Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 04:39, курсовая работа
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют собой упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только с помощью рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется
Финансово-кредитная система является единым и целостным воспроизводственным механизмом экономики. Стратегия развития экономики должна строиться так, чтобы финансовая система стимулировала экономический рост. В долгосрочной перспективе это возможно при следующих условиях:
• достижение устойчивости в развитии финансовой системы и постепенное формирование новой институциональной среды;
• сближение финансовой сферы и производственного сектора экономики, повышение доверия между субъектами экономической деятельности и к банковской системе;
• стабильность национальной валюты и сокращение уровня инфляции, снижение ценовых диспропорций в экономике;
• формирование допустимых условий интеграции в мировую финансовую систему.
Именно такие подходы будут способствовать выработке стратегии постиндустриального развития российской экономики.
В основных направлениях денежно-кредитной политики на 2006 г. ставилась задача в трехлетний период снизить инфляцию до 7,5 — 8,5% в 2006 г., 6,0-7,5%-в 2007 г. и 5,0-6,5% -в 2008 г. Главной целью денежно-кредитной политики ставилось снижение инфляции до запланированного уровня, а не экономическое развитие.
Председатель Центрального банка РФ С. Игнатьев отмечает, что при сложившейся ситуации на мировом рынке нефти Банк России при проведении денежно-кредитном и курсовой политики стремится выполнить две цели: снизить инфляцию и не допустить резкого укрепления реального курса рубля, ухудшающего условия развития экономики и снижающего темпы экономического роста. В принципе эти цели противоречивы, поскольку можно резко снизить инфляцию, прекратив наращивание валютных резервов и остановив тем самым рост денежной массы, однако вследствие укрепления рубля расширится импорт, а производство сократится. Такие цели важны, но нужны новые приоритеты развития финансовой системы. Эти приоритеты устанавливаются не спонтанно, а целенаправленно в соответствии с основными государственными задачами.
Некоторые экономисты выделяют развивающиеся и содействующие функции центрального банка. Развивающие функции реализуются через операции, связанные с гарантиями по займам, кредитованием приоритетных секторов экономики, введением дифференцированных процентных станок и т д., т.е. речь идет не о поддержке финансового сектора, а поддержке экономики в целом. По мере стабилизации экономики развивающая функция центральных банков замещается содействующей - т. е. Центральный банк выполняет традиционные функции поддержания стабильности финансовой системы, которая в свою очередь кредитует реальный сектор экономики. Независимость центрального банка от исполнительной и законодательной власти приводит к сокращению темпов экономического роста, но подчиненность центрального банка угрожает финансовой стабильности страны. Разумеется, что финансовая стабилизация ни при каких условиях не должна ставиться под сомнение.
Для активизации функций денежно-кредитной системы и формирования условий для стабильного экономического роста важна диверсификация целей денежно-кредитной политики. В основных направлениях денежно-кредитной политики на 2005 г. отмечалось, что низкая инфляция является основой обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики. Кроме того, важно сокращать валютные резервы, что позволит стимулировать рост спроса на доллар u падение курса рубля. Государство может либо увеличить вывоз капитала, в том числе досрочно погашая свои долги перед иностранными государствами и приобретая иностранные активы, либо кредитовать инвестиционные проекты, приобретая оборудование, аналоги которого не производятся в России. Это увеличит импорт оборудования и уменьшит давление на рубль.
Глобальная задача экономической политики и денежно-кредитной составляющей заключается в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечении на этой основе роста ВВП. В последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики: от лобовой атаки на инфляцию до более взвешенного подхода, включающего стимулирование потребительского спроса, рост ВВП, обеспечение занятости и увеличение доходов населения.
Важным направлением повышения эффективности денежно-кредитной политики представляется улучшение ее взаимосвязи с бюджетно-налоговой политикой. Эта взаимосвязь основывается на единстве целей экономической политики, совпадении объектов воздействия (государственный долг, дефицит бюджета и т п.), соответствии инструментов, с помощью которых осуществляется как денежно-кредитная, так и бюджетно-налоговая политика.
Излишняя либерализация в финансовой сфере и внешнеторговом регулировании при достаточно высокой налоговой нагрузке на бизнес и трудовую деятельность выталкивает капитал из страны. В то же время роль государства заключается не столько в административном подавлении утечки капитала, сколько в создании государственных институтов, адекватных требованиям рыночной экономики и конкурентоспособных в современной мировой экономике. Но полная либерализация внешнеторгового регулирования и финансовой сферы в целях конвертируемости рубля представляется сомнительным способом повышения конкурентоспособности отечественной экономики.
По мнению лауреата Нобелевской премии Дж. Стиглица, либерализация рынков капитала в развивающихся странах пока не привела к перемещению денег в те регионы, которые в них больше всего нуждаются и не прицела к экономическому росту. Международный валютный фонд не справился с задачей обеспечения стабильности глобальной финансовой системы, а за последние 35 лет различные страны более ста раз попадали в критические ситуации. Более того, из-за того, что движение капиталов носит проциклический характер, способствуя более резким подъемам и кризисам, либерализация рынков капиталя в развивающихся странах увеличивает риски, но не приводит к росту их экономик1.
Важными задачами макроэкономинеской политики являются реструктуризация и ускоренное развитие внутреннего сектора экономики. Приближение курса рубля и паритета покупательной способности национальной валюты уменьшит недооценку финансовых потоков, увеличит заработную плату работников этого сектора, поступления в бюджет и в конечном счете — оценку ВВП.
Можно выдвинуть гипотезу, что ускорению экономического роста способствует удержание реального валютного курса в пределах значений, соответствующих уровню экономического развития страны. Завышенный валютный курс ведет к деградации существующей отраслевой структуры. Поскольку нынешний курс завышен, то дальнейшее укрепление рубля будет контрпродуктивно. Но важно сделать оговорку, что они справедливы только в краткосрочном периоде. В долгосрочном плане важно поддерживать сближение номинального и реального курсов национальной валюты.
Важность валютной политики и курса национальной валюты для экономического развития отмечают многие экономисты. Так. А, Клепач подчеркивает, что отставание российской экономики, например от португальской, определяется не только соотношением темпов ВВП, но и относительным изменением динамики реальных курсов валют, а также расхождением курсовой динамики и паритетов покупательной способности. В конечном счете указанные диспропорции находят отражение в структуре национальных экономик, соотношении торгуемых и неторгуемых товаров, степени открытости мировому рынку2.
Д. Львов считает, что бояться инфляции не следует и нужен переход к новой экономической модели развития, способной резко повысить КПД использования национального богатства страны, а для этого нужна реформа системы доходов. Если по производительности труда мы отстаем в 5 — 6 раз, то по уровню заработной платы в 10 и более раз. Таким образом, делается вывод, что заработная плата в России недопустимо низкая по отношению к производительности труда3. С тезисами о необходимости реформы доходов нельзя не согласиться. Сложность выполнения поставленной цели связана с выбором соответствующих инструментов макроэкономической политики. Начало преобразований видится в проведении жесткой денежно-кредитной политики по изменению соотношения цен.
Изменение ценовых пропорций не может пройти безболезненно. Инфляция во внутреннем секторе в основном коснется низкооплачиваемых и сред недоходных слоев населения. Возрастет конкурентоспособность импорта. Успех преобразований будет зависеть от умения российских предприятий использовать неценовые факторы конкуренции и продвигать товары на внутреннем рынке. Если предприятия адаптируются к новым экономическим условиям, то рост доходов населения и, как следствие, рост платежеспособного спроса выполнят роль стимулятора российской экономики.
Именно финансовые инструменты могут стать реальным двигателем экономического развития. Приближение финансового сектора к реальному производству, преодоление ценовых диспропорций, формирование структуры цен, которая может в незначительной мере отличаться от мировой, позволит провести реформу доходов населения.
Принципиально новый подход к экономической политике, ее установкам и целевым ориентирам основывается на том, что прочной финансовой ситуации не может быть без опоры на развитие реального сектора экономики. Серьезная ошибка монетарной политики, проводимой российским правительством в течение ряда лет по рекомендациям МВФ, состояла в искусственном сжатии денежной массы до таких масштабов, когда нормальный рост экономики становился практически невозможным. В результате сложилась глубокая деформация в структуре воспроизводства, между материально-вещественными и финансово-стоимостными потоками в народном хозяйстве.
Таким образом, при формировании курса денежно-кредитной политики необходимо в первую очередь ориентироваться на развитие экономики и увеличение темпов роста реального ВВП, снижение ценовых диспропорций в экономике, и в этом контексте учитывать инфляцию, курс национальной валюты. В то же время диверсификация целей денежно-кредитной политики не должна подменять основную функцию Центрального банка — обеспечение стабильности денежного обращения.
Исполнительная и законодательная власть предпринимают серьезные усилия по совершенствованию банковского законодательства. Принята новая редакция закона о Центральном банке, которая направлена на повышение прозрачности Деятельности Банка России благодаря созданию Национального банковского совета, формируемого Представителей Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы.
Проблемы дальнейшего реформирования банковского сектора рассматриваются в разработанной Банком России и Минфином «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года». В данном варианте программы расставлены акценты на стратегическом представлении о путях модернизации банковского сектора, подчеркивается приоритет развития кредитования и повышения доверия к банкам как к финансовым посредникам. Основными целями дальнейшего развития банковского сектора признаны укрепление его устойчивости, повышение качества осуществления функций по аккумулированию денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции, укрепление доверия вкладчиков и других кредиторов банков, усиление защиты их интересов, предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой практике. Тем не менее в стратегии преобладают тактические задачи, в то время как большее внимание следовало придать созданию эффективной финансовой инфраструктуры российской экономики. Целесообразно было бы доработать стратегию развития банковского сектора на основе принципов программно-целевого подхода, предусматривающего формулирование ее конечных и промежуточных целей посредством анализа проблем национальной экономики и функций, которые призван выполнять банковский сектор в условиях глобализации мирохозяйственной системы.
В Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008гг.) в разделе, посвященном финансовому сектору, указывается, что основными проблемами в банковской сфере являются высокие вмененные издержки ведения банковского бизнеса, несоответствующий международным подходам уровень защиты прав кредиторов-залогодержателей, низкая конкуренция на ряде сегментов рынка банковских услуг, недостаточная прозрачность процессов функционирования, банкротства и ликвидации кредитных организаций. В программе предусматриваются следующие стратегические задачи.
1. Институциональное развитие банковского сектора (развитие системы страхования вкладов, упрощение процедуры слияния и присоединения кредитных организаций, повышение требований к размеру собственного капитала, создание системы бюро кредитных историй).
2. Рост эффективности и прозрачности банковской деятельности (сокращение форм отчетности, новые требования к раскрытию информации, совершенствование корпоративного управления, введение новых видов вкладов с особыми условиями возврата).
3. Стимулирование кредитования частного и потребительского секторов (упрощение процедуры взыскания на предмет залога, создание системы регистрации залогов движимого имущества, развитие сегментов рынка банковских услуг, развитие потребительского кредитования и упрощенного кредитования малого бизнеса, развитие инструментом рефинансирования и управления ликвидностью банков).
4. Совершенствование банковского надзора (развитие риск-ориентированных подходов, повышение качества банковского капитала, предотвращение фиктивной капитализации).
Реализация целей будет способствовать развитию банковского сектора, но вряд ли достаточна для решения такой фундаментальной проблемы, как усиление взаимодействия финансового и реального секторов российской экономики.
Для нашей страны может быть полезен опыт США в регулировании банковской системы, которое осуществляется двенадцатью территориальными банками Федеральной резервной системы. Как указывалось выше, в нашей стране для передовых регионов оптимальна постиндустриальная модель развития, способствующая их интеграции в мировую экономику, в то время как для других
регионов экономическое развитие целесообразно строить на индустриальной модели развития. Такая многовариантность стратегии развития экономики может найти свое отражение и в денежно-кредитной политике. Так, в регионах, ориентирующихся на постиндустриальную модель развития, Центральный банк может сконцентрироваться на содействующей функции, а в индустриальных и аграрных регионах — на развивающей.