Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 06:17, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучение содержания, особенностей и механизма денежно – кредитной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Сущность денежно – кредитной политики 5
1.1.Цели денежно-кредитной политики 5
1.2.Формы денежно-кредитной политики 6
1.3.Роль центральных банков в реализации
денежно-кредитной политики 7
2.Основные инструменты денежно – кредитной политики 13
2.1.Резервная норма 13
2.2.Учетная ставка 15
2.3.Операции на открытом рынке 17
3.Особенности денежно-кредитной политики в РФ 20
3.1.Денежно-кредитная политика, как инструмент рыночных преобразований 20
3.2.Особенности денежно-кредитной политики РФ
в 2000-2004 гг. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Настя !!!! (2).docx

— 61.71 Кб (Скачать)

 

Сахалинский государственный университет

Институт ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И  УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Регистрационный №______

От «___»_______________г.

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НА ТЕМУ:

 

«Денежно – кредитная политика»

 

 

Специальность 061000  - «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

Выполнила: студентка  2   курса

                                                                                                  заочного отделения 

Соловьева А. И.

 

Научный руководитель:

Выголов Е. Ю., к.э.н., доцент.

 

 

Южно-Сахалинск

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                        3

1.Сущность денежно – кредитной  политики                                 5

1.1.Цели денежно-кредитной политики                                         5

1.2.Формы денежно-кредитной политики                                       6

1.3.Роль центральных банков в  реализации

денежно-кредитной  политики                                                           7

2.Основные инструменты денежно – кредитной политики            13

2.1.Резервная норма                                                                            13

2.2.Учетная ставка                                                                              15

2.3.Операции на открытом рынке                                                      17

3.Особенности денежно-кредитной политики  в РФ                         20

3.1.Денежно-кредитная политика, как  инструмент рыночных        преобразований                                                                                     20

3.2.Особенности денежно-кредитной политики  РФ

в 2000-2004 гг.                                                                                       23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                     27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                   30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Совокупность  государственных мероприятий в  области денежного обращения  и кредита получила название денежно  – кредитной политики. Её главная  цель – регулирование экономической  активности в стране и борьба с инфляцией. Денежно – кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии, либо на их сдерживание и ограничение. В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т. д.

В настоящее время денежно – кредитная политика играет важную роль в поддержании относительной стабильности валютного курса, проведении антиинфляционной политики и других мер, направленных на стабилизацию экономики. Степень разработки проблемы и анализ использованных источников свидетельствует о том, что проведение денежно – кредитной политики является важной задачей центральных банков и правительств       стран.

Объектом курсовой работы является рассмотрение общих  положений о денежно – кредитной  политике.

Цель – изучение содержания, особенностей и механизма денежно – кредитной политики.

Актуальность  выбранной темы обусловлена рядом  причин:

Во-первых, в условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных  рычагов резко возрастают. Денежная система - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Во-вторых, денежная система оказывает существенное воздействие на рост валового внутреннего  продукта и его главную часть - национальный доход, на развитее предприятий и отраслей народного хозяйства и положение широких слоев населения.

Денежно-кредитная  политика государства традиционно  рассматривается как важнейшее  направление государственного регулирования  экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Цели денежно- кредитной  политики

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный  инструмент воздействия на смешанную  экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы  бизнеса.

Хотя при этом и происходит ограничение  рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом. В этом заключается одно из главных различий между двумя основными направлениями экономической политики страны: монетарным и фискальным. Ведь при осуществлении фискальной политики государство, изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полученные в результате непосредственного вмешательства в деятельность суверенных субъектов рыночной организации!) средства для реализации трансфертной программы, а также для финансирования иных государственных расходов. Денежно-кредитная политика, на мой взгляд, лучше соответствует рыночной системе хозяйствования, нежели фискальная.

В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи. В зависимости от конкретных условий, сложившихся в той или  иной экономической системе, определяются приоритетные направления приложения монетарных методов. Но нельзя забывать о том, что денежно-кредитная политика чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно  опасный инструмент. С ее помощью  можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые  на высшем управленческом уровне после  серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия  денежно-кредитной политики на экономику  государства, дадут положительные  результаты.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством  монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической  системе. Механизм воздействия денежно-кредитной  политики на основные переменные народнохозяйственного  комплекса, а также результат  корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики  по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

 

1.2 Формы денежно–кредитной политики

Формы и методы государственного регулирования  денежно-кредитной системы определяются особенностями социально-экономической  и политической систем, сложившихся  в данном обществе. Изменения в  социально-экономической и политической сферах всегда вызывают изменения форм и методов управления. Нужны экономические  стимулы, которые создаются не административными, а  экономическими методами государственного управления. Это в полной мере относится и к денежно-кредитному регулированию.

Категория «денежно-кредитная политика»  неоднозначна по сравнению с финансовыми  методами косвенного воздействия. Это  обусловлено в первую очередь  тем, что финансовую политику проводит министерство финансов — составное  звено правительства, тогда как  денежно-кредитная политика реализуется  центральным банком, который имеет относительную независимость от законодательных и исполнительных властей.

Применительно к сложившейся рыночной экономике принято в первую очередь  рассматривать потенциал денежно-кредитных  и уже затем финансовых методов. Это связано с тем, что использование  монетарной политики в большей мере означает типичное соотношение рыночного  и государственного начал. Зрелая экономика  предполагает в основном косвенное  воздействие государства на хозяйственные  субъекты, что обеспечивает свободу  в принятии частных экономических  решений. В условиях трансформирующейся экономики (или в случае кризиса) соотношение методов способно стать  иным.

Сущность государственного регулирования  с помощью денежных инструментов — это количественное изменение  предложения свободных денег  и изменение «цены кредита» —  процента, определяющего спрос на заемные средства и масштабы притока  вкладов, т.е. формирование предложения  кредитных средств.

Иными словами, государственное регулирование  экономики с помощью денежно-кредитных  инструментов представляет собой воздействие  на количество и цену предлагаемого  ссудного капитала, чтобы в соответствии с целями государственной экономической  политики воздействовать на спрос и  механизмы использования кредитов в народном хозяйстве.

Важнейшей задачей денежно-кредитной  политики России современного периода  является преодоление банковского  кризиса, восстановление доверия к  банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.

 

1.3 Роль центральных  банков в реализации кредитно-денежной  политики

Центральный банк — основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в  большой мере зависит от состояния  денежно-кредитной сферы. По числу  институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной  системы составляют коммерческие банки  и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25—10% — банкноты центрального банка.[9] Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:

♦ изменение процентных ставок по операциям центрального банка (процентная политика);

♦ изменение норм обязательных резервов банков;

♦ операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных  облигаций и других ценных бумаг;

♦ регламентация   экономических   нормативов  для   банков (соотношения  между кассовыми резервами и  депозитами, ликвидными активами и  депозитами, собственным капиталом и заемным,  акционерным капиталом и заемным,  собственным капиталом и активами,  суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать  общими в том смысле, что они  влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов  в целом. Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

♦ прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или  ссуд (так называемые кредитные потолки);

♦ регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы  между суммой обеспечения и размером выданной ссуды.

Традиционным методом регулирования  является процентная политика. Повышая  ставку по учетно-ссудным операциям, центральный банк уменьшает возможности  коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь  приводит к сокращению денежной массы  и повышает уровень рыночного  процента. Это отражается и на состоянии платежного баланса, валютного курса. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка приводит к противоположным результатам.

Существенное воздействие на кредитные  ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды  оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что  большая часть банковских средств  «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются  банковские ссуды и денежная масса  в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы  банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом  денежно-кредитного регулирования  являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся  у них ресурсов. Если центральный  банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды  клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в  обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный  банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности  по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке  способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса  государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных  процентных ставок традиционно применяются  операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и  ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает  поддержку банкам, покупая у них  краткосрочные ценные бумаги и векселя  по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования  долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными  государственными обязательствами  с фиксированным процентом. Покупка  таких обязательств центральным  банком вызывает повышение их рыночного  курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций  означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы  купонного дохода по облигации к  ее рыночному курсу. Уменьшение фактической  доходности долгосрочных облигаций  приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит, и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковских ресурсов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика