих переход к ней.

   Сегодня трудно сказать, какая  теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной политики России.

   В начале периода перехода  к рынку несколько раз в  нашей стране принималась программа  преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т.Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики. Основными целями «российских монетаристов» являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неинфляционных источников, сокращение льгот, проведения платной приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично. И связано это все-таки со спецификой российской экономики в переходный к рынку период (например, катастрофический рост неплатежей при ужесточении монетарной политики). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например, заложенные в современном кейнсианстве основы социально ориентированной экономики).

   Необходимо искать компромиссные  решения, увязывать противоречивые  тенденции, использовать любые  разумные и эффективные меры  для решения сложных для российской  экономики проблем.

  В  соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 4) основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.

   В основе формирования денежно-кредитной  политики России второй половины 90-х годов лежит задача достижения следующих макроэкономических целей:

  • финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении;
  • снижение темпов инфляции;
  • создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;
  • снижение номинальных и реальных процентных ставок в экономике;
  • укрепление курса национальной валюты;
  • обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
  • достижение и закрепление тенденции неинфляционного экономического роста.

   В частности, базовой составляющей  экономической политики России в 1997 г. являются намерения Правительства России и Банка России проводить политику финансовой стабилизации, которая предполагает достижение следующих ориентиров:

-   удержание темпов прироста цен  на уровне ниже 1% в месяц (11,8% за год);

-  обеспечение  стабильности изменения номинального  курса национальной валюты и  поддержание реального курса  рубля по отношению к доллару США в течение 1997 г. в соответствии с решением макроэкономических задач;

- удержание  процентных ставок на финансовых  рынках на реальном положительном  уровне, существенно более низком  по сравнению с предыдущими  годами;

-  поддержание  сложившейся тенденции на снижение процентных ставок;

  • отказ от использования механизма эмиссионной поддержки отдельных предприятий и отраслей.
 

     3.2 Роль Центрального  банка в денежно-кредитной  политике России.

    Основной задачей денежно-кредитной  политики Банка России является удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики.

     Необходимыми условиями выполнения  данной задачи являются:

-  жесткий  контроль за темпами денежной эмиссии;

- проведении  политики гибко управляемого  валютного курса с установлением  границ его возможного изменения;

- дальнейшее  развитие и совершенствование  действия рыночных механизмов рефинансирования банков;

- активное  использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями;

- реализация  мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности  российской банковской системы.

  Первостепенным  условием является контроль за  темпами денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной перспективе. Банк России отмечает определенные изменения в спросе на деньги в рамках национальной экономики. Следует заметить, что в России уровень скорости обращения денег выше, чем в других странах с переходной к рыночной экономикой, однако искусственное ее снижение путем дополнительной эмиссии может иметь крайне негативное последствие в виде усиления инфляции.

   На увеличение спроса на деньги  может влиять и отмена ограничений на вывоз за границы РФ наличных рублей, а также создание благоприятных условий для привлечения в экономику России иностранных инвестиций.

   Сохранение тенденции роста спроса на деньги позволит Банку России наращивать денежное предложение темпами более высокими, чем прогнозируемые темпы инфляции.

   Банк России устанавливает определенный коридор в изменении денежного предложения. Это делает возможным как контролировать денежное предложение в среднесрочной перспективе, так и реагировать на те изменения, которые не были предусмотрены при прогнозе на год. Если фактическая динамика де„ нежного предложения отклонится от целевого ориентира на фоне роста или, наоборот, уменьшения инфляционных ожиданий, то Банк России может принять соответствующие оперативные        меры по регулированию денежного предложения.

Информация о работе Денежно-кредитной политики государства