Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать особенности денежно-кредитного регулирования в России.
В соответствии с целью курсовой работы мною были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть содержание и обозначить цели денежно-кредитного регулирования;
2. дать характеристику методам и инструментам денежно-кредитного регулирования;
3. рассмотреть становление и развитие денежно-кредитной системы в РФ;
4. проанализировать денежно-кредитное регулирование в РФ в условиях мирового финансового и экономического кризиса 2008-2009гг и обозначить денежно-кредитную политику на перспективу 2010-2012гг.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования 4
1.1 Сущность, объекты, субъекты и цели денежно-кредитного регулирова- ния…. 4
1.2 Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования 7
1.3 Этапы реформирования российской денежно-кредитной системы 11
Глава 2. Специфика денежно-кредитного регулирования в РФ 14
2.1 Причины кризисных процессов в РФ 2008г 14
2.2 Анализ денежно-кредитного регулирования в РФ в условиях мирового финансового кризиса 2009г 19
2.3 Перспективы развития денежно-кредитного регулирования на 2010-2012гг и пути выхода из кризиса 24
Заключение 28
Список используемых источников 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32
ПРИЛОЖЕНИЕ В 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…..………………………………………………………..……..35
ПРИЛОЖЕНИЕ Е…………………………………………………………………...36
4. Рефинансирование кредитных организаций. В практике работы российских банков метод рефинансирования, хотя и был достаточно тесно связан с процентной политикой, всегда играл самостоятельную роль. Рефинансирование банков - это кредитование Банком России коммерческих банков. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег.
5. Валютные интервенции - купля-продажа иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс национальной валюты, на суммарный спрос и предложение денег, а также на характер управления обменным курсом валюты.
6. Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.
7. Прямые количественные ограничения. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
8. Эмиссия облигаций от своего имени. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Таким образом, инструментарий денежно-кредитной политики необычайно широк. Использование различных инструментов сильно варьируется в зависимости исторических традиций использования финансовых инструментов в государстве, развитости рыночных отношений, наличия банковско-финансовых учреждений, общегосударственного состояния экономики, степени
открытости экономики, конкретных обстоятельств и т. п.
1.3 Этапы реформирования российской денежно-кредитной системы
Первый этап реформирования денежно-кредитной системы России относится к периоду 1991-1993гг. и характеризуется увеличением денежной массы в стране.
Совпадение начала либерализации цен с введением новой системы платежей и расчетов в силу неразвитости последней способствовало продолжению наращивания номинального предложения денег в экономике даже в условиях заявленного курса на финансовую стабилизацию. Проводимая правительством в соответствии с рекомендациями иностранных экспертов политика «дорогих денег», либерализация цен и высокий уровень инфляции привели в 1992г. к возникновению в промышленности, практически лишившейся оборотных средств и дешевых кредитов, системы взаимных неплатежей. Также большой проблемой стала высокая доля просрочки платежей. Высокие темпы инфляции приобрели характер объективно необходимой части механизма функционирования государственных финансов.
Второй этап реформирования денежно-кредитной системы продолжался с 1994г. до середины 1998г. и в силу постоянных политических изменений характеризовался отсутствием четкой государственной политики в этой сфере.
Начало
данного периода
В данный период по-прежнему серьезной проблемой оставалась широко распространенная практика неплатежей, в структуре которых, в отличие от первого этапа, значительно выросли долги по выплате заработной платы, в том числе со стороны государства, налогам и взносам во внебюджетные фонды.
Специфика третьего этапа реформирования денежно-кредитной системы России с конца 1998г. во многом была обусловлена последствиями финансового кризиса августа 1998г. Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Датой дефолта является 17 августа 1998 года. Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.
Основными предпосылками формирования новой денежно-кредитной политики стали кризис российской банковской системы, девальвация национальной валюты, рост темпов инфляции на фоне улучшения конъюнктуры мировых сырьевых рынков.
В условиях достаточно быстрого развития восстановительных процессов и общего подъема экономики, начавшегося в середине 1999г., основными задачами денежно-кредитной политики стали плавное снижение инфляции, поддержка экономического роста и активизация инвестиционного процесса посредством дальнейшего развития российского банковского сектора.
В целом анализ формирования российской денежно-кредитной системы позволяет сделать следующие выводы: основной акцент на снижение инфляции на первом этапе проведения реформ, сдерживание роста денежной массы и меры по укреплению рубля при помощи валютного коридора привели к: падению платежеспособного спроса населения и предприятий, что повлекло, в свою очередь сокращение объемов производства; дефициту ликвидных ресурсов у предприятий, обусловившему возникновение устойчивой системы неплатежей; росту объемов импорта и появлению зависимости динамики цен на внутреннем рынке от цен на импортируемую продукцию.
В тоже время кризис августа 1998г. привел к возникновению в последний период ряда положительных тенденций: наметился рост импортозамещения, после инфляционного всплеска в 1998г. стабильно снижается уровень инфляции, обеспечивается внутренняя и внешняя стабильность национальной валюты, что поддерживает экономический рост.
Глава 2. Специфика денежно-кредитного регулирования в РФ
2.1. Причины кризисных процессов в РФ 2008г
Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой — быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005—2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005 г. он составил 108 млрд. долл. США, а на конец 2007 г. 417,2 млрд. (см. Приложение А). Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.
Привлечение российскими банками средств на мировом рынке капитала позволило им проводить экспансию на кредитном рынке, что привело к повышению доступности денежных ресурсов и снижению ставок на внутреннем рынке заимствований. Чистая международная инвестиционная позиция кредитных организаций устойчиво ухудшалась. В конце 2005 г. ее значение составило -20,827 млрд. долл. США, а в конце III квартала 2008 г. — -99,651 млрд.
Снижение цен на нефть с мая 2008 года и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г. Чистый приток частного капитала в размере 83 млрд. долл. США в 2007 г. превратился в его чистый отток в размере 130 млрд. долл. в 2008 г. В IV квартале 2008 года по сравнению с I кварталом счет текущих операций сократился в 4,5 раза — с 37 млрд. долл. США до 8 млрд. долл., а в целом за год он составил 99 млрд. долл. США (см. Приложение А).
В результате в 2008 году валютные резервы сократились на 45 млрд. долл. США (а золотовалютные — на 51,7 млрд.) и фактически перестали выполнять функцию источника денежного предложения. Их сокращение привело к серьезному замедлению денежного предложения. За 11 месяцев 2008 г. объем денежной массы М2 даже снизился на 0,3%, в то время как в 2007 г. за тот же период он увеличился на 35,2% (см. Приложение Б).
Основным источником денежного предложения стало пополнение ликвидности со стороны денежных властей. Предпринятые шаги позволили насытить рынок краткосрочной ликвидностью, однако не смогли компенсировать дефицит долгосрочных ресурсов.
В условиях нехватки «длинных» денег банки вынуждены в качестве источника формирования «длинных» активов использовать «короткие» обязательства. Причем эта ситуация характерна не только для периода текущей финансовой нестабильности, но и для последних нескольких лет, когда краткосрочные обязательства покрывали не менее 10 — 14% долгосрочных активов банков. Очевидно, дальнейшее наращивание долгосрочных кредитов за счет краткосрочных пассивов могло негативно сказаться на ликвидности банковской системы.
В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем объем выданных кредитов населению даже сократился на 0,7%, прирост банковских кредитов предприятиям составил всего 0,7% (см. Приложение Б). По итогам одиннадцати месяцев 2008 г. задолженность перед кредитными организациями нефинансовых организаций выросла на 32,6% против 46,9% за тот же период 2007 г.
На динамику банковских кредитов в 2008 г. оказало влияние и то, что в период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Банки стали ужесточать требования к финансовому состоянию граждан в связи с возрастающими рисками непогашения кредитов (снижение покупательской способности, увеличение числа безработных). В ближайшее время банкам придется больше внимания уделять привлечению ресурсов с внутреннего рынка.
Усиление конкуренции на внутреннем финансовом рынке в 2008 г. привело к повышению ставок по банковским депозитам. Так, средневзвешенная ставка по рублевым депозитам населения в кредитных организациях сроком до одного года повысилась с 5,4% годовых в январе 2008 г. до 6,2% годовых в октябре, а средневзвешенная ставка по рублевым депозитам предприятий сроком до одного года — с 3 до 6,7%.
Отметим, что до сих пор повышение банками ставок по депозитам физических лиц было весьма скромным и не компенсировало ускорение темпов инфляции. При этом темпы прироста банковских депозитов снизились (см. Приложение В).
Кроме депозитов населения и предприятий в 2008 г. основными источниками формирования ресурсов коммерческих банков были кредиты, депозиты и прочие средства, полученные от других кредитных организаций, а также средства организаций на расчетных и прочих счетах и облигации. На долю этих статей, включая депозиты, на начало декабря 2008 г. приходилось 71,3% общей суммы пассивов (см. Приложение В). Доля кредитов Банка России, полученных банками, увеличилась на 8 п. п. — до 8,2% в общей сумме пассивов. Очевидно, кредиты Банка России носят краткосрочный и регулирующий характер.
На стоимость ресурсов для коммерческих банков влияет изменение стоимости основных статей банковских пассивов, то есть в первую очередь изменение ставок по депозитам населения и предприятий. Для поддержания своей деятельности коммерческие банки не могут кредитовать под меньший процент, чем ставки по депозитам. При этом в российских условиях последние должны быть как минимум нулевыми в реальном выражении, чтобы стимулировать сбережения. Ставки в экономике определяются прежде всего уровнем инфляции, формированием стимулов к сбережению и уровнем риска.
В 2008 г. инфляция снова выросла вследствие мягкой денежно-кредитной политики в предыдущие годы. Правительство и Банк России не смогли сдержать избыточное денежное предложение из-за высоких цен на нефть и притока капитала. Это существенно увеличивало совокупный спрос в экономике и привело к кредитному буму. Прирост кредитов строительству составил на 1 октября 2007 г. 85,8%, а на 1 октября 2008 г. — 54%, транспорту и связи — соответственно 81,5 и 38,2% (см. Приложение Г). Поддержание таких темпов кредитования в длительном периоде невозможно, поскольку в результате возникает кредитный пузырь. Кредитный бум в условиях кризиса неизбежно приводит к «жесткой посадке» перегретых отраслей и невозврату кредитов, ухудшению кредитного портфеля банков.