Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
охарактеризовать инструменты денежно-кредитной политики;
описать виды денежно-кредитной политики и особенности их применения;

Содержание

Введение 4
1 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСЕАНСКОЙ И МОНЕТАРИСТСКОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………...11
2.1 Виды денежно-кредитной политики 11
2.2 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 12
3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Анализ денежно-кредитной политики 17
3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика.docx

— 112.71 Кб (Скачать)

С учетом открытости экономики Республики Беларусь обменный курс также может использоваться в качестве инструмента воздействия  на динамику внутренних цен на основе ограничения роста цен на импортные  товары. Сдерживание роста рублевого  эквивалента стоимости импортных  сырья, материалов и комплектующих  изделий позволит снизить темпы роста издержек, и, соответственно, внутренних цен на продукты отечественных производителей. При этом данная курсовая политика не будет способствовать значительному укреплению реального курса белорусского рубля, способному оказать негативное влияние на ценовую конкурентоспособность белорусских производителей [8, с. 23].

Необходимо  установить гибкие нормы резервирования, способствующие формированию долгосрочных ресурсов, предусмотреть возможность рефинансирования кредитных организаций под поручительство и гарантии финансовых органов правительственных организаций, принять меры по улучшению финансового положения предприятий, обеспечить защиту прав кредиторов, эффективные процедуры банкротства и ликвидации предприятий.

Принципы процентной политики, положительно зарекомендовавшие себя в предыдущие годы должны быть сохранены. В первую очередь – это поддержание процентных ставок на уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте и расширение доступности кредитов для субъектов экономики. Обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте содействует достижению целей денежно-кредитной политики по ограничению инфляционных и девальвационных процессов, а повышение доступности кредитов выступает в качестве одного из стимулов экономического роста.

Следующее актуальное направление работы, как банков, так и национальной экономики в целом — формирование максимально благоприятного делового и инвестиционного климата, максимальное улучшение делового климата в нашей стране. Данные мероприятия способны стать значимым фактором высоких темпов экономического роста и достижения прогнозных параметров социально-экономического развития. Это положительно скажется и на процессе дальнейшего укрепления банковского сектора страны и повышения его функциональной значимости в экономике [3, с. 12].

Переходный  характер экономики Республики Беларусь оставляет открытым вопрос целевого ориентира монетарной политики. Режимы, используемые в странах с развивающимися рынками отличаются от режимов с развитыми экономическими системами. Инфляционное таргетирование, т.е. достижение количественного ориентира инфляции, и таргетирование процента характерно для высокоразвитых стран с устойчивой экономической и институциональной настройкой. Монетарное таргетирование используется в странах с переходной экономикой в самом начале реформ для обуздания высоких темпов инфляции. В настоящее время Национальный банк использует в качестве основного целевого ориентира своей политики показатель валютного курса. Это обусловлено открытостью белорусской экономики, развивающимся белорусским рынком, высокими девальвационными ожиданиями населения. Если Национальному банку удастся в дальнейшем стабилизировать темп инфляции на относительно низком уровне, то целесообразным представляется режим кредитно-инвестиционного таргетирования, основой которого является тезис о том, что в экономике наблюдается более тесная связь между объемами кредитования (прежде всего, инвестиционного) и ВВП. Поэтому контроль центрального банка за объемом предложения кредитно-инвестиционных ресурсов позволит обеспечить стабильный экономический рост [16, с. 134].

Согласно  национальной стратегии устойчивого  социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. стратегической целью является динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Реализация  денежно-кредитной политики в прогнозируемый период должна быть также направлена на достижение общих стратегических целей устойчивого развития. Поэтому перед монетарной политики поставлены такие основные задачи как:

  1. обеспечение стабильности национальной денежной единицы;
  2. повышение ликвидности и надежности банковской системы;
  3. обеспечение эффективного и безопасного функционирования платежной системы [1, с. 140].

В заключении хотелось бы отметить, что использование  внутренних рычагов денежно-кредитной  политики должно стать важнейшим  принципом государственного регулирования  национальной банковской системы и  обеспечения экономического роста. Следует изыскивать механизмы такого взаимодействия государства и коммерческих банков, которые с одной стороны, позволяли решать бы решать социально-экономические  задачи государства, а с другой –  повышали степень насыщения растущей экономики финансовыми ресурсами  из средств государства, находящихся  в распоряжении центральных и  местных органов власти.

При разработке денежно-кредитной политики Национальный банк Республики Беларусь должен учитывать, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, а значит, необходимо проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Следовательно, денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика является составным элементом экономической политики государства, поэтому она должна соответствовать требованиям и тенденциям экономического развития, и не должна иметь собственных, независящих от общественного выбора, целей.

Первоначальной направленностью монетарной политики является обеспечение нормального функционирования денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, устойчивости национальной валюты на внутреннем и внешнем рынке, стабильности ее покупательной способности. Для достижения поставленных задач денежно-кредитная политика использует такие инструменты, как политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.

В свою очередь соотношение и степень использования данных инструментов позволяет охарактеризовать монетарную политику как жесткую, гибкую или эластичную. В какой бы форме не проводилась денежно-кредитная политика она должна соответствовать инвестиционной направленности, росту ВВП, иметь тесную взаимосвязь с реальным сектором экономики, точный учет спроса и предложения денег.

В целом все  современные теории и рекомендации по реализации денежно-кредитной политики располагаются между двумя концепциями, которые можно рассматривать  как выражение крайних позиций. Это, с одной стороны, кейнсианство, выступающее за расширение государственного вмешательства в экономику, а  с другой стороны, монетаризм, призывающие последовательно сокращать государственное регулирование. Все другие теории, по существу, представляют определенный синтез отмеченных крайних позиций и их возникновение, в значительной мере, является результатом критики двух вышеназванных противоположных подходов к масштабам, границам и методам государственного регулирования экономики.

Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения  устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления  кризисов, обеспечения занятости  и экономического роста. Но только совместная реализации мероприятий фискальной, внешнеэкономической, социальной и монетарной политики позволит достичь конечных целей экономической политики государства, высоких темпов роста и качественной структуры экономики. В этой связи становится необходимым взаимосвязанное, комплексное исследование проводимой государством политики.

Возвращаясь к вопросу денежно-кредитной политики Республики Беларусь, необходимо заметить, что делать окончательные выводы об эффективности проводимой политики рано, так как проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика Беларуси, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений, макроэкономических рисков, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и внутреннего рынка и закрепление позитивных тенденций развития страны.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь. – Минск: Юнипак, 2004. – 200 с.
  2. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 авг. 2008 г., № 460 / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Минск, 2008. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/2009/ondkp-2009.pdf. – Дата доступа: 28.11.2010.
  3. Захорошко, С.С. К вопросу о денежно-кредитной политике Республики Беларусь / С.С. Захорошко // Проблемы теории и практики формирования белорусской экономической модели: сборник материалов международной научно-практичекской конференции, Минск, 30 мая 2008 г.: в 1 ч. / Институт экономики НАН Беларуси; – Минск, 2008. – С. 421–423.
  4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика [Электронный ресурс] / Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. – Москва, 2002. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/econ010.htm/. – Дата доступа: 27.11.2010.
  5. Институты и инструменты бюджетно – налогового и денежно – кредитного регулирования экономики: учеб. пособие / М.С. Сурков [и др.]; под ред. Н.В. Яремчук. – Москва: Издательский дом «Городец», 2004. – 256 с.
  6. История экономических учений: учеб. пособие / В.С. Автономов [и др.]; под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашева. – Москва: ИНФРА-М, 2002. – 784 с.
  7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3): учеб. Пособие / И.М Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  8. Лобанов, А.В. Анализ функционирования денежно-кредитного механизма Беларуси / А.В. Лобанов // докл. конф. Проблемы выбора эффективной денежно-кредитной политики в условиях переходной экономики. Беларусь, Минск, 19–20 мая 2008 г. [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/Conferences/II/02.pdf. – Дата доступа: 27.11.2010.
  9. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред А.В. Бондаря. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
  10. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 343 с.
  11. Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.
  12. Макроэкономика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е.В. Галаева, А.А. Корсакова [и др.]. – Москва, 2003. – 267 c. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/econ/econ092.htm/. – Дата доступа: 27.11.2010
  13. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение, 2007 г. / Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2007. – С. 137. Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ectendencies/rep_2007_12_ot.pdf. – Дата доступа: 29.11.2010.
  14. Прокопович, П.П. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики за 2008 год и задачи банковской системы по их реализации в 2009 году / П.П. Прокопович // Банкаўскі веснік. – 2009. - № 4 (441). – С. 5–13.
  15. Прокопович, П.П. Об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачах банковской системы страны по их реализации в 2010 году / П.П. Прокопович // Банкаўскі веснік. – 2010. - № 4 – С. 5–10.
  16. Румянцева, О.И. Денежно-кредитная политика в системе обеспечения экономической безопасности переходной экономики (антиинфляционный аспект) / О.И. Румянцева // Белорусская модель социально-экономического устойчивого инновационного развития: формирование и пути реализации: сборник материалов междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19–22 апреля 2006 г.: в 1 ч. / Институт экономики НАН Беларуси; - Минск, 2006. – С. 133–134.
  17. Сац, Л. Банковский сектор: ситуация стабильная / Л. Сац // Экономика Беларуси. – 2009. - № 1 (18). – С. 22–27.
  18. Селищев, А.С. Деньги. Кредит. Банки: учебник для ВУЗов / А.С. Селищев. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 432 с.
  19. Сенько, В.Я. Итоги выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2009 года и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации / В.Я. Сенько // Банкаўскі веснік. – 2009. - № 22 (459). – С. 5–10.
  20. Средний официальный курс белорусского рубля за 2010 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/Rates/AvgRate/. – Дата доступа: 29.11.2010.
  21. Ставка рефинансирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/sref.asp. - Дата доступа: 26.11.2010.
  22. Денежная масса по состоянию на 01.10.2008, 01.10.2009, 01.10.2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/MonetaryStat/BroadMoney/BroadMoney_Archive.xls. - Дата доступа: 27.11.2010.
  23. Чернявский, Ф. (канд. экон. наук, доц.). Беларусь: пути преодоления кризиса / Ф. Чернявский// Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2010. - N 9. - С. 6-18.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1 – Средний официальный курс белорусского рубля за 2010 год

 

Период

Средний официальный курс белорусского

рубля по отношению к:

российскому

доллару США

евро      

рублю

январь

95,65

2 856,00

4 081,58

февраль

96,17

2 903,02

3 980,75

январь – февраль

95,91

2 879,41

4 030,85

март

100,11

2 961,29

4 021,66

январь – март

97,29

2 906,45

4 027,78

апрель

101,68

2 969,70

3 986,20

январь – апрель

98,37

2 922,14

4 017,35

май

98,45

2 987,79

3 765,77

январь – май

98,39

2 935,15

3 965,72

июнь

96,65

3 014,13

3 683,24

апрель – июнь

98,91

2 990,48

3 809,61

январь – июнь

98,09

2 948,17

3 917,18

июль

97,66

2 998,18

3 814,94

январь – июль

98,03

2 955,26

3 902,41

август

98,55

2 990,23

3 866,06

январь – август

98,10

2 959,61

3 897,85

сентябрь

98,10

3 022,72

3 933,17

июль – сентябрь

98,11

3 003,68

3 871,09

январь – сентябрь

98,10

2 966,56

3 901,76

октябрь

99,05

3 001,14

4 166,04

январь – октябрь

98,19

2 970,00

3 927,41

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь