Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:26, лекция
1. Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка.
2. Инструменты денежно-кредитной политики.
3. Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм.
4. Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор.
5. Кейнсианская денежная политика. Ликвидная ловушка.
Монетаристская денежная политика. Уравнение Фридмена.
Кредитно-денежная политика в переходный период.
Противоречия денежно-кредитной политики.
Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики.
Тема 15. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
1. Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка.
2. Инструменты денежно-кредитной политики.
3. Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм.
4. Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор.
5. Кейнсианская денежная политика. Ликвидная ловушка.
Гранвилл Б. Проблемы стабилизации денежного обращения в России// Вопросы экономики. 1999. № 1.
Гринспен А. Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике// Вопросы экономики. 1991. № 12. С.87-96.
Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. С.171-273.
Илларионов А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике// Вопросы экономики. 1996. № 12. С.40-60.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.1. С.264-312.
Маневич Д., Козлова Е. Альтернативные модели денежно-кредитной политики// Российский экономический журнал. 1997. № 5-6.
Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М., 1995.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год// Деньги и кредит. 1998. № 12.
О мерах Правительства РФ и ЦБ РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране// Российский экономический журнал. 1998. № 11-12.
Соколинский В., Исалова М. Денежно-кредитный механизм экономической политики// Российский экономический журнал. 1996. № 1.
Эклунд К. Эффективная экономика. С.177-186.
Денежно-кредитную политику проводит государство через двухуровневую банковскую систему. Первый ярус данной системы представлен центральным банком (государственным или, по меньшей мере, находящимся под пристальным государственным контролем). Старейшими из центральных банков являются Банк Англии и Банк Швеции, которые были основаны в конце XVII в. Однако современная модель центральных банков начала формироваться лишь в XIX в. - в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками. Сегодня в любой, даже самой маленькой стране имеется свой центральный банк. В такой же крупной стране, как США, функции центробанка выполняет Федеральная Резервная Система (ФРС), состоящая из правления в Вашингтоне и 12 региональных банков, самостоятельность которых ограничена.
Центральный банк является:
1) эмиссионным центром страны;
2) банком банков;
3) банкиром правительства.
4) органом регулирования экономики страны денежно-кредитными методами.
Центральный банк несет ответственность за состояние денежного обращения. Его стратегическая задача - обеспечение посредством контроля за объемом денежной массы низкого уровня инфляции и недопущение при этом значительной безработицы. Решение этой задачи предполагает управление прочими, негосударственными банками. Государство (представленное в данном случае центральным банком) на денежном рынке выступает монополистом в определении предложения денег и темпов его роста. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска денег. Следовательно, денежный рынок - монопольный, но демонополизация ему не грозит. Однако в этих условиях вполне возможными становятся злоупотребления со стороны центробанка. Поэтому для нормального функционирования денежного рынка требуется продуманное законодательство, которое бы регламентировало деятельность центрального банка и других государственных органов, ответственных за проведение денежно-кредитной политики.
Функция банка банков заключается в том, что, с одной стороны, центральный банк сосредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой - оказывает им необходимую кредитную поддержку. Центральный банк является кредитором в последней инстанции. Спасая коммерческие банки при угрозе финансовой паники, он предоставляет им кредитную поддержку. Концентрация обязательных резервов в центральном банке означает, что он может в известных пределах осуществлять контроль за деятельностью коммерческих банков.
Функция банкира правительства налагает взаимные права и обязанности на правительство и центральный банк. Казначейство обязано хранить свободные денежные ресурсы в центральном банке в виде вкладов (депозитов). Центральный банк, в свою очередь, отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.
Денежно-кредитная (монетарная) политика связана с изменением массы денег в обращении. Необходимость ее состоит в том, что нерегулируемая деятельность коммерческих банков усиливает циклические колебания конъюнктуры: так, например, банки нередко считают выгодным расширять предложение денег в период экономического подъема (сопровождаемого инфляцией) и сокращать его во время спада. Такие действия провоцируют проциклические тенденции в функционировании банковской системы. Для противодействия им центральный банк может увеличивать денежное предложение в условиях спада для поощрения расходов, а во время инфляции - уменьшать его с целью ограничения расходов. Тем самым смягчаются циклические колебания на рынках товаров, капиталов, рабочей силы, сдерживается инфляция, регулируются темпы экономического роста.
Таким образом, вся денежно-кредитная система может быть представлена в форме пирамиды кредита, в основании которой находится казначейство. Оно тесно связано с центральным банком, который, в свою очередь, воздействует на коммерческие банки. Коммерческие же банки осуществляют кредитование фирм и населения.
Первым орудием денежно-кредитной политики центрального банка является учетная политика. Учетная ставка (ставка рефинансирования) - ставка процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам. Учетно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать средства у центрального банка под определенный залог (например, в виде принадлежащих им ценных бумаг). Назначая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет низшую границу учетной ставки коммерческих банков (комиссионный процент которых превышает учетную ставку центрального банка, как правило, на 0,5 - 2%).
Так, если произошел экономический спад и наступила депрессия, то учетная ставка сокращается. Тем самым коммерческие банки поощряются к приобретению дополнительных кредитов и наращиванию денежного предложения. Тем самым стимулируются совокупные расходы. И наоборот, если на гребне подъема ускоряются темпы инфляции, то центральный банк поднимает размер дисконта.
Последнее мероприятие, в свою очередь, порождает 3 эффекта:
а) некоторым банкам дорогой государственный кредит становится недоступным, что сокращает скорость нарастания денежной массы в обращении;
б) если коммерческий банк все же берет подорожавший кредит, то он вынуждается повышать эффективность своих операций, кредитовать только наиболее эффективные проекты;
в) коммерческие банки стремятся перекладывать дорогой государственный кредит на плечи своих клиентов - повышается ставка процента за кредит и у коммерческих банков - сокращение спроса на деньги.
Торможение инфляционных процессов как позитивный результат осуществленных мероприятий имеет, однако, и негативные эффекты на товарных рынках, а также в сфере производства. Чем дороже кредит, тем ниже склонность к инвестированию, тем труднее финансировать капиталовложения, тем медленнее развивается народное хозяйство. Поэтому для того, чтобы борьба с инфляцией не приводила к подавлению инвестиционного процесса, государству необходимо заранее позаботиться о компенсации подобных негативных эффектов, своевременно включив соответствующие амортизаторы: сокращение ставки налога на прибыль, предоставление специального кредита для уплаты налога (налогового кредита) и т.п.
Второе орудие центрального банка - регулирование банковских резервов. Обязательные резервы - это минимальная норма вкладов (депозитов) коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов в центральном банке. Соответствующую данной норме денежную сумму коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. Такие вклады коммерческих банков, с одной стороны, выступают средством защиты интересов вкладчиков (на случай банкротства банка), а с другой - значительно облегчают систему безналичных межбанковских расчетов (клиринг). Предположим, клиент А коммерческого банка Х хочет перевести 1000 $ клиенту Б коммерческого банка Y. Для этого банк Х уменьшает размер своего резервного фонда в центральном банке на 1000 $, а резервный фонд банка Y в центральном банке на 1000 $ увеличивается.
Так, в условиях инфляции центральный банк увеличивает норму обязательных резервов. Тем самым ограничиваются возможности коммерческих банков предоставлять ссуды своим клиентам. И, наоборот, при дефляции, когда необходимо увеличить количество денег в обращении, минимальная норма сокращается. При этом коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты.
При длительном использовании нормы обязательных резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое значение: чем дольше применяется этот способ регулирования, тем больше объем ресурсов коммерческих банков, зарезервированный в центральном банке и тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуске их в обращение. Для того, чтобы увеличить (уменьшить) денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить (увеличить) норму резервов, а эмиссия становится лишь техническим мероприятием, предназначенным для замены износившихся денежных знаков.
Норма обязательных резервов зависит от видов вкладов (срочный, бессрочный), от их величины, от географических (расположение банка в крупном или мелком городе) и институциональных (вид кредитного учреждения) различий. В настоящее время в развитых странах наблюдается тенденция к стиранию географических и институциональных различий в нормативах резервирования. В США регулирование минимальной нормы обязательных резервов проводится с 1933 г., а в 1980 г. был принят закон, по которому резервные требования Федеральной резервной системы были распространены на все депозитные институты страны (ранее им подчинялись лишь коммерческие банки - члены ФРС).
Третьим важнейшим инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке (преимущественно на рынке ценных бумаг). Политика открытого рынка выражается прежде всего в выпуске, продаже и погашении центральным банком долговых обязательств федерального правительства и местных органов власти коммерческим банкам, населению. Иначе говоря, центральный банк в целях регулирования денежной массы ведет куплю-продажу государственного долга. Так, если появляется необходимость увеличения количества денег в обращении, то осуществляется скупка государственных долговых обязательств: владельцы облигаций государственного займа, купившие их, скажем, за 50 руб., продают их центральному банку за 55 руб. При этом деньги за облигацию немедленно попадают в обращение. Например, когда во второй половине 80-х гг. в экономике США наметился длительный подъем, Федеральная резервная система поддержала его массированными закупками государственных облигаций на рынке ценных бумаг. В то время, как масштабы продаж государственных облигаций в этот период составляли лишь 2-4 млрд. дол. в год, их ежегодные закупки составляли 20- 30 млрд. дол. Ставшее результатом данных действий ФРС увеличение предложения денег привело к уменьшению процентной ставки, а также к повышению курса акций, которое тоже стимулировало инвестиционную активность фирм.
Операции на открытом рынке наиболее широко практикуются центральными банками тех стран, где существует емкий рынок государственных облигаций (США, Великобритания, Канада и др.). В российской же экономике сколько-нибудь масштабные операции на открытом рынке до последнего времени отсутствовали (лишь во второй половине 90-х гг. резко расширялся - вплоть до августа 1998 г. - объем операций с ГКО. Неразвитость рынка ценных бумаг в нашей стране не позволяла центральному банку проводить результативную рестриктивную денежно-кредитную политику. В этих условиях доля займов у предприятий и населения в погашении дефицита бюджета оказывалась ничтожной. Дефицит финансировался в основном за счет кредитов центрального банка, т.е. путем выпуска в обращение новых денег. Но за период 1995-98 гг. (до августовского кризиса) масштабы купли-продажи государственных ценных бумаг возросли столь стремительно, что в российской экономике стал интенсивно проявляться эффект вытеснения.
Таким образом, если экономика столкнулась с безработицей и понижением цен, то необходимо увеличение предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого используются покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, сокращение резервной нормы, сокращение учетной ставки. В этом проявляется политика дешевых денег, цель которой - сделать кредит дешевым и доступным.
Если же излишние совокупные расходы толкают экономику к инфляционной спирали, то реализуется обратная политика дорогих денег. Активно продавая государственные ценные бумаги на открытом рынке населению и резко расширяя их предложение, центральный банк тем самым понижает (например, до 45 рублей) их рыночную цену, что тождественно повышению процентной ставки, доходности ценных бумаг, привлекающей их потенциальных покупателей. Население и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что неминуемо сокращает денежную массу в обращении.
Первый и второй инструменты денежно-кредитной политики включают механизмы косвенного воздействия, в них участвуют и центральный банк, и другие элементы банковской системы. Используя же третий инструмент, центральный банк уже прямо, непосредственно влияет на денежную массу. Поэтому операции на открытом рынке являются наиболее быстродействующим средством регулирования денежной массы. Резервная же норма и учетная ставка носят скорее стратегический, чем тактический характер. Они имеют не только важное практическое значение, но и дают своеобразный информационный эффект, заключающийся в том, что коммерческие структуры получают информацию о содержании и направлениях денежно-кредитной политики, рассчитанной на относительно длительную перспективу.