Денежно-кредитное регулирование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать особенности денежно-кредитного регулирования в России.
В соответствии с целью курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть содержание и обозначить цели денежно-кредитного регулирования;
2. дать характеристику методам и инструментам денежно-кредитного регулирования;
3. рассмотреть становление и развитие денежно-кредитной системы в РФ;
4. проанализировать денежно-кредитное регулирование в РФ в условиях мирового финансового и экономического кризиса 2008-2009гг и обозначить денежно-кредитную политику на перспективу 2010-2012гг.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования 4
1.1 Сущность, объекты, субъекты и цели денежно-кредитного регулирова- ния…. 4
1.2 Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования 7
1.3 Этапы реформирования российской денежно-кредитной системы 11
Глава 2. Специфика денежно-кредитного регулирования в РФ 14
2.1 Причины кризисных процессов в РФ 2008г 14
2.2 Анализ денежно-кредитного регулирования в РФ в условиях мирового финансового кризиса 2009г 19
2.3 Перспективы развития денежно-кредитного регулирования на 2010-2012гг и пути выхода из кризиса 24
Заключение 28
Список используемых источников 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32
ПРИЛОЖЕНИЕ В 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…..………………………………………………………..……..35
ПРИЛОЖЕНИЕ Е…………………………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 495.00 Кб (Скачать)
stify">      К настоящему времени наиболее актуальны две проблемы денежно-кредитной политики России – проблема выхода из кризисного состояния и проблема проведения денежно-кредитной политики на перспективу.

      Цена  на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние  российской экономики. В связи с  этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010-2012 гг., два из которых соответствуют прогнозам правительства РФ.

      В рамках первого варианта, который  Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам правительства, предполагается снижение в 2010 г среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.

      В качестве второго варианта рассматривается  прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 г цена на российскую нефть может составить 58 долларов за баррель. Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4% и 1% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.

      В рамках третьего варианта в 2010 г предусматривается  повышение цены на российскую нефть  до 68 долларов за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 г на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3 проц.

      Банк  России не исключает возможности  более высокого роста цен на нефть  на мировом рынке. Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 г возрастет до 80 долларов за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал – 8%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.

      Прогноз платежного баланса до 2012 г охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта Urals: в пределах 45-87 долларов баррель в 2011 г и 45-95 долларов за баррель в 2012 г.

      В 2011-2012 гг. во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В 2012 г в условиях низких цен на нефть в первом варианте оно составит 1,8 млрд. долларов. Согласно второму варианту прогноза профицит счета текущих операций составит 16,9 млрд. долларов. В третьем и четвертом вариантах прогноза при умеренном росте дефицита баланса доходов и текущих трансфертов в 2012 г ожидается положительное сальдо счета текущих операций в размере 48,0-83,2 млрд. долларов.

      В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 гг. ожидается в диапазоне 2,4-5,5%.

      В соответствии со сценарными условиями  функционирования российской экономики  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 г и плановый период 2011 и 2012 гг правительство и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 г до 9-10%, в 2011 г - до 7-8%, в 2012 г - до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю). Данной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 г, 6,5-7,5% в 2011 г, 4,5-6,5% в 2012 г.

      Диапазон  изменения темпов прироста денежного  агрегата М2 в 2010 г в зависимости  от вариантов развития экономики  может составить 8-18 проц. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно. Денежная программа на 2010-2012 гг. представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития РФ на 2010-2012 гг. Расчеты по программе на 2010-2012 гг осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 г может составить 8-17%, в 2011 году - 11-19%, в 2012 году - 13-19%.

      Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 гг. будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

      В среднесрочной перспективе система  инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

      В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего, операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 г. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

      Банк  России в 2010 г и в период 2011-2012 гг. продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем, Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

      Таким образом, главное направление денежно-кредитной политики на перспективу реализуется в основном в контексте двух вариантов. С одной стороны, ЦБ РФ в проекте «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» предусматривает переход к режиму инфляционного таргетирования и свободному плаванию рубля. С другой стороны, высказывается необходимость регулирования валютного курса рубля. 
 

 

Заключение

      Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое Центральным  банком РФ, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

      Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную  цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.

      К причинам развития финансового кризиса  в России относятся: импортируемый кризис (вклад США в падение российского рынка 35%); внутренние причины – 37% (зависимость от иностранного капитала, отсутствие длинных денег, недостаток ликвидности, недоверие к институтам власти).

      Денежно-кредитная политика России достаточно быстро отреагировала на финансовый кризис. Однако осенью 2008-го – зимой 2009 г. она проводилась по двум, во многом противоположным направлениям. Первое на правление было связано с поддержкой банковской системы и направлено на смягчение денежно-кредитной политики. Второе – с поддержкой валютного курса путем проведения валютных интервенций. Его результатом стало сокращение денежной массы в экономике.

      Мировой экономический кризис оказал значительное воздействие на денежно-кредитную политику в России и привел к появлению ее новой модели и существенным изменениям в инструментарии. Проведением денежно-кредитной политики в период кризиса смогли поддержать банковский сектор и не допустить в нем возникновения системного кризиса, но при этом, несмотря на поддержку финансовой системы и совокупного спроса, сдержать падение производства мерами денежно-кредитной политики все же не удалось. 
 

Список  используемых источников

  1. Астапов, К. Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса//Финансы. – 2009. - №6
  2. Вязовский А. Финансовый прогноз на 2010 год//Бизнес и финансы. – 2009.
  3. Головнин Н.Ю. Денежно-кредитная политика после кризиса// Банковское дело. -  2009. - №12
  4. Деловая пресса [Электронный ресурс]: http://www.businesspress.ru
  5. Ершов М.В. О некоторых аспектах кризиса//Журнал новой экономической ассоциации. – 2009.
  6. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию// Вопросы экономики. – 2009. - №1
  7. Курьянов, А. М. Управление денежно-кредитной системой в современных условиях//Вестник. – 2009. - №3
  8. Маневич В. О роли монетарной и финансовой политики в России в период кризиса и после него//Вопросы экономики. – 2010. -№12.
  9. Мировой финансовый кризис в России [Электронный ресурс]: www.infocrisis.ru
  10. Мировой экономический кризис [Электронный ресурс]: www.greatcrisis.ru
  11. Национальная экономика: учебник/ Под ред. Савченко П.В. – М.: Экономистъ, 2005.
  12. Национальная экономика: учебник. Под общей ред. Шульги В.А. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.
  13. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Сидоровича А.В. МГУ им. М.В. Ломоносова. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
  14. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru
  15. Официальный сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]: www.minfin.ru
  16. Прайм-Тасс [Электронный ресурс]:  http://www.prime-tass.ru
  17. Справочно-правовая система «Консультант+» [Электронный ресурс]: www.consultant.ru
  18. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
  19. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)»
  20. Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила// Вопросы экономики. – 2008. - №11
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Внешний долг негосударственного сектора (млрд. долл.)

* www.cbr.ru 
 
 

Таблица 1 - Платежный баланс Российской Федерации за 2008 год (млрд. долл. США)

  I II III IV 
(оценка)
год 
(оценка)
Счет  текущих операций 37,4 25,8 27,6 8,1 98,9
Счет  операций с капиталом 
и 
финансовыми инструментами
–24,7 35,4 –9,4 –129,7 –128,4
Финансовый  счет 
(кроме резервных активов)
–24,6 35,2 –9,6 –130,0 –129,0
Изменение валютных резервов 
(«+» — снижение, «–» — рост)
–6,4 –64,2 –15,0 131 45,3
Справочно:          
Цены на нефть марки Urals 
(мировые), долл./барр.
93,4 117,1 113 54,2 94,4
Чистый  ввоз/вывоз капитала 
частным сектором
–23,1 41,1 –17,4 –130,5 –129,9
 

* www.cbr.ru 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Денежная  масса М2 (прирост, в % к началу года)

 

*www.cbr.ru 
 

Замедление  роста кредитов населению и предприятиям

(в % к  предыдущему месяцу)

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование в РФ