Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
1.3 Виды денежно-кредитной политики 13
1.4 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 15
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе 20
2.2 Перспективные направления развития денежно-кредитной-политики в Республике Беларусь 26
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложение А Нормы обязательных резервов 34
Приложение B Ставка рефинансирования 35
Приложение C Средний официальный курс белорусского рубля за 2010 год ...36
Приложение D Широкая денежная масса по состоянию на 01.11.2008, 01.11.2009, 01.11.2010……………………………………………………………...37
Например, при понижении резервной нормы центральный банк переводит часть обязательных резервов в избыточные и увеличивает тем самым возможности создания новых денег коммерческими банками, а значит и предложение денег в стране. При увеличении норм обязательных резервов действует обратная схема.
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным. Даже незначительные изменения нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита. Поэтому в большинстве стран данный инструмент монетарной политики применяется в исключительных – случаях.
Отметим и такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как операции на открытом рынке — главный, наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент монетарной политики Центрального банка в развитой экономике. Операции на открытом рынке представляют собой операции Центрального банка по купле-продаже ценных бумаг, условно принадлежащих к рынку денег (например, казначейские векселя), а также наиболее ликвидные ценные бумаги рынка капитала [18, с. 412].
Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб кредитной эмиссии. Если центральный банк продает ценные бумаги, он «связывает» тем самым деньги других экономических агентов и объем денежного предложения уменьшается, соответственно, процентные ставки в условиях неизменного спроса на деньги увеличиваются [12, с. 227].Необходимо отметить, что операции на открытом рынке, осуществляются не только с банками, но и в редких случаях с населением.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Иногда подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок.
Операции на открытом рынке ценных бумаг обладают значительными преимуществами над другими инструментами денежно-кредитной политики. Во-первых, центральный банк полностью контролирует объем купли-продажи государственных ценных бумаг. Такой контроль невозможен, например, при кредитовании банков по учетной ставке процента, когда Центральный банк лишь повышает, либо снижает привлекательность рефинансирования для банков. Во-вторых, операции на открытом рынке можно совершать в любых объемах, они гибки и довольно точны. В-третьих, ошибку, совершенную при операции, можно исправить проведением обратной операции, т.е. они обратимы. В-четвертых, нельзя не отметить быстроту совершения операций на открытом рынке, которая достигается благодаря действиям дилеров рынка ценных бумаг, оперативно выполняющим поступившие указания.
Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент денежно-кредитной политики, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютной рынке, они влияют прежде всего на величину денежной базы. Под денежной базой понимают сумму наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в Центральном банке в качестве обязательных резервов. Эти деньги, поскольку они депонированы в Центральный банк, прямо и непосредственно им контролируются. Поэтому их называют деньгами «высокой эффективности». Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению. [1. с.141].
В дополнение к общим методам косвенно денежно-кредитного регулирования в практике центральных банков применяется методы контроля. К их числе относятся: прямое лимитирование кредитов и контроль по отдельным видам кредитов. Прямое лимитирование кредитов было введено поcле второй мировой войны во Франции, ФРГ и некоторых других странах. Оно заключается в установлении кредитного потолка соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы. Может принимать форму установления предельных лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений, ограничения размеров кредита в тех или иных отраслях и т.д. В Японии за сверхлимитный учет векселей с банков взимается штраф, в Нидерландах и Швейцарии предельный лимит применяется не для сумм, а для темпов роста кредитных операций. Поощрение приоритетных секторов экономики обеспечивается кредитами с более льготными процентными ставками. [6. с.27].
Регулируя денежно-кредитную политику с помощью различных инструментов, Центральный банк воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков и регулирует расширение или сокращение кредитования экономики, за счет чего достигается стабильное развитие внутренней экономики, укрепление денежного обращения, сбалансированность внутренних экономических процессов.
1.3 Виды денежно-кредитной политики
Существует два основных и противоположных вида денежно-кредитной политики, которые применяются в зависимости от сложившейся в экономике ситуации: можно выделить стимулирующую политику и сдерживающую политику.
Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Она заключается в проведении Центральным банком мер по увеличению предложения денег и носит название политики «дешевых денег». Её инструментами являются снижение нормы резервных требований; снижение учетной ставки; покупка Центральным банком государственных ценных бумаг. Стимулирующая монетарная политика может быть представлена следующей логической цепочкой событий: Центральный банк покупает государственные ценные бумаги кредитные возможности коммерческих банков увеличиваются банки выдают больше кредитов предложение денег мультипликативно увеличивается ставка процента (цена кредита) падает
фирмы с удовольствие берут более дешевые кредиты
инвестиционные расходы растут совокупный спрос увеличивается
объем производства мультипликативно растет.
Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Она заключается в использовании Центральным банком мер по уменьшению предложения денег. Её инструментами являются: повышение нормы резервных требований; повышение учетной ставки; продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Политика, проводимая Центральным банком в период бума и нацеленная на снижение деловой активности, называется политикой «дорогих денег». Она может быть представлена следующей цепочкой событий: Центральный банк продает государственный ценные бумаги
кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются
предложение денег мультипликативно сокращается ставка процента (цена кредита) растет спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает
инвестиционные расходы сокращаются совокупный спрос уменьшается производства падает. [2. с. 71-73].
Необходимо отметить, что выбор вариантов монетарной политики во многом определяется изменением спроса на деньги. Если спрос на деньги определен инфляционными процессами, то правительству необходимо проводить жесткую денежно-кредитную политику, т.е. поддерживать уровень денежной массы на определенном уровне при значительных колебаниях ставки процента.
В случае если изменение спроса на деньги обусловлено изменениями увеличения скорости обращения денег, то предпочтительнее поддерживать на определенном уровне ставку процента, которая определяет инвестиционную активность, и изменять предложение денег. Данный вариант денежно-кредитной политики называется гибким. Её проведение может привести к инфляции, поэтому реализация гибкой денежно-кредитной политики оправдана только в краткосрочном периоде.
Так как Центральному банку зачастую приходится выбирать между долгосрочными и краткосрочными интересами, он не может одновременно ограничивать денежную массу и снижать процентную ставку. Он может влиять на тот либо другой параметр, но не на оба сразу. Поэтому проводят эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности [1. с. 146].
Таким образом в период инфляции Центральный банк будет проводить политику «дорогих денег», направленную на сокращение денежной массы. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности будет реализовываться политика «дешевых денег», которая приведет к увеличению предложения денег.
1.4 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика
Существуют два основных подхода по поводу того, каким именно образом денежно-кредитная политика воздействует на состояние экономики: это -кейнсианская модель, с одной стороны, и монетаристская – с другой.
Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры её промежуточных целей и в конечном итоге – на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВВП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.
Согласно кейнсианскому подходу цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВВП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект – к изменению номинального ВВП и уровня занятости.
Дж. М. Кейнс полагал, что с помощью государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе и тем самым влиять на совокупный спрос. Для этого он предлагал проводить политику дешевых денег. Согласно его теории, увеличение количества денег дает возможность более полно удовлетворять потребность в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки потребительских товаров, что повышает потребительский спрос, и частично – для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость достигают равновесия на более высоком уровне.
Но модель, предложенная Дж. М. Кейнсом имеет свои недостатки. Во-первых, наличие эффекта обратной связи. Если центральный банк снизил процентную ставку путем вливания дополнительной денежной массы и тем самым стимулировал национальный выпуск, то рост объемов производства в свою очередь вызовет рост спроса на деньги, и, следовательно, повышение ставки процента. В случае если правительство решит стабилизировать ее уровень, то оно будет вынуждено увеличить денежные «вливания». А так как экономика находится на грани инфляционного бума, это еще более усугубит ситуацию. Во-вторых, наличие временных лагов между изменением предложения денег и изменением выпуска национального продукта, которые могут длиться от 6 месяцев до 2 лет, по оценке М. Фридмена.
Поэтому центральный банк при проведении монетарной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки, как изменится величина ВВП). В противном случае наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, в так называемую «ликвидную ловушку», изображенную на рисунке 1.1: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности.
Рисунок 1.1: Ликвидная ловушка
Если процентные ставки не снижаются, то товарные рынки перестают ощущать влияние денежного рынка, не получают импульсов от него. Происходит замедление инвестиционного процесса, а значит, нет новых кривых спроса на деньги, нет новых точек равновесия денежного рынка. Налицо, таким образом, инфляция, т.е. разрыв между реальным сектором экономики (товарными рынками) и денежным рынком. Предпочтение ликвидности столь высокое, что люди и фирмы воздерживаются от покупок ценных бумаг (они очень дорогие, поскольку процентные ставки низкие) и товаров и предпочитают держать деньги в ликвидной форме для спекулятивных целей.
Оказавшись в ликвидной ловушке, экономика в ней и остается, так как денежный рынок не имеет собственных механизмов выхода из нее. Более того, ловушка еще сильнее запирается "замком" инфляционных ожиданий, нагнетающим ажиотажным спросом, побуждающий людей избавляться от денег по причине резкого падения их покупательной способности. Поэтому задача состоит в том, чтобы проводить такую денежную политику, которая не приводила бы к попаданию в ликвидную ловушку [8. с. 171].
В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики и отводят ей второстепенную роль. Они считают, что только бюджетно-налоговая политика может удержать экономику от перегрева, путем сокращения государственных расходов и повышения налогов, а также включая в себя повышение процента в целях сдерживания инвестиций.
В 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм, главным теоретиком которой является известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии, М. Фридмен.
Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается через количественную теорию денег: