Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 01:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
охарактеризовать инструменты денежно-кредитной политики;
описать виды денежно-кредитной политики и особенности их применения;
Введение 4
1 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСЕАНСКОЙ И МОНЕТАРИСТСКОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………...11
2.1 Виды денежно-кредитной политики 11
2.2 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 12
3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Анализ денежно-кредитной политики 17
3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
С учетом открытости
экономики Республики Беларусь обменный
курс также может использоваться
в качестве инструмента воздействия
на динамику внутренних цен на основе
ограничения роста цен на импортные
товары. Сдерживание роста рублевого
эквивалента стоимости
Необходимо установить гибкие нормы резервирования, способствующие формированию долгосрочных ресурсов, предусмотреть возможность рефинансирования кредитных организаций под поручительство и гарантии финансовых органов правительственных организаций, принять меры по улучшению финансового положения предприятий, обеспечить защиту прав кредиторов, эффективные процедуры банкротства и ликвидации предприятий.
Принципы процентной политики, положительно зарекомендовавшие себя в предыдущие годы должны быть сохранены. В первую очередь – это поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширение доступности кредитов для субъектов экономики. Обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте содействует достижению целей денежно-кредитной политики по ограничению инфляционных и девальвационных процессов, а повышение доступности кредитов выступает в качестве одного из стимулов экономического роста.
Следующее актуальное направление работы, как банков, так и национальной экономики в целом — формирование максимально благоприятного делового и инвестиционного климата, максимальное улучшение делового климата в нашей стране. Данные мероприятия способны стать значимым фактором высоких темпов экономического роста и достижения прогнозных параметров социально-экономического развития. Это положительно скажется и на процессе дальнейшего укрепления банковского сектора страны и повышения его функциональной значимости в экономике [3, с. 12].
Переходный характер экономики Республики Беларусь оставляет открытым вопрос целевого ориентира монетарной политики. Режимы, используемые в странах с развивающимися рынками отличаются от режимов с развитыми экономическими системами. Инфляционное таргетирование, т.е. достижение количественного ориентира инфляции, и таргетирование процента характерно для высокоразвитых стран с устойчивой экономической и институциональной настройкой. Монетарное таргетирование используется в странах с переходной экономикой в самом начале реформ для обуздания высоких темпов инфляции. В настоящее время Национальный банк использует в качестве основного целевого ориентира своей политики показатель валютного курса. Это обусловлено открытостью белорусской экономики, развивающимся белорусским рынком, высокими девальвационными ожиданиями населения. Если Национальному банку удастся в дальнейшем стабилизировать темп инфляции на относительно низком уровне, то целесообразным представляется режим кредитно-инвестиционного таргетирования, основой которого является тезис о том, что в экономике наблюдается более тесная связь между объемами кредитования (прежде всего, инвестиционного) и ВВП. Поэтому контроль центрального банка за объемом предложения кредитно-инвестиционных ресурсов позволит обеспечить стабильный экономический рост [16, с. 134].
Согласно национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. стратегической целью является динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Реализация денежно-кредитной политики в прогнозируемый период должна быть также направлена на достижение общих стратегических целей устойчивого развития. Поэтому перед монетарной политики поставлены такие основные задачи как:
В заключении
хотелось бы отметить, что использование
внутренних рычагов денежно-кредитной
политики должно стать важнейшим
принципом государственного регулирования
национальной банковской системы и
обеспечения экономического роста.
Следует изыскивать механизмы такого
взаимодействия государства и коммерческих
банков, которые с одной стороны,
позволяли решать бы решать социально-экономические
задачи государства, а с другой –
повышали степень насыщения растущей
экономики финансовыми
При разработке денежно-кредитной политики Национальный банк Республики Беларусь должен учитывать, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, а значит, необходимо проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Следовательно, денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
на основании вышеизложенного
Первоначальной направленностью монетарной политики является обеспечение нормального функционирования денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, устойчивости национальной валюты на внутреннем и внешнем рынке, стабильности ее покупательной способности. Для достижения поставленных задач денежно-кредитная политика использует такие инструменты, как политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.
В свою очередь соотношение и степень использования данных инструментов позволяет охарактеризовать монетарную политику как жесткую, гибкую или эластичную. В какой бы форме не проводилась денежно-кредитная политика она должна соответствовать инвестиционной направленности, росту ВВП, иметь тесную взаимосвязь с реальным сектором экономики, точный учет спроса и предложения денег.
В целом все
современные теории и рекомендации
по реализации денежно-кредитной политики
располагаются между двумя
Кредитно-денежная
политика по аналогии с фискальной
ставит цели стабилизации, повышения
устойчивости и эффективности
Возвращаясь
к вопросу денежно-кредитной
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений, макроэкономических рисков, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и внутреннего рынка и закрепление позитивных тенденций развития страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1 – Средний официальный курс белорусского рубля за 2010 год
Период |
Средний официальный курс белорусского | ||
рубля по отношению к: | |||
российскому |
доллару США |
евро | |
рублю | |||
январь |
95,65 |
2 856,00 |
4 081,58 |
февраль |
96,17 |
2 903,02 |
3 980,75 |
январь – февраль |
95,91 |
2 879,41 |
4 030,85 |
март |
100,11 |
2 961,29 |
4 021,66 |
январь – март |
97,29 |
2 906,45 |
4 027,78 |
апрель |
101,68 |
2 969,70 |
3 986,20 |
январь – апрель |
98,37 |
2 922,14 |
4 017,35 |
май |
98,45 |
2 987,79 |
3 765,77 |
январь – май |
98,39 |
2 935,15 |
3 965,72 |
июнь |
96,65 |
3 014,13 |
3 683,24 |
апрель – июнь |
98,91 |
2 990,48 |
3 809,61 |
январь – июнь |
98,09 |
2 948,17 |
3 917,18 |
июль |
97,66 |
2 998,18 |
3 814,94 |
январь – июль |
98,03 |
2 955,26 |
3 902,41 |
август |
98,55 |
2 990,23 |
3 866,06 |
январь – август |
98,10 |
2 959,61 |
3 897,85 |
сентябрь |
98,10 |
3 022,72 |
3 933,17 |
июль – сентябрь |
98,11 |
3 003,68 |
3 871,09 |
январь – сентябрь |
98,10 |
2 966,56 |
3 901,76 |
октябрь |
99,05 |
3 001,14 |
4 166,04 |
январь – октябрь |
98,19 |
2 970,00 |
3 927,41 |
Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь