Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:26, лекция
1. Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка.
2. Инструменты денежно-кредитной политики.
3. Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм.
4. Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор.
5. Кейнсианская денежная политика. Ликвидная ловушка.
Монетаристская денежная политика. Уравнение Фридмена.
Кредитно-денежная политика в переходный период.
Противоречия денежно-кредитной политики.
Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики.
Все три перечисленных выше инструмента не разрушают денежный рынок, при их использовании не происходит превышение допустимых пределов вмешательства государства в рыночную экономику: коммерческие банки вольны брать или не брать взаймы в центральном банке при повышении процентной ставки; владельца сбережений никто не заставляет продавать (покупать) государственные облигации центральному банку.
Центральный банк способен эффективно использовать данные инструменты лишь в случае независимости от исполнительной власти и подчинения одному только закону. Правительству никогда не хватает денег, и если ему будет подвластен центральный банк, останется лишь найти повод для эмиссии денег (бюджетный дефицит, возникший по «объективным» причинам - типа войны в Чечне). В нашей стране еще недавно не требовалось даже искать удобного предлога для эмиссии: для получения денег из Госбанка достаточно было простого распоряжения правительства. В результате центральный банк превращался в придаток Министерства финансов, а денежно-кредитная политика становилась не заслоном на пути инфляционного процесса, а, наоборот, фактором его дальнейшего нарастания. По нынешней российской Конституции ЦБ подотчетен парламенту и независим от исполнительной государственной власти.
Безусловно, центральный банк не должен держаться в стороне от бюджетных проблем: роль безучастного наблюдателя ему не к лицу. Ведь правительство ничем не хуже коммерческого банка и вправе рассчитывать на кредиты. Но: а) в порядке общей очереди; б) с возвратом; в) под процент.
Определяя условия кредитования, центральный банк должен руководствоваться как пожеланиями правительства, так и обязанностью проводить неинфляционную денежную стратегию.
Кейнсианцы считают главным регулирующим денежную массу инструментом учетную ставку. Однако в современных условиях таковым, скорее всего, следует признать операции на открытом рынке. Ставка рефинансирования менее значима, т.к. количество денежных средств, получаемых коммерческими банками у центрального банка обычно невелико (таким способом обычно приобретаются 2-3% кредитных ресурсов). К тому же нередко именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в центральном банке: интенсивная продажа облигаций центральным банком может натолкнуться на нехватку средств у коммерческих банков для их покупки.
Механизм учетно-процентной ставки исправно действовал в начале ХХ века, но затем центральные банки натолкнулись на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. В результате, например, когда центральный банк понижал учетную ставку, коммерческие банки свои рыночные ставки не сокращали, и, как следствие, спад в экономике продолжался. На эффективность дисконтной политики повлияла и интернационализация хозяйственной жизни: понижение процентной ставки центральным банком могло спровоцировать отток капитала из страны.
В России же ставка рефинансирования, особенно на первых этапах рыночных преобразований являлась важным инструментом денежно-кредитной политики (да и сегодня в связи с крахом пирамиды ГКО ее роль весьма велика). Например, в конце 1993 г. она составляла 210% годовых. Коммерческие банки, ориентированные на нее, предоставляли кредиты клиентам под 240-250% (обычно на срок не более 3 месяцев с ежемесячным обслуживанием долга). Следовательно, каждый месяц клиент отдавал банку 20% взятой суммы. Банк реинвестировал полученные деньги в новые кредиты. Доход, оцениваемый по формуле сложных процентов (1,2 в двенадцатой степени = = 8,9) составлял 790% годовых, что соответствовало почти 9-кратному росту капитала и было близким к годовому темпу инфляции.
Меньшая роль изменений резервных требований обусловлена тем, что находящиеся в резерве деньги не приносят процента, а потому более высокие резервные требования негативно сказываются на прибыли банков. Результатом становится явное или скрытое стремление последних выйти из подчинения центрального банка, что ослабляет регулирующий потенциал денежно-кредитной политики.
Первостепенная роль операций на открытом рынке обусловлена тем, что данный инструмент обладает преимуществом масштабности и гибкости: государственные ценные бумаги можно продавать и покупать быстро и в значительных количествах. Так, в США банки, составляющие Федеральную резервную систему, владеют государственными облигациями примерно на 250 млрд. дол., продажа которых теоретически может уменьшить средства коммерческих банков до нуля.
В деятельности центральных банков широко используется и простое увещевание, т.е. «дружеское убеждение» коммерческих банков центральным банком не допускать излишнего увеличения или сокращения банковского кредита для противодействия инфляции или безработице.
Монетарная политика базируется:
1) на возможности центрального банка воздействовать на ставку процента через мультипликативное увеличение или сокращение предложения денег;
2) на связи ставки процента с инвестициями;
3) на мультипликативном воздействии инвестиций на национальный продукт.
В результате складывается некий трансмиссионный механизм, через который монетарная политика воздействует на национальный продукт, занятость и уровень цен. Он состоит из следующих звеньев:
1) Центральный банк своими действиями увеличивает (в фазе кризиса) или уменьшает (в фазе подъема) денежную массу.
Предположим, что национальная экономика находится в фазе спада. В этих условиях центральный банк увеличивает денежную массу, например, на 20 млрд. руб.
2) Происходит мультипликативное расширение банковских депозитов, увеличение денежного предложения. Так, если депозитный мультипликатор равен 10, то предложение денег увеличивается, скажем, со 100 до 300 млрд. руб.
3) Рост предложения денег при неизменном спросе на них ведет к удешевлению
r
12 MD
4
100 300 М
денег, т.е. к падению процентной ставки - она снижается с 12 % до 4 %.
4) Результатом снижения процентной ставки будет увеличение частных и государственных инвестиций, которые возрастут со 100 до 200 млрд. руб.
r
I
12
4
100 200 I
I, S
100 200
5) Рост капиталовложений повлечет за собой повышение доходов, расширение производства и занятости. Так, если мультипликатор инвестиций равен 1, то прирост ВНП составит100 млрд. руб.
Точно так же работает трансмиссионный механизм и в обратном направлении.
Регулирующий потенциал центрального банка ограничен. Рыночное хозяйство устроено так. что центральный банк не полностью контролирует движение денежной массы. Дело в том, что в обращении находятся не только деньги, выпущенные центральным банком, но и деньги, «выработанные» коммерческими банками (прежде всего банковские чеки).
Допустим, клиент положил в банк 5 млн. руб., получив соответствующую чековую книжку. Купив в магазине велосипед, он оплатил его чеком. Продавец велосипеда не несет чек в банк, обменивая его на рубли, а оплачивает им свои покупки. Банк, забрав 5 млн. руб., отдает их взаймы; если норма обязательных резервов составляет 20%, то кредит составляет 4 млн. руб. И это возможно, хотя на 5 млн. руб. «деньги» банком уже выданы в виде чековой книжки. Далее, получатель кредита в 4 млн. руб. может отнести их в другой банк и получить взамен чековую книжку на 4 млн. руб. Этот банк, в свою очередь, может выдать кредит на 3,2 млн. руб. и т.п. Вывод: первоначально «брошенные» центральном банком в обращение денежные купюры мультипликативно возрастают за счет денег, «производимых» коммерческими банками, причем во многом независимо от желания правительства. Поэтому государство, не будучи в состоянии прямо определять параметры денежного предложения, может лишь косвенными методами придавать денежной массе нужное направление. Одним из таких косвенных инструментов является установление резервных требований, от которых, в свою очередь, зависит величина депозитного мультипликатора.
Предположим теперь, что некий клиент положил в коммерческий банк 10 млн. руб. Центральный банк определил норму обязательных резервов в 10%. Балансовый отчет банка примет следующий вид:
активы |
пассивы |
резервы 1 млн. руб. |
вклады 10 млн. руб. |
ссуды 9 млн. руб. |
|
Всего 10 млн. руб. |
Всего 10 млн. руб. |
Таким образом, в результате ссуды 9 млн. руб. реально денежная масса возросла и составила 19 млн. руб. Получатель ссуды затем покупает товар на 9 млн. руб. Продавец этого товара отнесет вырученные деньги во второй банк, балансовый отчет которого примет вид:
активы |
пассивы |
резервы 0.9 млн. руб. |
вклады 9.0 млн. руб. |
ссуды 8.1 млн. руб. |
|
Всего 9.0 млн. руб. |
Всего 9.0 млн. руб. |
Второй банк создал дополнительно 8,1 млн. руб. и т.д. до бесконечно малой величины. В этом состоит мультипликативный эффект расширения банковских депозитов, рассчитываемый с учетом резервных требований центрального банка. Количество созданных денег при этом = 10 млн. руб. + 9 млн. руб. + 8,1 млн. руб. + ... = = 10 млн. руб. (1 + 0,9 + 0,9 + 0,9 + ... ) =
= 10 млн. руб. ( 1 / 1-0,9 ) = 10 млн. руб. х 10 = 100 млн. руб.
Депозитный мультипликатор (m) - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в банковскую систему (в широком смысле - в кредитную систему, включающую и страховые компании, пенсионные фонды и т.п.) на одну денежную единицу:
m = 1/R х 100 , где R - обязательная резервная норма;
В нашем примере m = 1/10 х 100 = 10.
Если резервная норма = 5%, то m = 20, если она = 20%, то m = 5.
В общем виде связь предложения денег (Мs) c денежной базой (В)
можно представить следующим образом:
ssMs = m ssB,
где ssMs - прирост предложения денег,
ssB - прирост денежной базы,
m - депозитный мультипликатор.
В реальной жизни банковский мультипликатор во многом зависит от так называемых «утечек» денег в систему текущего обращения: не все деньги, взятые в банках, возвращаются в кредитную систему в виде депозитов; часть их циркулирует в виде наличных. Например, если в какой-либо стране около 1/3 денежной массы приходится на наличные деньги, а 2/3 - на банковские депозиты, то при росте денег у населения в банк попадает лишь 2/3 этой суммы. В развитых странах доля наличных денег в денежном агрегате М2 обычно не превышает 5-10%. По данных С. Лушина, в России сегодня эта доля равна 40%.1 Причем общеизвестно, что в условиях инфляции доля наличных денег обычно резко сокращается, так как на руках у населения они обесцениваются быстрее, чем безналичные деньги на банковских счетах. Однако расширение теневой экономики в нашей стране (где расчеты производятся «наличкой»), а также недоверие населения к отечественной кредитной системе вносят немалые коррективы в данную закономерность. Таким образом, реальная способность банков создавать деньги зависит не только от нормы обязательных резервов, но и от поведения населения, его доверия к банковской системе, масштабов теневой экономики и т.п.