Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды денежно-кредитной политики 13
1.4 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 15
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе 20
2.2 Перспективные направления развития денежно-кредитной-политики в Республике Беларусь 26
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложение А Нормы обязательных резервов 34
Приложение B Ставка рефинансирования 35
Приложение C Средний официальный курс белорусского рубля за 2010 год ...36
Приложение D Широкая денежная масса по состоянию на 01.11.2008, 01.11.2009, 01.11.2010……………………………………………………………...37
2.2 Перспективные направления развития денежно-кредитной политики в Республики Беларусь
Беларусь вступает во второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.
Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).
В 2011 году денежно-кредитная политика Республики Беларусь будет направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
Приоритетной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен. В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года.
Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики. Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8-10 % годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору- 11-13% годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках 9-11 % годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке). Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая её к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию её ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков. Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты. Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.
В 2011 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиком под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24-26 процентов, рублевой денежной массы- 27-29 процентов, широкой денежной массы – 25-28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4-7,2 трлн. рублей, юридических лиц – на 3,8 -4,4 трлн. рублей.
Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетаризации экономики по рублевой денежной массе до 14,4% , по широкой денежной массе – 26,7 процента. Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.
Важно отметить, что в 2011 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами – участниками Содружества Независимых государств. Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика является составным элементом экономической политики государства, поэтому она должна соответствовать требованиям и тенденциям экономического развития, и не должна иметь собственных, независящих от общественного выбора, целей.
Первоначальной направленностью монетарной политики является обеспечение нормального функционирования денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, устойчивости национальной валюты на внутреннем и внешнем рынке, стабильности ее покупательной способности. Для достижения поставленных задач денежно-кредитная политика использует такие инструменты, как политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.
В свою очередь соотношение и степень использования данных инструментов позволяет охарактеризовать монетарную политику как жесткую, гибкую или эластичную. В какой бы форме не проводилась денежно-кредитная политика она должна соответствовать инвестиционной направленности, росту ВВП, иметь тесную взаимосвязь с реальным сектором экономики, точный учет спроса и предложения денег.
В целом все современные теории и рекомендации по реализации денежно-кредитной политики располагаются между двумя концепциями, которые можно рассматривать как выражение крайних позиций. Это, с одной стороны, кейнсианство, выступающее за расширение государственного вмешательства в экономику, а с другой стороны, монетаризм, призывающие последовательно сокращать государственное регулирование. Все другие теории, по существу, представляют определенный синтез отмеченных крайних позиций и их возникновение, в значительной мере, является результатом критики двух вышеназванных противоположных подходов к масштабам, границам и методам государственного регулирования экономики.
Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Но только совместная реализации мероприятий фискальной, внешнеэкономической, социальной и монетарной политики позволит достичь конечных целей экономической политики государства, высоких темпов роста и качественной структуры экономики. В этой связи становится необходимым взаимосвязанное, комплексное исследование проводимой государством политики.
Возвращаясь к вопросу денежно-кредитной политики Республики Беларусь, необходимо заметить, что делать окончательные выводы об эффективности проводимой политики рано, так как проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика Беларуси, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений, макроэкономических рисков, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и внутреннего рынка и закрепление позитивных тенденций развития страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Л.Н.Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
2. Макроэкономика: отв. на экзаменационные вопросы / Н.М.Зубко, И.М. Зборина, А.Н.Каллаур. – Минск, 2010. - 192 с.
3. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / под ред. Г.Н.Белоглазовой. – Москва, 2006. – 619 с.
4. Операции коммерческих банков (российский и зарубежный опыт): учеб. Пособие / Е.Б.Ширинская. – Москва, 1995. – 158 с.
5. Реформирование экономики Республики Беларусь: учеб.пособие / В.А.Дадалко. – Минск, 1997. – 448 с.
6. Денежно-кредитная политика и монетарная политика: конспект лекций / Л.Н.Новикова, Минск 1996.- 32 с.
7. Особенности формирования и применения инструментов денежно-кредитного регулирования (на примере Республики Беларусь): Автореферат / Г.А.Барздов. – Минск, 2001. – 20с.
8. Макроэкономика [Электронный ресурс] / С.Н.Ивашковский. - Москва, 2002. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/
9. Макроэкономика [Электронный ресурс] / Е.В.Галаева, А.А.Корсакова, Е.А.Марыганова, Е.В.Назарова, Т.В.Юрьева.- Моска, 2003.- Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/
10. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год: Указ Президента Республики Беларусь №597 от 19 ноября. 2010 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.belta.by/ru/
11. Средний официальный курс белорусского рубля за 2010 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/
12. Ставка рефинансирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.nbrb.by/statistics/
13. Денежная масса по состоянию на 01.11.2008, 01.11.2009, 01.11.2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/
14. Нормативы обязательных резервов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/mp/
15. Деньги, кредит, банки / Г.И.Кравцова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finkredit.com/
ПРИЛОЖЕНИЕ A
Таблица D.1 – Нормативы обязательных резервов (%)
Дата начала действия норм | По привлеченным средствам в национальной валюте | По привлеченным средствам в иностранной валюте | |
по средствам физических лиц | по средствам юридических лиц | ||
01.03.2002 | 14 | 16 | 12 |
01.04.2002 | 13 | 16 | 12 |
01.05.2002 | 12 | 16 | 12 |
01.01.2003 | 10 | 10 | 10 |
01.04.2004 | 8 | 10 | 10 |
01.08.2004 | 7 | 10 | 10 |
01.11.2004 | 6 | 10 | 10 |
01.02.2005 | 5 | 10 | 10 |
01.04.2005 | 5 | 9 | 9 |
01.06.2006 | 5 | 8 | 8 |
01.11.2006 | 4.5 | 8 | 8 |
01.04.2007 | 4.5 | 8 | 8 |
01.12.2008 | 1.5 | 7 | 7 |
01.02.2009 | 1 | 6 | 6 |
01.03.2009* | 0 | 6 | 6 |