Денежно-кредитная политика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют собой упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только с помощью рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется

Работа содержит 1 файл

вся курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с ре­шением частных задач, например, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д.  Используя селективные методы, Центральный банк сохра­няет за собой функции централизованного перераспределения кредит­ных ресурсов. Такие функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерче­ских банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической практике Центральные банки исполь­зуют следующие инструменты денежно-кредитного регулирова­ния:

■  изменение норматива обязательных резервов или так называ­емых «резервных требований»;

■  политика учетной ставки или ставки рефинансирования;

■ операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Так сло­жилось, что обязательные резервы рассматривались Центральны­ми банками как экономический инструмент, призванный обеспе­чить коммерческим банкам достаточную ликвидность, а в случае массового изъятия депозитов предотвратить неплатежеспособ­ность коммерческих банков и тем самым защитить интересы его клиентов и вкладчиков. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее про­стой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррек­ции денежно-кредитной сферы.

Обязательные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, обязательные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов). Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном банке превышают установленный норматив.

Механизм действия этого инст­румента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

■  если Центральный банк увеличивает норму  обязательных ре­зервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, кото­рые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соот­ветственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;

■  при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения  денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество не­обходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем вы­дачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуж­дены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное пред­ложение. Для сокращения текущих счетов, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Чтобы увеличить своих резервы, банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской сис­темы такие действия приведут, в конечном счете, к снижению де­нежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих бан­ков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого спо­собность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрас­тает, что в рамках всей банковской системы приводит к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, а это увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посред­ством ее влияния на размер избыточных резервов и на ве­личину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов бан­ков является одним из важнейших инструментов денежно-кредит­ной политики.  Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резер­вов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерче­ских банков.

Ставка рефинансирования (учетная ставка) означает  процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерче­ским банкам. Как правило, такой кредит предоставляется не всем коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное фи­нансовое положение и в данный момент нуждаются в дополнительных денежных средствах. Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансо­вым обеспечением в виде государственных краткосрочных облига­ций и коммерческих векселей.

Уменьшение учетной ставки делает для коммерческих банков займы дешевыми. Получая кредит, банки увеличи­вают резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. Увеличение учетной ставки  делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются скорее возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Изменение учетной став­ки выступает показателем изменений в области денежно-кредитного регулирования. Обычно размер учетной ставки зависит от уровня ожи­даемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить про­центную политику без фиксации процентной ставки. Процентные став­ки Центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Но уровень официальной учетной ставки является для коммер­ческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Обычно политика учетной ставки проводится в сочетании деятельностью Центрального банка на открытом рынке.

Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерче­ских банков. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения.

Операции на открытом рынке - покупка и продажа Центральным банком государствен­ных ценных бумаг. При этом в качестве экономических партнеров выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (госу­дарственных облигаций) Центральный банк может осуществлять либо  вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

Центральный банк осуществляет выпуск государственных крат­косрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государствен­ного бюджета (той части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора налогов). Как правило, операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой круп­ных  банков и других финансово-кредитных учреждений.

Важно отметить, что купля-продажа коммерческим банком госу­дарственных облигаций приводит к изменению его активов и неиз­бежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их про­порционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков, Центральный банк контролирует сумму банковских денег,  которые они могут создавать.

Рассмотрим, как купля и продажа государственных ценных бу­маг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и тем са­мым на  предложение денег. Допустим, что на денежном рынке имеется излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит своей целью ограничить или ликвидировать этот излишек, то есть умень­шить количество денег в обращении.

Для этого он начинает активно продавать государственные цен­ные бумаги на открытом рынке населе­нию или коммерческим банкам. Вследствие увеличения предложения государственных ценных бумаг, падает их рыночная цена, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать го­сударственные ценные бумаги.

Коммерческие банки при оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на  свои вклады, то есть свои резервы, которые находятся в Цент­ральном банке. Центральный банк, в свою очередь,  учитывает эти чеки, умень­шая на соответствующую величину резервы коммерческих банков.

При продаже Центральным банком государ­ственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов ком­мерческого банка приведет к снижению предложения денег в стра­не  в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.

Таким образом, продавая государственные ценные бумаги, Центральный банк уменьшает предложение денег.

Теперь предположим,  что на денежном рынке имеется недоста­ток денежных средств в обращении. В таком случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного пред­ложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих бан­ков и населения, следствием чего является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена воз­растает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, и коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.

Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммер­ческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков, в конечном счете, приводит к росту их резервов и, следовательно,  возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.

На открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг. Если коммерческие банки выдают в ссуду свои избыточные резер­вы, то предложение денег в стране растет с учетом мультипликативного эффекта. Таким образом, покупая государственные ценные бумаги,  Цент­ральный банк увеличивает предложение денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Направление совершенствования денежно-кредитной политики в РФ

 

Современное рыночное хозяйство с точки зрения перераспределения финансовых ресурсов, типа организации финансовой структуры имеет две модификации: 1) экономика финансовых рынков - например, система американского типа с пре­обладанием финансирования через финансовые рынки; 2) экономика задолженности — система французского и японского типа, базирующаяся на финансировании через банковский кредит. Экономика финансовых рынков предъявляет чрез­вычайно высокие требования к рынкам, качеству соответствующих институтов и инструментов, а также к рыночной информации. Экономика, ба­зирующаяся на банковском кредитовании, дает гораздо больше возможностей регулирования в оперативном плане и предъявляет требования к информации, которая раскрывается не для всех участников рынка, а только ограниченной группе институциональных инвесторов, как правило, бан­кам. Такая система развита а Японии и ряде стран Западной Европы.

Финансовые рынки в нашей стране в опреде­ленной степени ориентированы на американскую модель. Но в России лишь небольшая группа крупных компаний отвечает выставляемым требованиям и способна привлекать финансовые ресурсы при разме­щении акций, облигаций и т. п. как на внутреннем, так и на внешних рынках. Большинство россий­ских компаний сложно считать «прозрачными», поскольку они слабо заинтересованы в выходе из тени и не рассчитывают на привлечение ресурсов с финансовых рынков.

В России банковская системе ориентирована на европейскую модель — банки являются универсальны­ми институтами, но их роль в долгосрочном финан­сировании экономики резко ограничена. Это связано с недостатком долгосрочных финансовых ресурсов и ограничениями, накладываемыми денежными властями на банковскую систему для поддержа­ния  сбалансированности активов и пассивов банков. Таким образом, сложившаяся в России институциональная система фактически предопределяет недостаточное инвестирование в реальный сектор экономики, поскольку система финансовых рынков работает лишь для неболь­шого числа крупных компаний, а возможности банковской системы в долгосрочном кредитования весьма невелики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика организации