Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 04:39, курсовая работа
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют собой упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только с помощью рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется
Введение
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют собой упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только с помощью рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики.
Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации повеления экономических субъектов. Этот механизм никогда не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции и обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких других экономических систем, кроме смешанных, не существует. В разных развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам, методам и формам воздействия государства на экономику, по готовности общества поддерживать и принимать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием представлений и традиций, характерных для данного
общества, что определяется таким понятием, как менталитет.
Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы. Следовательно, разгосударствление и приватизация, как правило, означающие количественное сокращение государственного сектора экономики, может сопровождаться как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических функций.
В процессе перехода к смешанной экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия.
Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические). К прямым методам государственного регулирования относят ограничение частного бизнеса и государственное предпринимательство, к косвенным – кредитно-денежный метод, налоговый, бюджетный и индикативное планирование.
Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики в комплексе образуют денежно-кредитную политику государства; под ней понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на динамику и уровень инфляции, производства, инвестиционной активности и других важнейших макроэкономических показателей. [20, c. 531].
В данной работе будут рассмотрены цели, инструменты, факторы, влияющие на денежно-кредитную политику государства, а также направление совершенствования денежно-кредитной политики Российской Федерации.
Из приведенного выше определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она тесно связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.). Однако комплексное решение указанных задач содержит в значительной степени и административные меры регулирования, поэтому детальное рассмотрение этих разделов в работе не предусматривается.
Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством. Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о методах и формах проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия среди экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел. Так, наряду с мнением, что проводимая государством денежно-кредитная политика с 1995 г.
была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения рубля оказались чисто психологическими [22, c. 24], высказывалось убеждение, что именно проводимый Центральным Банком курс оказался в итоге провальным. В качестве подтверждения этого обычно приводится статистика, которую можно назвать вопиющей: кризису лета 1998 г. предшествовало громадное сокращение чистых валютных резервов на 14,6 млрд. долл., причем на 7,9 млрд. – с мая по август 1998 г. [25, c. 34]. Такая политика денежных властей многими авторами напрямую называется безответственной.
Целью данной работы является изучение функционирования денежно-кредитной политики государства. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучение понятия кредитно-денежной политики государства, а также инструментов и факторов, влияющих на нее;
- рассмотрение направлений совершенствования денежно-кредитной политики в РФ.
1.1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер но регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия па уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада — в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего Центральный банк государства, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке и коммерческие банки. Центральный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.
Формирование денежно-кредитной политики в переходной экономике России обусловлено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.
Особенности экономической политики государства в переходный период связаны с тем, что еще не сформирована устойчивая экономическая система, обладающая свойством саморегуляции и саморазвития. В современной смешанной экономике государственное регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы.
Переходная экономика — это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая система. Старые отношения постепенно изменяются, а создаваемые новые институты, нормы и правила не могут быстро заменить прежние. Существование противоположных механизмов регулирования приводит к столкновению экономических интересов, обострению социально-экономических и политических отношений. Борьба нового и старого обусловливает изменчивость и неустойчивость экономики в переходный период. Обеспечение равновесия невозможно без активной поддержки государства. В то же время переходная экономика для своей стабилизации требует особой схемы отношений между государством и экономическими агентами. Поведение экономических агентов в переходный период строится в условиях неизвестной труднопредсказуемой экономической ситуации. Не сформированы долгосрочные ориентиры экономической деятельности, не сложились устойчивые экономические взаимосвязи. В переходной экономике государство не может напрямую использовать механизмы и инструменты макроэкономического регулирования, давшие положительный эффект в сложившейся системе смешанной экономики. Это в полной мере относится и к денежно-кредитной политике, которая будет безуспешной, если не существует адекватной реакции экономических агентов на импульсы, создаваемые денежными инструментами. Такая реакция связана с формированием рыночных механизмов и соответствующих рыночных институтов. Поэтому в период их становления денежно-кредитная политика усложняется, регулирование денежной массы, процентных ставок, влияющих на уровень инвестиций, денежных потоков в экономике не может ограничиваться только методами, используемыми в уже сложившихся экономических системах.
Влияние второй группы факторов на денежно-кредитную политику связано с исходными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется переход к новой экономической системе. Переходные процессы в экономике России сопровождаются спадом производства, безработицей, разрывом хозяйственных связей. Экономическая дестабилизация проявляется в дисбалансе совокупного спроса и предложения, инфляции, значительном дефиците государственного бюджета.
Таким образом, мероприятия по созданию нового, более эффективного механизма хозяйствования вынужденно увязывались со стабилизационными мерами. Результатом проводимой экономической политики должно было стать восстановление макроэкономического равновесия в краткосрочном периоде, улучшение инвестиционного климата, создание условий для экономического роста.
1.3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики
В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля Центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Кроме деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные также различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центральных банков.
Общие методы преимущественно являются косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.