Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды денежно-кредитной политики 13
1.4 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 15
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе 20
2.2 Перспективные направления развития денежно-кредитной-политики в Республике Беларусь 26
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложение А Нормы обязательных резервов 34
Приложение B Ставка рефинансирования 35
Приложение C Средний официальный курс белорусского рубля за 2010 год ...36
Приложение D Широкая денежная масса по состоянию на 01.11.2008, 01.11.2009, 01.11.2010……………………………………………………………...37
M x V = P x Y, (1.2)
где M – количество денег, находящихся в обращении;
V – скорость обращения денег;
P – средний уровень цен;
Y – реальный объем выпуска.
Согласно данной теории, если скорость обращения денег принять в качестве постоянной величины, то общий уровень цен изменяется пропорционально количеству денег, находящихся в обращении. В свою очередь, изменение уровня цен – это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции. Поэтому прирост денежной массы должен быть обоснован, и, чтобы недопустить инфляцию, изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВВП.
Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении в пределах 3–5 % в год. Прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. Тогда весь прирост денежной массы способен превратиться в прирост реального ВВП. При неконтролируемом увеличении денежного предложения свыше 3–5 % в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3–5 % годовых, то темп прироста ВВП будет падать.
Таким образом, причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВВП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию – «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношению наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВВП, и структура портфеля возвращается к новому оптимальному состоянию.
Современные теоретические модели монетарной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, где учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.
Подводя итог, можно сказать, что ни одна из описанных теорий не является идеальной для применения в качестве руководства и «готовых рецептов» по оздоровлению экономики не существует, поскольку всё зависит от индивидуальных особенностей страны (природных ресурсов, производственных мощностей, численности населения) и социально-экономических проблем, решаемых в определенный период при конкретных обстоятельствах.
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты. Однако реальное состояние экономики республики свидетельствует о том, что механизм денежно-кредитного регулирования недостаточно эффективен. Кредиты Национального банка используются для финансирования дефицита республиканского бюджета и определенных целей государственных программ. Вследствие этого происходит невыполнение прогнозных показателей по уровню инфляции, росту обменного курса и денежной массы. В Законе Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2010 год» для финансирования дефицита республиканского бюджета предусмотрено следующее:
Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь -100 000 000,0 тыс.руб |
кредиты Национального банка Республики Беларусь -100 000 000,0 тыс.руб |
Во многих развитых странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швеции, Швейцарии) или законодательно ограничено (в Германии, Франции, Нидерландах). В законе об Австрийском национальном банке записано, что органы власти могут занимать средства у центрального банка только под стопроцентное обеспечение золотом и иностранной валютой. [4. с. 25].
В настоящее время правовой основой функционирования Национального банка Республики Беларусь является Банковский кодекс Республики Беларусь, в котором определены функции и задачи Национального банка в финансово-кредитной системе Республики Беларусь и основные инструменты денежно-кредитного регулирования. В Республике Беларусь имеются такие инструменты денежно-кредитного регулирования, как процентная политика, минимальные обязательные требования, меры административного воздействия, операции на рынке валюты и ценных бумаг, и с позиции сегодняшнего дня механизм проведения процентной политики и формирования минимальных обязательных резервов достаточно четко отработан и практически не нуждается в совершенствовании.
Нормы обязательных резервов не менялись с 01.03.2009 и на протяжении последних лет их величина достаточно стабильна. Нормативы обязательных резервов за последние 9 лет представлены в приложении A. Всё чаще, как механизм денежно-кредитного регулирования, используют изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), только за 10 месяцев 2010 года она претерпела изменение 5 раз (Приложение B). В свою очередь операции на рынке ценных бумаг не получают у нас широкого распространения, ввиду отсутствия конкурентоспособного банковского рынка и активных вторичных рынков ценных бумаг. Хотя во всех развитых странах существуют приоритеты денежной политики, практически все страны придают операциям на рынке ценных бумаг большую значимость по сравнению с другими механизмами повышения или снижения ликвидности денежного рынка. Исследование опыта использования инструментов денежно-кредитного регулирования развитых стран, позволило сделать следующие выводы: наибольшее распространение операции на рынке ценных бумаг получили в странах с максимально развитыми сегментами денежного рынка США, Канада, Великобритания, Германия, Япония, Франция и Италия; главное место в операциях на рынке ценных бумаг занимают операции РЕПО (Франция, Германия, Италия, Великобритания, США), что предполагает наличие высоко организованного (с точки зрения технологии) рынка ценных бумаг. Действительно международный опыт показывает, что с помощью эффективно действующего рынка ценных бумаг можно гибко перераспределять средства между отраслями, способствовать ускорению и оптимизации структурных сдвигов в экономике. Выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за финансовые ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке и привлечением денежных средств с помощью эмиссии денег.
Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.
Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь в первом полугодии 2010 г. была направлена прежде всего на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития. Если кратко охарактеризовать с этих позиций итоги первого полугодия, нужно выделить следующее:
— обеспечивается устойчивая динамика курса белорусского рубля к корзине иностранных валют;
— постепенно снижаются процентные ставки депозитного и кредитного рынков;
— продолжается рост показателей банковского сектора страны;
— эффективно, надежно и безопасно функционирует платежная система.
Курсовая политика по-прежнему сохраняла роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней стабильности белорусского рубля.
В течение года стоимость корзины иностранных валют находилась вблизи центрального значения установленного коридора допустимых колебаний — плюс/минус 10% от уровня на начало года. Изменение среднего официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США, евро и российскому рублю за январь-октябрь 2010 г. указано в приложении C.
Денежные агрегаты (виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности) в январе — июне 2010 г. формировались под влиянием складывающихся экономических условий. Рублевая денежная масса (денежный агрегат M2, который включает наличные деньги, срочные депозиты и депозиты в иностранной валюте) на 1 ноября 2010 г. составила 25,1 трлн. руб. За 10 месяцев она увеличилась на 21,3%, в абсолютном выражении — на 4,4 трлн. руб. При этом отмечено улучшение структуры рублевой денежной массы за счет увеличения доли срочных депозитов на 4,7 процентного пункта и доли ценных бумаг, выпущенных банками, — на 1,4 процентного пункта. Широкая денежная масса (денежный агрегат М3, которая кроме агрегата М2 иные банковские депозиты и средства населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления, размещенные в ценных бумагах) на 1 ноября 2010г. составила 46,3 трлн. руб. За январь — ноябрь 2010 г. она возросла на 21,5%, или на 8,2 трлн. руб. (В приложении D представлена информация о широкой денежной массе по состоянию на 01.11.2010). Международные резервные активы Республики Беларусь сохранились приблизительно на уровне начала года.
Наличие позитивных тенденций в экономике и финансовой сфере позволило в течение 2010 года ориентировать процентную политику прежде всего на снижение общего уровня процентных ставок в целях увеличения доступности кредитных ресурсов. При этом обеспечивалась привлекательность банковских депозитов в национальной валюте для юридических и физических лиц. Ставка рефинансирования на сегодняшний день снижалась в течение года уже 5 раз. Если на начало 2010 г. ее уровень составлял 13,5% годовых, то к концу полугодия ставка рефинансирования достигла 12% годовых, а 15.09.2010г. она уже составила 10,5%. Нагляднее динамику ставки рефинансирования отражает приложение B.
Аналогично были снижены процентные ставки по операциям Национального банка Республики Беларусь. Уровень ставок по постоянно доступным инструментам предоставления ликвидности снизился с 21,5 до 17,5%. Уменьшена минимальная процентная ставка по рублевым депозитам овернайт в Национальном банке с 9,5% на начало года до 7% годовых. Меры процентной политики обусловили соответствующее изменение ставок на кредитном и депозитном рынках. В июне 2010 г. ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 11,9% годовых, уменьшившись по сравнению с январем 2010 г. на 5,8 процентного пункта. При этом ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в июне 2010 г. составила 18,1% годовых против 21,2% годовых в январе 2010 г. Ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц снизилась с 16,4% годовых в январе 2010 г. до 10,2% годовых в июне 2010 г. Важным по значимости источником роста ресурсной базы являются средства физических лиц. Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год прирост депозитов населения определен в размере 5,6—7,2 трлн. руб. По состоянию на 1 июня 2010 г. объем привлеченных банками средств населения (включая средства нерезидентов, сберегательные сертификаты и облигации, депозиты в драгоценных металлах) сложился в раз-мере 21,7 трлн. руб., увеличившись с начала года на 3 трлн. руб. Это соответствует 53,4% от годового задания по приросту по нижней границе.
В среднем на одного жителя республики на 1 июля 2010 г. приходилось 2,3 млн. руб. сбережений, размещенных в банках, против 1,9 млн. руб. на 1 января 2010 г. В долларовом эквиваленте этот показатель за январь — июнь 2010 г. увеличился с 677,4 до 760,2 долл. США
В условиях продолжающегося развития позитивных тенденций в экономике и финансовой сфере и постепенного восстановления экономик стран — основных торговых партнеров важнейшими задачами денежно-кредитной политики до конца 2010 г. являются:
-поддержание стабильного курса белорусского рубля к корзине иностранных валют в рамках установленных границ коридора;
- снижение общего уровня процентных ставок в экономике и, тем самым, повышение доступности кредитов для субъектов экономики;
- поддержание положительных реальных значений процентных ставок на денежном рынке, способствующих формированию сбережений в национальной валюте, росту ресурсного потенциала банков и на этой основе расширению кредитной поддержки экономики.