Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:26, лекция

Описание работы

1. Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка.
2. Инструменты денежно-кредитной политики.
3. Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм.
4. Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор.
5. Кейнсианская денежная политика. Ликвидная ловушка.
Монетаристская денежная политика. Уравнение Фридмена.
Кредитно-денежная политика в переходный период.
Противоречия денежно-кредитной политики.
Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики.

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Денежный мультипликатор, который является усложненным вариантом депозитного, учитывает поведение как банков, так и населения:

m* = 1 + d / R + d ,

где m* - денежный мультипликатор,

  d  - отношение наличных денег к депозитам;

  R  - норма обязательных банковских резервов.

Если ввести в условия исходной задачи d = 30%, то     m* = 1 + 0,3 / 0,1 + 0,3  =  1,3 / 0,4  = 3,25.

Запишем в общем виде формулу изменения предложения денег:

ssМs = m* ssB = (1 + d / R + d) ssB

При d = 0,  когда население хранит все свои деньги в банке, m* = m, т.е. денежный мультипликатор равен депозитному.

Депозитный и  денежный  мультипликаторы действуют и в обратную сторону. Так, изъятие центральным банком из обращения 10 млн. руб. (например,  путем  продажи  государственных облигаций) при m = 10 приведет в сжатию реального денежного предложения на 100 млн. руб.

5. КЕЙНСИАНСКАЯ ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. ЛИКВИДНАЯ ЛОВУШКА

Государство имеет возможность изменять  предложение  денег.  Но воспользоваться данной возможностью оно может по-разному:

  • разумное увеличение предложения денег  обеспечивает устойчивое неинфляционное развитие экономики;
  • безмерное наращивание денежного предложения порождает ускоряющуюся инфляцию, тормозящую экономический рост.

   r     MD1   MD2

 

r1

          А          В

r2

 

 r0

           

       Ms1  Ms2     Ms3                    Msn  M


Исходное состояние равновесия                           денежного рынка - в точке А. Пусть государство довело предложение денег от уровня МS1  до Мs2 при неизменном спросе на них. Тогда процентная ставка    движется от r1 к r2 вдоль кривой МD1 .

На товарных рынках удешевление кредита отразится на увеличении инвестиций, объема  производства и занятости.  Результатом станет рост совокупного дохода, что приведет к росту спроса на деньги на денежном  рынке (который будет описываться кривой МD2 . Вследствие этого вновь повысится процентная ставка до уровня r1, и равновесие будет достигнуто в точке В.

Таким образом,  применяя   инструменты   денежной   политики, государство способно  оказывать  влияние на процентные ставки,  а через них - стимулировать инвестиции, производство и занятость. В случае, когда необходимо подстегивать экономику,  государство может воспользоваться своим монопольным положением на денежном рынке.

Как видим,  банковский процент - один из важнейших регуляторов денежного рынка.  Он  оказывает сильное влияние на инвестиционный спрос и предложение сбережений.  Без достаточно свободных колебаний ставок процента рыночный механизм работать не может, и поэтому процентные ставки не должны становиться  объектом  административного насилия.  Если государство командными методами заставляет коммерческие банки принимать вклады и давать  взаймы  под  строго определенный, фиксированный  процент, то неизбежна остановка механизмов, действующих на рынках товаров и денег.  По аналогии с товарами, выталкиваемыми  в дефицитной экономике в ее подпольный сектор, сбережения также уходят в сферу  подпольного ростовщичества, в теневую экономику (где процент формируется рыночным путем). К тому же государству подпольные сбережения неподконтрольны,  и это делает возможными вспышки инфляции. Но косвенные методы регулирования процентных ставок вполне допустимы - в рамках краткосрочной денежной политики: иначе были бы невозможны, например,  структурное и антиинфляционное регулирование экономики.

Кейнсианская денежная политика есть систематическое  преднамеренное нарушение равновесия денежного рынка с тем, чтобы повлиять на уровень процента, привести инвестиционный спрос в соответствие с предложением сбережений. Однако данный способ весьма противоречив: положительные результаты достигаются все более дорогой ценой. Реакция товарных  рынков становится все более вялой.  Закономерность: чем настойчивее государство добивается снижения  процентных  ставок, тем  меньших результатов оно достигает,  тем ниже,  следовательно, эффективность его денежно-кредитной политики. Поэтому главная проблема: как и сохранить регулирующую функцию монетарной политики, и  сделать ее неинфляционной?  Для этого необходимо зафиксировать предел, за который не должно выходить предложение денег.

Поскольку кривая спроса на деньги МD1 становится все более  пологой, то  расширение  денежного  предложения  сопровождается все менее значительным понижением процентной ставки,  а  значит,  все меньшим приростом инвестиций,  производства, занятости и совокупного дохода. А за рубежом Мsn положительный эффект роста денежной массы вообще равен нулю: процентная ставка перестанет падать и упирается в свой  минимум  rо.  За этим рубежом предложение денег нарастает без удешевления кредита,  т.е.  товарные рынки перестают  ощущать влияние денежного  рынка.  К  тому  же при крайне низком проценте рыночный курс акций и облигаций крайне высок,  и они не приобретаются  населением (спекулятивный спрос на деньги возрастает): оно хранит наличные  деньги,  выжидая.  В результате спровоцированного государством (из-за существенного роста денежного предложения) исключительно высокого предпочтения ликвидности инфляционное давление нарастает.  Вывод:  за Мsn уже нет  никаких  новых  кривых спроса на деньги и точек равновесия денежного рынка. Такую ситуацию называют ликвидной ловушкой. Ее характерные черты:

а) на денежном рынке продолжает нарастать предложение денег при стабильно низкой норме процента;

б) на  товарных рынках останавливается рост инвестиций,  производства и предложения.

Совокупным результатом нарушения взаимодействия между товарным и денежным рынками  становится ситуация,  когда в экономику поступает возрастающая денежная масса при явно недостаточном ее товарном покрытии. Формируется инфляционный «навес».

В открытой здоровой рыночной экономике существует механизм автоматического выхода из ликвидной ловушки, связанный с проявлением эффекта  Пигу.  Дело  в  том,  что  рост   предложения   денег воздействует на  совокупный  доход не только косвенно (через процент, инвестиции и производство),  но  и  прямо  (рост  денежного предложения -  увеличение  совокупного  дохода).  Прирост  дохода складывается из прироста текущего потребления и прироста сбережений. Полагая,  что  инфляционный  рост  цен  - явление временное, субъекты станут увеличивать сбережения  быстрее,  нежели  текущее потребление. Возрастет  предельная  склонность к сбережению,  что станет реальным выходом из ликвидной  ловушки:  часть  сбережений превратится в  дополнительный спрос на деньги,  и ставка процента увеличится даже при предложении денег, превышающем Мsn.

Однако усиление  инфляции (особенно в нерыночной и переходной экономике) парализует  действие  эффекта Пигу. При ожидании дальнейшего повышения общего уровня цен у субъектов экономики возрастает, наоборот, предельная склонность к потреблению, что исключает выход из ликвидной ловушки. Более того, как отмечает А. Лившиц, данная ловушка еще и «запирается замком устойчивых инфляционных ожиданий».

Выход из  ликвидной  ловушки возможен только при благоприятных переменах на товарных рынках: улучшение инвестиционного климата рост производства,  занятости  и совокупного дохода - рост спроса на деньги и процентных ставок.

С учетом ликвидной ловушки условия равновесия денежного рынка:

Ms/P = Md/P = 1/v Y + L( R)

Ms  <    Msn   

Как видим,  чрезмерная государственная денежная экспансия усиливает угрозу инфляции:

1) из-за риска попадания в ликвидную ловушку;

2) даже  если  Ms< Msn :  из-за установления все более пологой формы кривой спроса на деньги,  а значит,  все  меньшего  падения нормы процента при расширении предложения денег.

6. МОНЕТАРИСТСКАЯ ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. УРАВНЕНИЕ ФРИДМЕНА

Кейнсианская денежная политика опирается  на  представление  о том, что спрос на деньги является нестабильным и непредсказуемым. Потребность в деньгах (особенно спекулятивный спрос на них),  зависит и от субъективных факторов.  В этих условиях непосредственное регулирование денежного предложения, по мысли Кейнса, является бессмысленным.  Только  процентная ставка способна уравновешивать спрос и предложение денег.

Монетаристы же  считают,  что  спрос на деньги в долговременном аспекте стабилен, а его динамика вполне может быть предсказана. С точки  зрения  монетаристов кейнсианская функция спроса на деньги характеризует только краткосрочные колебания денежного рынка. Если же брать длительную перспективу,  то спрос на деньги определяется иначе. В этом пункте монетаристы полагаются на эффект американского экономиста И. Фишера. Смысл его состоит в следующем. Если государство прибегает к денежной экспансии, то в результате роста денежного  предложения произойдет временное сокращение процентных ставок.  Однако параллельно с этим усиливается инфляционный  процесс.  Он воздействует на ожидания субъектов экономической системы, которые, планируя рыночные решения, основываются на последнем инфляционном  опыте и рассчитывают на очередное расширение денежной массы и темпа роста цен.  Это порождает увеличение спроса  на деньги,  что  через определенное время приводит к повышению процентных ставок. В конечном счете устанавливается норма процента, уравновешивающая денежный рынок.  Теперь для того, чтобы все-таки достичь своей цели (снизить ставки  процента),  государству  надо вызвать денежный шок,  резко и неожиданно увеличив денежное предложение. И пока не перестроятся инфляционные ожидания (ориентирующиеся временно на прежний темп роста инфляции), процентные ставки будут снижаться.  Но  когда  в  инфляционных  ожиданиях  будут учтены последняя денежная инъекция и предстоящий скачок инфляции, спрос на деньги снова подскочит, и процентные ставки пойдут вверх опять-таки  к уровню равновесия (который определяется прежде всего уровнем национального дохода и уровнем ожидаемой инфляции).

Таким образом,  эффект Фишера (подтвержденный эконометрическими разработками, когда сравнивались значения процентных ставок, спроса и предложения денег на достаточно длительных временных интервалах) состоит в том,  что в долгосрочном плане денежная политика не влияет на процентные ставки. Желаемый населением денежный запас составляет некоторую устойчивую долю номинального ВНП.  Задача  денежно-кредитного регулирования состоит в поддержании стабильного предложения денег Ms в соответствии со спросом  на  них. Стабилизация темпов роста Ms, решительный отказ от его сокращения- единственная цель денежно-кредитной политики, достижение которой гарантирует устойчивый экономический рост.

Условие долгосрочного  равновесия  денежного  рынка (уравнение или денежное правило Фридмена):           ssMs = ssY + ssPе,   где

   ssMs - предписываемый ежегодный темп прироста денежного предложения;

        ssY - исчисленный за длительный период среднегодовой темп прироста реального ВВП;

          ssPе -  темп ожидаемой инфляции.

    Данное уравнение  получило название основного денежного закона монетаризма или правила икс-процента. В соответствии с ним основной обязанностью  государства  становится поддержание постоянного во времени (независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка) икс-темпа роста предложения денег,  равного сумме темпов роста реального национального дохода и ожидаемой инфляции.

    По утверждению М. Фридмена, в 30-е гг. ФРС допускала грубейшие ошибки: не обеспечив стабильного прироста  денежного предложения (нарушив приведенное выше уравнение),  она предопределила наступление Великой депрессии. Эмпирические данные и в послевоенный период подтверждали взгляды Фридмена. В этот период спрос  на деньги оставался относительно стабильным.  Однако в 70-80-е гг.  ни одна система уравнений монетаристов не смогла достаточно точно  предсказать  изменение  денежной  массы.  И монетаристы вынуждены были признать изменение функции спроса на деньги под  влиянием  инфляции: с усилением инфляции спрос на деньги повышается.

    Однако позиции монетаристов и по сей день крепки,  и потому не случайно в последние десятилетия  произошли серьезные изменения в денежно-кредитной политике многих государств. Центр тяжести в перенесен с  традиционного  ориентира  - динамики процентной ставки - на изменение величины и темпов роста денежной массы.  В ряде стран (США,  ФРГ,  Англии,  Канаде,  Японии) еще  в 70-е гг.  было введено таргетирование (target - цель) денежной массы. А пионером в реализации данной политики в 1974 г. выступил центральный банк Германии - Бундесбанк. При этом формы проведения политики таргетирования в различных странах оказались не идентичными. В одних государствах рассчитанный норматив прироста денежного предложения носит лишь прогнозно-рекомендательный характер, в других жестко задается точная контрольная цифра прироста по одному или нескольким денежным агрегатам, в третьих устанавливается так называемая «вилка», то есть максимальный и минимальный пределы роста денежной массы на предстоящий период, между которыми банку законодателями предоставляется возможность оптимизировать текущее состояние денежной массы по тому или иному критерию. Установление подобной «вилки» и ее расширение (не приветствуемое, кстати, монетаристами) косвенно подтверждает факт вступления национальной экономики в стадию неустойчивого, трудноподдающегося прогнозу развития. Серьезно не подрывая доверия к проводимой центральным банком монетарной политике, такая гибкая форма таргетирования вместе с тем позволяет государству оперативно реагировать на неожиданные конъюнктурные перепады в спросе на деньги, ценах на экспортируемые страной товары, колебания валютных курсов, изменившиеся требования внешних кредиторов и т.п.

Информация о работе Денежно-кредитная политика