Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 04:39, курсовая работа
В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют собой упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только с помощью рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, например, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Такие функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
В мировой экономической практике Центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования:
■ изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;
■ политика учетной ставки или ставки рефинансирования;
■ операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Так сложилось, что обязательные резервы рассматривались Центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность, а в случае массового изъятия депозитов предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и тем самым защитить интересы его клиентов и вкладчиков. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррекции денежно-кредитной сферы.
Обязательные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, обязательные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов). Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном банке превышают установленный норматив.
Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
■ если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
■ при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Для сокращения текущих счетов, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Чтобы увеличить своих резервы, банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут, в конечном счете, к снижению денежного предложения.
Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, а это увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.
Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством ее влияния на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.
Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков.
Ставка рефинансирования (учетная ставка) означает процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Как правило, такой кредит предоставляется не всем коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное финансовое положение и в данный момент нуждаются в дополнительных денежных средствах. Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансовым обеспечением в виде государственных краткосрочных облигаций и коммерческих векселей.
Уменьшение учетной ставки делает для коммерческих банков займы дешевыми. Получая кредит, банки увеличивают резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. Увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются скорее возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области денежно-кредитного регулирования. Обычно размер учетной ставки зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Но уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Обычно политика учетной ставки проводится в сочетании деятельностью Центрального банка на открытом рынке.
Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения.
Операции на открытом рынке - покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. При этом в качестве экономических партнеров выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (государственных облигаций) Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.
Центральный банк осуществляет выпуск государственных краткосрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государственного бюджета (той части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора налогов). Как правило, операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.
Важно отметить, что купля-продажа коммерческим банком государственных облигаций приводит к изменению его активов и неизбежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их пропорционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков, Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые они могут создавать.
Рассмотрим, как купля и продажа государственных ценных бумаг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и тем самым на предложение денег. Допустим, что на денежном рынке имеется излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит своей целью ограничить или ликвидировать этот излишек, то есть уменьшить количество денег в обращении.
Для этого он начинает активно продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке населению или коммерческим банкам. Вследствие увеличения предложения государственных ценных бумаг, падает их рыночная цена, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать государственные ценные бумаги.
Коммерческие банки при оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на свои вклады, то есть свои резервы, которые находятся в Центральном банке. Центральный банк, в свою очередь, учитывает эти чеки, уменьшая на соответствующую величину резервы коммерческих банков.
При продаже Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке резервы коммерческих банков снижаются. Если первоначально все избыточные резервы были израсходованы на ссуды, то это уменьшение резервов коммерческого банка приведет к снижению предложения денег в стране в размере, пропорциональном банковскому мультипликатору.
Таким образом, продавая государственные ценные бумаги, Центральный банк уменьшает предложение денег.
Теперь предположим, что на денежном рынке имеется недостаток денежных средств в обращении. В таком случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих банков и населения, следствием чего является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, и коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.
Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммерческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков, в конечном счете, приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам.
На открытом рынке резервы коммерческих банков увеличиваются при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг. Если коммерческие банки выдают в ссуду свои избыточные резервы, то предложение денег в стране растет с учетом мультипликативного эффекта. Таким образом, покупая государственные ценные бумаги, Центральный банк увеличивает предложение денег.
2. Направление совершенствования денежно-кредитной политики в РФ
Современное рыночное хозяйство с точки зрения перераспределения финансовых ресурсов, типа организации финансовой структуры имеет две модификации: 1) экономика финансовых рынков - например, система американского типа с преобладанием финансирования через финансовые рынки; 2) экономика задолженности — система французского и японского типа, базирующаяся на финансировании через банковский кредит. Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно высокие требования к рынкам, качеству соответствующих институтов и инструментов, а также к рыночной информации. Экономика, базирующаяся на банковском кредитовании, дает гораздо больше возможностей регулирования в оперативном плане и предъявляет требования к информации, которая раскрывается не для всех участников рынка, а только ограниченной группе институциональных инвесторов, как правило, банкам. Такая система развита а Японии и ряде стран Западной Европы.
Финансовые рынки в нашей стране в определенной степени ориентированы на американскую модель. Но в России лишь небольшая группа крупных компаний отвечает выставляемым требованиям и способна привлекать финансовые ресурсы при размещении акций, облигаций и т. п. как на внутреннем, так и на внешних рынках. Большинство российских компаний сложно считать «прозрачными», поскольку они слабо заинтересованы в выходе из тени и не рассчитывают на привлечение ресурсов с финансовых рынков.
В России банковская системе ориентирована на европейскую модель — банки являются универсальными институтами, но их роль в долгосрочном финансировании экономики резко ограничена. Это связано с недостатком долгосрочных финансовых ресурсов и ограничениями, накладываемыми денежными властями на банковскую систему для поддержания сбалансированности активов и пассивов банков. Таким образом, сложившаяся в России институциональная система фактически предопределяет недостаточное инвестирование в реальный сектор экономики, поскольку система финансовых рынков работает лишь для небольшого числа крупных компаний, а возможности банковской системы в долгосрочном кредитования весьма невелики.