Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды денежно-кредитной политики 13
1.4 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 15
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе 20
2.2 Перспективные направления развития денежно-кредитной-политики в Республике Беларусь 26
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложение А Нормы обязательных резервов 34
Приложение B Ставка рефинансирования 35
Приложение C Средний официальный курс белорусского рубля за 2010 год ...36
Приложение D Широкая денежная масса по состоянию на 01.11.2008, 01.11.2009, 01.11.2010……………………………………………………………...37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и истории экономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь
Студентка
ФМЭО, 2 курс, ЗАИ – 1 А.И. Хатанюк
Руководитель
доцент, канд.экон.наук
МИНСК 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 37 с., 1 рис., 4 табл., 15 источников, 4 прил.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНАЯ БАЗА, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ, НОРМА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ, УЧЕТНАЯ СТАВКА, ПОЛИТИКА «ДЕШЕВЫХ» И «ДОРОГИХ» ДЕНЕГ, КЕЙНСИАНСКИЙ ПОДХОД, МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД, ДЕНЕЖНЫЙ АГРЕГАТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
Объект исследования – денежно-кредитная политика.
Предмет исследования – сфера денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь.
Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики, анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе, выявление направлений развития денежно-кредитной политики.
Методы исследования: экономико-математический, экспертных оценок, сравнительного анализа, табличный, граффический.
Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их автора.
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды денежно-кредитной политики 13
1.4 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 15
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе 20
2.2 Перспективные направления развития денежно-кредитной-политики в Республике Беларусь 26
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложение А Нормы обязательных резервов 34
Приложение B Ставка рефинансирования 35
Приложение C Средний официальный курс белорусского рубля за 2010 год ...36
Приложение D Широкая денежная масса по состоянию на 01.11.2008, 01.11.2009, 01.11.2010……………………………………………………
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках переходной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, который способствовал бы достижению ее главной цели – объема производства, характеризующегося ростом, полной занятостью и отсутствием инфляции.
В Республике Беларусь на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная. В этой связи выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Таким образом, объектом исследования курсовой работы является денежно-кредитная политика государства, следовательно, предметом – сфера денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
охарактеризовать инструменты денежно-кредитной политики;
описать виды денежно-кредитной политики и особенности их применения;
проанализировать денежно-кредитную политику на современном этапе;
определить перспективные направления денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема освещена в литературе в достаточной степени.
При написании работы использовались учебные пособия, общеэкономическая литература, нормативно-правовые документы, статистические данные, доклады и статьи по исследуемой теме.
.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой подразумевают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывает и реализует её центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики. [1. с. 127].
Разработать и реализовать эффективную денежно-кредитную политику чрезвычайно трудно. При разработке тактики и стратегии ДКП выделяют её промежуточные и конечные цели, которые взаимосвязаны и в значительной степени взаимообусловлены. К промежуточным целям денежно-кредитной политики можно отнести фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, регулирование обменного курса национальной валюты. Их ещё называют индикаторами денежно-кредитной политики: по их изменению можно судить, эффективна ли проводимая ДКП. Конечной целью денежно-кредитной политики является обеспечение: устойчивых темпов экономического роста, высокого уровня занятости, стабильного уровня цен, равновесия платежного баланса страны. Одновременное достижение всех этих целей невозможно. Так, например обеспечение высокого уровня занятости может привести к росту цен. [6. с. 21]. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен.
Центральные банки сталкиваются с проблемой выбора промежуточной цели. Им приходится выбирать между денежной массой и процентной ставкой. К тому же, исходя из теории спроса и предложения, не возможно одновременно ограничивать денежную массу и снижать процентную ставку. Поэтому выбор промежуточной цели должен исходить из условий ее удовлетворения следующим критериям:
cогласованностъ с основными целями центрального банка. Это — первостепенное требование. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей монетарной политики;
измеримость. Переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить;
своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно;
контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели.
Наряду с конечными целями и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать и селективные цели. Они определяются в связи с необходимостью стимулирования или замедления темпов развития отдельных отраслей (сельского хозяйства, жилищного строительства и т.д.).
Таким образом, процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом Национальный банк воздействует на уровень процентных ставок или на объем денежной массы, или на то и другое вместе. На втором этапе изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя обеспечению непрерывного развития экономики, стабилизации цен, высокого уровня занятости.
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
Достижение центральным банком целей денежно-кредитной политики осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитного регулирования. Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости её экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств. Выбор того или иного метода денежно-кредитного регулирования имеет большое значение, поскольку применяемые методы не обладают одинаковой степенью эффективности. Одни из них являются полностью автономными, другие -нуждаются в обязательном дополнении какими-либо инструментами. [7. с. 8-9].
Существуют различные классификации инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Прежде всего они делятся на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, субъектов хозяйствования и т.д. В свою очередь монетарная политика может осуществляться как косвенными (экономическими), а именно, через ликвидность кредитных учреждений, так и прямыми (административными) методами воздействия, через установление лимитов в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Применение последних методов свидетельствует о бессилии центрального банка перед инфляцией и отсутствии скоординированной деятельности между правительством и Центральным банком.
К основным косвенным инструментам монетарной политики относятся:
1) регулирование ставки рефинансирования (учетной ставки);
2) манипулирование нормой обязательных резервов;
3) операции на открытом рынке ценных бумаг;
4) операции на валютном рынке.
Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) – старейший метод кредитного регулирования, применяемый ещё с XIX века. Учетная ставка – это процент, под который Центральный (Национальный) банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. [2. с.62]. Учетную ставку устанавливает и имеет право изменять Центральный банк, регулируя тем самым предложение денег в стране и, следовательно, влияя на развитие экономики. Механизм регулирования с помощью изменения ставки рефинансирования довольно прост. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, следовательно, уменьшаются операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитных подорожаний прокатывается по всей стране и предложение денег сокращается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Политика учетных ставок проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Так, при продаже государственных ценных бумаг в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять свои резервы займами Центрального банка. И наоборот скупая государственные ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Этот метод денежно-кредитного регулирования имеет недостатки: а) доля резервов, которые получают коммерческие банки у центрального, невелика в общем объеме; б) центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него ссуды. Полезность учетного механизма заключается в возможности получения коммерческими банками займов у Центрального в чрезвычайных обстоятельствах, что позволяет более активно использовать другие инструменты ДКП.
Еще одним инструментом, позволяющим регулировать банковскую ликвидность и объемы кредитования, является изменение норм обязательных резервов. Обязательные резервы – это нормы хранения платежных средств на специальных резервных счетах в Центральных банках, устанавливаемые для коммерческих банков в законодательном порядке. Другими словами обязательные резервы – это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки хранят в Центральном банке и не имеют права использовать для осуществления своих операций. Норма обязательных резервов – это устанавливаемое законом процентное отношение величины резервов к величине депозитов:
В прошлом считали, что обязательные резервы необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег при чрезвычайных обстоятельствах. Однако практика показывала, что в периоды кризисов резервы оказались малоэффективным средством защиты вкладов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использоваться другие средства, например государственное страхование депозитов. Основной целью обязательных резервов стала помощь Центральному банку в осуществлении контроля за объемом денежной массы и кредита в стране. Изменение норм обязательных резервов позволяет ему влиять на предложение денег в желаемом направлении.