Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:17, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение содержания, особенностей и механизма денежно – кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность денежно – кредитной политики 5
1.1.Цели денежно-кредитной политики 5
1.2.Формы денежно-кредитной политики 6
1.3.Роль центральных банков в реализации
денежно-кредитной политики 7
2.Основные инструменты денежно – кредитной политики 13
2.1.Резервная норма 13
2.2.Учетная ставка 15
2.3.Операции на открытом рынке 17
3.Особенности денежно-кредитной политики в РФ 20
3.1.Денежно-кредитная политика, как инструмент рыночных преобразований 20
3.2.Особенности денежно-кредитной политики РФ
в 2000-2004 гг. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Настя !!!! (2).docx

— 61.71 Кб (Скачать)

Денежно-кредитную политику следует  рассматривать в широком и  узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией  и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через  регулирование денежной массы в  обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью  валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов  регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи  центральным банком иностранной  валюты за национальную на валютном рынке. Когда центральный банк продает  или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения  на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

Денежно-кредитное регулирование  экономики Российской Федерации  осуществляется Банком России путем  изменения норм обязательных резервов, процентных ставок по кредитам и депозитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия  на ликвидность банковской системы  Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов и принимая в депозит средства банков по фиксированной ставке.

Банк России устанавливает следующие  экономические нормативы для  банков: минимальный размер уставного  капитала; предельное соотношение между  размером уставного капитала банка  и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности  банка в виде нормативного соотношения  между активами и обязательствами  банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; максимальный размер риска  на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма требований банка к этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); размеры валютного и курсового рисков; нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций юридических лиц.

Центральный банк является единственным эмиссионным центром, и выпуск банкнот  представляет собой главную статью его пассива. Счета казначейства свидетельствуют о том, что ЦБ — исполнитель платежей министерства финансов. На счет казначейства притекают  поступления от налогов.

Кредиты рефинансирования предоставляются  коммерческим банкам, но существуют и так называемые кредиты Центробанка. Они предоставляются под залог ценных бумаг. Ставки по этим видам кредитования примерно одинаковы.

В соответствии с целями государственного регулирования экономики ЦБ меняет ставки, изменяя таким образом соотношение спроса и предложения ссудного капитала.

Ставка выражается в дисконте, т.е. проценте, взимаемом при переучете  векселей, передаваемых коммерческими  банками ЦБ.

Банки получают их в виде обеспечения  кредитов от юридических и физических лиц, проценте, взимаемом с частных  банков при выдаче им кредита под  залог ценных бумаг. Все остальные ставки по иммобильным,         контркорректным, потребительским и другим видам займов — производные от названных выше ставок. Повышая учетную ставку, ЦБ делает кредит более дорогим, менее выгодным для заемщика, снижает спрос и увеличивает предложение денег, одновременно сокращая приток этих денег в экономику.

При понижении ставки наблюдается  обратная картина: дополнительные средства поступают в экономику, направляются на финансирование инвестиций, пополнение оборотных средств.

Изменение официальной учетной  ставки осуществляется небольшими шагами: чаще всего по 0,25%, реже по 0,5%. Если учетная ставка ЦБ имеет устойчивую тенденцию к снижению, то коммерческие банки и предприниматели понимают это как свидетельство курса экономической политики на   стимулирование деловой активности, ожидают применения других инструментов государственного регулирования, поощряющих хозяйственную деятельность, и соответствующим образом планируют свою деятельность в отношении закупок и сбыта.[6]

Велика роль учетной ставки ЦБ и  как фактора, оказывающего влияние  на издержки производства и уровень  национальной конкурентоспособности. Капитал является фактором производства, процент на капитал — это цена его использования и составная  часть издержек производства и услуг. Процент на капитал калькулируется в издержках независимо от его  происхождения: взят ли этот капитал  в долг в ЦБ или принадлежит  вкладчикам. Как «цена» одного из факторов производства процент на заемный  капитал входит в цену товара и  услуг, поскольку повышение учетной  ставки ведет к повышению издержек.

Таким образом, повышение учетной  ставки ЦБ означает повышение рентабельности и собственного капитала, и капитала вкладчиков.

Изменение учетной ставки имеет  далеко идущие последствия для внешнеэкономических  позиций страны, состояния ее платежного баланса и устойчивости национальной валюты. В условиях всеобщей либерализации  международного движения краткосрочного капитала потоки этих денег чутко  реагируют на три индикатора: учетную  ставку, уровень налогообложения  доходов на банковские вклады и перспективы  изменения курса национальной валюты. При неизменности двух последних  индикаторов определяющее воздействие  на направление потока отечественного и иностранного капитала оказывает  изменение учетной ставки. Это, в  свою очередь, отражается на состоянии  платежного баланса страны. Изменения  учетной ставки без применения других мер государственного регулирования  экономики резко снижает их эффективность.

2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

2.1. Резервная норма

В основе действия этого инструмента  денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно: а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения; б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и всей денежной политики. В современных условиях обязательные резервы выполняют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей поддержания необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует долговременно, используется довольно редко.

Резервная норма («резервные требования») — часть банковских депозитов (вкладов  от населения и других пассивов, которые должны содержаться коммерческим банком в форме наличных денег  или в форме депозитов) в центральном  банке. Другими словами, резервная  норма — это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Она устанавливается государством с помощью центрального банка и, как правило, в течение финансового года может несколько раз изменяться. При этом резервная норма может быть различной в зависимости от режимов и целей предоставления банком кредитов. Так, например, с 1 февраля 1995 года Центральный банк России ввел дифференцированную норму обязательного резервирования: для средств коммерческих банков, которые могут быть использованы в валютных спекуляциях, — 22 %, для кредитов коммерческих банков на срок до 90 дней — 15 % , для кредитов свыше 90 дней — 10 %. Каких результатов добивается государство, устанавливая ту или иную резервную норму?

Прежде всего через регулирование  нормы обязательного резервирования государство увеличивает или  уменьшает совокупную денежную массу  в стране. Рассмотрим несколько примеров. Предположим, что депозиты коммерческого  банка составляют 100 000 долл., а центральный  банк принял решение об увеличении резервной нормы с 20 до 40 %. Выполняя решение центрального банка, коммерческий банк вынужден уменьшить кредитную  эмиссию. Из 100 000 долл., при норме 20 % , коммерческий банк мог выдать ссуды  на сумму 500 000 долл. (так как расчеты  показывают, что при резерве 20 % каждый реальный доллар превращается в пять «кредитных»). При резерве в 40 % эмиссия  кредитных денег сокращается  в 2 раза. Кроме этого, увеличение резервной  нормы заставит коммерческий банк сократить  текущие счета и направить  часть средств для увеличения резервов. До повышения резервной  нормы резервная часть депозитов  составляла 20 000 долл. (20 % от 100 000 долл.). Теперь же она составит 40 000 долл. (40 % от 100 000 долл.). Следовательно, кредитные  возможности коммерческого банка  уменьшились на 20 000 долл.[10]

Таким образом, при повышении резервной  нормы возможности коммерческих банков кредитовать экономику уменьшаются, предложение денег сокращается. А это в свою очередь вызывает рост процентов по кредитам (согласно закону предложения при уменьшении предложения цена увеличивается!), уменьшение спроса на заемные средства и замедление экономического роста. Последнее, как  показывает практика рыночной экономики, является важнейшим средством в  борьбе с инфляцией.

Когда же надо «подогреть» экономику, преодолеть кризисные явления, правительство  уменьшает резервные нормы, вследствие чего кредитные возможности коммерческих банков возрастают. Растет предложение  денег, ссудный процент понижается, спрос на заемные средства возрастает, и экономика выходит из застоя, начинается экономический рост.

Большое значение имеет также установление обязательных резервов как «страховки»  каждого вкладчика. Этой мерой государство  пытается защитить их интересы, ограничивая  «аппетиты» коммерческих банков в активных операциях. В случае банкротства  банков обязательные резервы используются для погашения их долговых обязательств перед вкладчиками.

 

2.2. Учетная ставка

Ставка рефинансирования — это  процент, под который Центральный  банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка — это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке, а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения, Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку(ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

Согласно законодательству большинства  стран рыночной экономики, центральный  банк имеет право административно  изменять величину учетной ставки. Реагируя на изменение экономической  конъюнктуры, центральный банк может  как увеличивать, так и уменьшать  учетную ставку и, следовательно, увеличивать  или уменьшать денежное предложение. При уменьшении учетной ставки спрос  на деньги центрального банка со стороны  коммерческих банков возрастает. Коммерческие банки стараются взять больше кредитов, вследствие чего их финансовые возможности возрастают. Если учетная  ставка возрастает, то реакция коммерческих банков будет обратной: спрос на кредиты центрального банка уменьшается  и финансовые возможности сокращаются. Изменение центральным банком учетной  ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики  называется политикой «дорогих»  и «дешевых» денег. Политика «дорогих»  денег (учетная ставка повышается) проводится правительством в том случае, если необходимо уменьшить инфляцию. Рост учетной ставки снижает желание  коммерческих банков получить кредиты  и тем уменьшает денежное предложение  в стране. Кроме того, под влиянием более высокой учетной ставки коммерческие банки, предоставляя кредиты  промышленным компаниям, также увеличивают  свой процент. В результате многие фирмы, лишившись возможности получить кредит, сокращают производство. Проводя  политику «дорогих» денег, правительство  ценой падения производства и  роста безработицы добивается снижения темпов инфляции.

Политика «дешевых» денег (учетная  ставка уменьшается) проводится правительством в том случае, если необходимо замедлить  спад производства, поддержать предприятия, особенно в периоды структурных  перестроек. В результате происходит «накачка» экономики деньгами, что  может вызвать рост инфляции. Поэтому  политику «дешевых» денег еще  называют «политикой инфляционного  кредитования».

Таким образом, экономические последствия  регулирования нормы учетной  ставки двойственны. Повышение нормы  учетной ставки является одним из сильнейших средств в борьбе с  инфляцией, но в то же время вызывает сокращение производства, рост безработицы  и социальную напряженность в  обществе. Понижение нормы учетной  ставки способствует выходу из кризиса, но в то же время вызывает рост инфляции. В каждом конкретном случае правительство  страны, реализуя ту или иную экономическую  программу, решает, какую принести «жертву» во имя достижения намеченных целей  экономического развития. Как правило, такой «жертвой» становятся производство и занятость. Чаще проводится политика «дорогих» денег. Так, Федеральная  резервная система США (выполняющая  функции Центрального банка) в качестве антиинфляционного средства в 1994 году шесть раз(!) повышала ставку учетного процента.[5]

Информация о работе Денежно-кредитная политика