Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 04:39, курсовая работа
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют собой упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только с помощью рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется
Быстрое развитие банковского сектора и финансовых рынков поможет поддержать инвестиционно ориентированную модель экономического роста, характеризующуюся опережающим ростом инвестиций (до 8,5 - 10% в год) по сравнению с темпом роста ВВП.
Многие эксперты признают, что самой сложной частью реализации денежно-кредитной политики является направление банковского кредита в реальный сектор экономики. Промышленность заинтересована в кредитах с невысокими ставками процента. Ставки по банковским кредитам остаются завышенными из-за высокого системного риска кредитования. Для снижения системного риска важна государственная политика - в первую очередь по подавлению нечестной конкуренции и криминала в экономике.
Среди причин, препятствующих расширению кредитования реального сектора экономики, выделяют:
• завышенные процентные ставки и неэффективные механизмы поддержания ликвидности банковского сектора;
• узкий спектр рублевых финансовых инструментов;
• низкая доходность производственного сектора;
• несоответствие по срокам предложения ресурсов банков и спроса реального сектора на кредиты при отсутствии центробанковского рефинансирования коммерческих банковских кредитов;
• высокий риск кредитования отечественной промышленности, а также сложность оценки экономической конъюнктуры из-за деформированной структуры экономики.
Тем не менее кредитование реального сектора расширяется, хотя и недостаточно высокими темпами. Важно использовать механизмы, стимулирующие направление ресурсов из финансового сектора в реальную экономику. Монетизация — это не механическое накачивание экономики деньгами, а в первую очередь — создание условий, необходимых для того, чтобы деньги начали работать в экономике.
В числе проблем, тормозящих развитие инвестиционной деятельности в России, часто называют отсутствие длинных денег. Только внутрибанковскими рычагами (процентными ставками, нормой резервирования и т.д.) и с опорой на внутренние возможности банковского сектора решить задачу формирования инвестиционных ресурсов, адекватных целям подъема экономики, можно лишь отчасти. В ведущих странах основа таких ресурсов формируется национальными денежными властями. Для стимулирования экономического роста и инвестиций нужна отладка механизмов, стимулирующих поступление ресурсов и реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков. Нужен комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Например, для длительных депозитов возможна более низкая норма резервирования.
Слабость российской банковской системы эксперты часто сводят к ее неспособности выполнять роль проводника финансово-инвестиционных ресурсов в реальный сектор. В недоинвестировании отечественной промышленности виновата не только банковская система, сбережения не направляются в инвестиции по многим причинам. В структуре российской банковской системы преобладают крупные банки - государственные (Сбербанк, Внешторгбанк и др.) и несколько новых крупных коммерческих банков. При этом коммерческие банки зачастую остаются недокатпализированными и не могут предоставить бизнесу крупных кредитов. Одновременно существует большое количество небольших банков, как правило, не очень прибыльных и созданных специально для расчетного обслуживания компаний. Такая ситуация приводит к отсутствию нормальной конкуренции и фактической монополизации банковской системы. Надо отметить, что система гарантирования вкладов позволяет надеяться на исправление ситуации. Фактически государство гарантирует возврат всех вкладов, не превышающих определенного порога, поскольку данная мера способствует формированию равных условий для конкуренции в банковской системе.
Также следует отметить, что вопрос усиления взаимосвязи банковской системы и реального сектора экономики является актуальным и в то же время весьма болезненным. Некая обособленность банковской деятельности от реальной экономики послужила одной из предпосылок финансового кризиса 1998г. Коренное изменение характера связи банков с реальным сектором экономики является важнейшим условием не только оздоровления реальной экономики, но и укрепления самой банковской системы. В случае недостаточной эффективности действующей банковской системы по направлению кредитных ресурсов в жизненно важные секторы экономики целесообразно расширить участие государства в капиталах отдельных банков в целях расширения их работы с реальным сектором экономики. Подобный подход не будет способствовать повышению реальной эффективности взаимодействия реального и промышленного секторов экономики. Крайне сложно осуществлять директивное направление финансовых ресурсов в приоритетные секторы экономики. Наоборот, банки должны быть независимыми от государства и принимать самостоятельные решения. А для развития приоритетных отраслей государство совместно с банками может предоставлять льготные кредиты. Если банки сочтут такие проекты нерентабельными даже в условиях частичных гарантий со стороны государства, то данные проекты должны свертываться.
Но на практике денежно-кредитная политика не способствует направлению финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, а наоборот — замораживает их. Так было с 1995 по 1998 г. при осуществлении политики массированных заимствований государства на внутреннем финансовом рынке. Сейчас формируются резервы, включая Стабилизационный фонд, ведущие к изъятию из реального сектора значительной части доходов в форме налоговых и прочих платежей.
При разработке стратегии развития страны следует учитывать, что финансовые механизмы перестали быть чисто национальными регуляторами экономического развития и превратились в мощное средство экономического и политического воздействия одних стран на другие. Перераспределение финансовых ресурсов в мире, усилившееся в результате дерегулирования финансовых рынков капитала, происходит при включении в денежные потоки больших объемов быстрых денег. Поэтому формирование Стабилизационного фонда зависит не столько от установок Минфина России, сколько от конъюнктуры на мировых рынках.
Какие финансовые ресурсы необходимы для реализации стратегии стабильного развития? Если говорить о микроуровне, то здесь основным финансовым источником модернизации традиционно является собственная прибыль организации и заемные ресурсы. Для увеличения собственной прибыли следует не только модернизировать оборудование, но и задействовать нематериальные факторы развития - внутренний человеческий капитал, а также инструменты продвижения продукции на рынке. Некоторое увеличение цен в отдельных отраслях экономики также позволит решить финансовые проблемы этих отраслей. Существующая в настоящее время отраслевая структура является деформированной, а цены не соответствуют мировым. Часто устанавливаются завышенные цены на ту продукцию, которая должна стоить дешевле, в то время как цены на продукцию большинства отраслей российской экономики занижены. Устранение ценовых диспропорций и контролируемая инфляция будут способствовать повышению рентабельности конкурентоспособных отраслей. Реформирование банковской системы также необходимо для расширения доступа реального сектора экономики к финансовым ресурсам на взаимовыгодных условиях.
Финансовым резервом для проведения реформ на макроуровне может служить часть накопленных государством резервов, превышающих некоторый установленный порог. Экономисты указывают, что использование избыточных валютных резервов через банковскую систему может способствовать развитию обрабатывающей промышленности и существенному обновлению технологической базы экономики посредством расширения технологического импорта.
Так, в марте 2006 г. в Стабилизационном фонде находилось 1 563 млрд руб. По расчетам Минфина, к началу 2007 г. Стабилизационный фонд возрос до 2,1 трлн. руб. До конца 2005 г. средства лежали на беспроцентном кредите в Центральном банке, хотя в сентябре 2004 г. Правительство выпустило постановление о порядке управления средствами Стабилизационного фонда, предусматривающее инвестирование денег в государственные бумаги 14 ведущих стран. Такая ситуация вокруг Стабилизационного фонда еще раз заставляет задуматься о его эффективном использовании внутри страны.
Для экономической политики необходимы взвешенные оценки объема Стабилизационного фонда и возможностей его использования для развития российской экономики.
Во внутреннем секторе экономики наблюдается инвестиционный голод, поэтому приоритетным является не рост сбережений в Стабилизационном фонде, а рост инвестиций во внутреннем секторе экономики. Расширение денежной массы в национальной экономике нельзя ставить в жесткую зависимость от экспортной выручки.
Все таки стоит еще раз задуматься о совершенствовании денежно-кредитной политики и необходимости активизировать инвестиции в российскую экономику.
Заключение
Государственное регулирование – это есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы, инструменты, мультипликаторы и т. п. Чем лучше сочетание разнородных элементов системы, а также чем больше она, ее структура соответствуют сложившейся экономической среде, тем эффективнее решаются социально-экономические проблемы, неподвластные рынку.
Одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика - есть регулирование денежного обращения и денежной массы в стране путем воздействия через Центральный банк страны или непосредственного государственного воздействия. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние, как на деньги, так и на цены. Кредитно-денежная политика ставит цели повышения устойчивости, стабилизации и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Целевые задачи кредитно-денежной политики обладают своеобразием. Это — стабилизация уровня цен, покупательной способности и курса национальной валюты на рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, подавление инфляции, регулирование денежной массы посредством банковской системы.
Макроэкономическая денежная политика в ее монетарной форме связана прежде всего с воздействием на денежную массу. Денежная политика считается жесткой, если государство сокращает денежную массу, способствует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит, ограничивает эмиссию. И наоборот, денежную политику называют мягкой, если государство способствует увеличению денежной массы или, по крайней мере, не препятствует ему, слабо сдерживает выпуск в обращение новых денег и помогает в получении дешевых кредитов. Свою эмиссионную политику государство проводит в основном через Центральный банк страны.
В качестве составных частей и одновременно инструментов государственной кредитно-денежной политики выступает политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика обязательных резервов. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровень инфляции, товарно-денежные отношения, доходы и расходы субъектов рынка.
Политика рефинансирования - есть выражение процентной политики, она заключена в воздействии центральным банком посредством процентной ставки на объем кредитных ресурсов и, соответственно, денежной массы в обращении. Центральный банк назначает учетную ставку процента, в соответствии с которой он, переучитывая векселя у коммерческих банков, предоставляет им кредиты. В более широком плане коммерческие банки приобретают, покупают кредитные деньги у Центрального банка, после чего перепродают их своим заемщикам, осуществляя рефинансирование. Поднимая цену, увеличивая свою учетную ставку, Центральный банк сдерживает спрос на кредиты и сужает денежную массу в обращении, а, снижая учетную ставку — способствует увеличению денежной массы.
Центральный банк способен регулировать денежную массу и оказывать влияние на денежное обращение посредством операций на открытом рынке, выступая в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг. Приобретая ценные бумаги и организуя покупку или продажу на открытом рынке, Центральный банк способствует проведению определенной денежной политики. Продавая государственные ценные бумаги, Центральный банк изымает деньги из обращения, сужая при этом денежную массу, а, покупая ценные бумаги на открытом рынке, Центральный банк расширяет денежную массу, осуществляя как бы дополнительную эмиссию.
Эффективное воздействие на величину активной денежной массы государство способно оказывать, осуществляя через Центральный банк политику обязательных резервов. Центральный банк вправе обязать коммерческие банки держать определенную часть своих активов в виде беспроцентного резерва в Центральном банке. Чем выше норма такого резервирования, тем меньшими возможностями оперировать своими денежными средствами обладают коммерческие банки, то есть происходит уменьшение денежной массы. При нехватке денег в обращении Центральный банк уменьшает норму резервирования, а при избытке денег - увеличивает ее.
Предложение денег коммерческими банками зависит от наличия у них денег, эмитируемых центральным банком. Так что Центральный банк, а в его лице государство обладает возможностью регулирования предложения денежной массы со стороны коммерческих банков за счет изменения количества денег, которые предоставляются в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.