Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
охарактеризовать инструменты денежно-кредитной политики;
описать виды денежно-кредитной политики и особенности их применения;

Содержание

Введение 4
1 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСЕАНСКОЙ И МОНЕТАРИСТСКОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………...11
2.1 Виды денежно-кредитной политики 11
2.2 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 12
3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Анализ денежно-кредитной политики 17
3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика.docx

— 112.71 Кб (Скачать)

Общий объем  кредитов, выданных банками за девять месяцев нынешнего года, составил в рублевом эквиваленте 80,8 трлн. рублей. Это на 24,8 трлн. рублей или на 44,3 процента больше чем за аналогичный период предыдущего года. Существенное место  в кредитной деятельности банков занимает предоставление их населению. В целом объем кредитной задолженности  физических лиц за январь – сентябрь увеличился на 4,1 трлн. рублей, или на 25,9 процента, и составил 20,1 трлн. рублей. Это говорит о том, что банковская система обеспечила кредитование важнейших  направлений социально-экономического развития страны.

Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным  депозитам в национальной валюте в октябре 2010 г. сложилась на уровне 5,0 % годовых, что на 10 процентных пунктов ниже по сравнению с октябрём 2009 г. (15,3 % годовых).

Динамика  ставок кредитно-депозитного рынка  находится в приложении Д.

Объем привлеченных денежных средств населения за I квартал текущего года возрос на 1,57 трлн. рублей, или на 8,4 процента. По состоянию на 1 апреля 2010 г. он составил 20,33 трлн. рублей. В среднем на одного жителя республики на 1 апреля 2010 г. приходилось 2144,1 тыс. рублей сбережений, размещенных  в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 720 долларам США. Относительно сопоставимой даты прошлого года данный показатель возрос на 540,7 тыс. рублей, или в 1,34 раза. На 1 июля 2009 г. банками было привлечено ресурсов в объеме 72,8 трлн. бел. руб. За полугодие сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 9,4 трлн. бел. руб., или на 14,9 %. На 1 января 2008 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 41,7 трлн. бел. руб.

Как правило, основными источниками пополнения ресурсной базы банков являются:

  1. средства физических лиц — 16,3 трлн. бел. руб. на 1 июля 2009 г. За указанное полугодие прирост привлеченных средств физических лиц составил почти 3 трлн. бел. руб. [19, с. 8]. Для сравнения, объем привлеченных денежных средств населения в 2007 г. увеличился на 2,7 трлн. бел. руб. и к 1 января 2008 г. достиг 10,7 трлн. бел. руб. И с 2008 г. по 2009 г. прирост денежных средств составил 2,9 трлн. бел. руб. Нетрудно заметить, что за 6 месяцев в 2009 г. привлечено практически столько же средств физических лиц, сколько за весь предыдущий год;
  2. средства субъектов хозяйствования. На 1 июля 2009 г. их сумма составила 12,4 трлн. бел. руб., за полугодие привлеченные средства субъектов хозяйствования снизились на 770 млрд. бел. руб. На конец 2007 г. их величина составляла 9,5 трлн. бел. руб., на конец 2008 г. – 13 трлн. бел. руб. [14, с. 9];
  3. средства нерезидентов. За 2007 год они достигли суммы в 5,3 трлн. бел. руб., к концу 2008 г. возросли до 6,8 трлн. бел. руб., несмотря на замедление темпов их привлечения, и в первом полугодии 2009 года они соответственно равны 8,9 трлн. бел. руб. Заметны положительные тенденции в привлечении средств нерезидентов.
  4. банковская прибыль. Прибыль, полученная банками за 2008 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год. Прибыль, полученная банками за полугодие 2009 г., составила 592,3 млрд. бел. руб. — это в 1,5 раза больше, чем за сопоставимый. период 2008 г.

Изменение ставки рефинансирования повлекло за собой  не только изменение ставок по кредитам и депозитам, но также вызвало  соответствующее изменение структуры денежной массы, наглядное представление которой приведено в приложении В.

Объем широкой денежной массы в Республике Беларусь на 1 октября   2010 г. составил 45795,7 млрд. бел. руб., увеличившись на 11541,2 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2009 года (34254,5 млрд. бел. руб.).

В октябре 2008 г. из общего размера денежной массы объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) составлял 4249,8 млрд. бел. руб., затем на 1 октября 2009 г. сумма данного агрегата уменьшилась до 3515,8 млрд. бел. руб., но в октябре нынешнего года его сумма составила 4758,9 млрд. бел. руб., т.е. увеличилась на 1243,1 млрд. бел. руб.

Активная  рублевая денежная масса – денежный агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках, на 1 октября 2009 г. составил 8914,8 млрд. бел. руб., сократившись на 1630,9 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2008 г. В октябре нынешнего года его сумма составила 12031,9 млрд. бел. руб.

Рублевая  денежная масса (денежный агрегат М2*), которая кроме агрегата М1 включает срочные рублевые депозиты и средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за период с 1 октября 2008 г. сократилась с суммы 20536,2 млрд. бел. руб. до 17782,6 млрд. бел. руб. на 1 октября 2009 г.

По состоянию на 1 октября 2010 года сумма этого агрегата составляет 25536,9 млрд. бел. руб., что на 7754,3 млрд. бел. руб. больше чем в 2009 году.

Денежный  агрегат М2 – денежная масса в национальном определении (из которого исключены средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах) – на 1 октября 2009 г. составил 16959,7 млрд. бел. руб. Если сравнивать ее изменение с 1 октября 2007 г. по 1 октября 2008 г., то ее прирост составил 5893,5 млрд. бел. руб., и следовательно в октябре 2008 г. сумма денежного агрегат М2 достигла 19430,8 млрд. бел. руб. С конца 2008 г. произошло сокращение денежной массы на 2472,9 млрд. бел. руб. В данном же году сумма денежного агрегата М2 увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 7379,6 млрд. бел. руб. и составила 24339,3 млрд. бел. руб.

Также одним  из важнейших показателей насыщенности экономики деньгами, ее монетизации, является коэффициент монетизации (отношение среднегодовой денежной массы к ВВП в текущих ценах). На конец 2008 г. коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе составил 21,3 %, а по рублевой денежной массе – 14,4 %. Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов.  Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей). В  январе – октябре 2009  г.  рублевая  денежная  база  сократилась  на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн.рублей [19, с. 4].

Основные  показатели деятельности Национального банка и банков, которые были достигнуты на 1 июля 2009 года и их показатели на 1 июля 2010 года указаны в приложении Г.

Таким образом, по совокупности признаков, отражающих ситуацию в денежно-кредитной сфере, внешней торговле и на валютном рынке, можно сделать вывод: в 2009 г. приоритетом денежно-кредитной политики стала борьба с инфляцией, поскольку нарастание ее темпов смогли бы негативно отразиться на экономическом росте, поэтому политика Национального банка была направлена на снижение темпов совокупного спроса. Одной из основных задач денежно–кредитной политики в 2010 году является обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности. В текущем году сохранится привязка курса национальной валюты к корзине трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Колебания курса белорусского рубля предусматриваются в границах плюс/минус 10% по отношению к величине стоимости корзины иностранных валют, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года. Процентная ставка по банковским кредитам к концу текущего года может снизиться в среднем до 12–15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10–13% годовых позволит сохранить их привлекательность.

3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь

 

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь имеет свои особенности, которые во многом определяются реализуемой в стране моделью экономического развития. Данные особенности характеризуются:

  • наличием значительной доли государственной собственности как в целом в экономике, так и в банковском секторе в частности;
  • использованием административных методов управления экономикой и банковской системой;
  • высоким уровнем монополизации экономики;
  • отсутствием развитого финансового рынка;
  • отсутствием масштабных трансграничных перемещений капитала;

На механизм осуществления денежно-кредитной  политики оказывает влияние структура  экономики, развитость финансового  рынка, состояние банковской системы, степень долларизации, неоднородность платежного баланса, макроэкономические показатели. Значимое воздействие оказывает  также степень вмешательства  государства в работу финансовых рынков, которое обычно направлено на контролирование процентных ставок, объема или условий банковского кредитования.

Механизм  денежно-кредитной политики очень чувствителен к долларизации. Ориентация на иностранную валюту вызывает изменения в структуре цен, статьях платежного баланса, технологиях финансового и банковского сектора, ожиданиях субъектов хозяйствования, а также негативно влияет на динамику и направленность экономики. Масштабное использование в экономике иностранных валют как средства сбережения и проведения сделок деформирует стратегию и тактику монетарной политики. Долларизация сокращает влияние Национального банка на денежные агрегаты, искажает связь между денежной массой и инфляцией, повышает уязвимость финансового и реального сектора экономики к изменениям валютного курса.

Долларизация  также не позволяет в должной  мере регулировать процентные ставки и объемы банковского кредитования. В долларизированной экономике  высок уровень оттока капитала, что  не позволяет наращивать объемы кредитования и сохранять банковскую ликвидность  на высоком уровне.

Канал кредитования также имеет особое значение. По причине регулирования процентной ставки национальным банком и доминирования  на рынке государства, следует неуклонно  сокращать административное вмешательство  на кредитный рынок, влияние не рыночных инструментов регулирования [3, с. 422].

К основной проблеме неэффективности денежно-кредитной  политики следует отнести несбалансированность экономического роста, причинами которой являются:

  • повышение реального курса белорусского рубля;
  • несбалансированность экономической политики;
  • рост объемов целевого кредитования;
  • низкий уровень валютных резервов.

Во втором полугодии 2008 г. к внутренним причинам неэффективности монетарной политики присоединилось изменение внешних условий функционирования экономики Республики Беларусь. В результате сокращение экспортной выручки в 1,5 раз и рост инфляционных и дефляционных ожиданий населения вызвали напряженность финансового состояния предприятий реального сектора. Немаловажную роль сыграло сокращение иностранных заимствований и повлекшее их соответствующее удорожание. В результате в октябре – декабре 2008 года страна ощутила недостаток банковской ликвидности, подпитанный высоким спросом предприятий и населения на кредиты.

Для выхода из сложившейся ситуации в 2008 – 2009 гг. были предприняты меры, направленные на стабилизацию денежно-кредитной политики. Во-первых, Национальным банком внедрен механизм исключительного беззалогового кредитования банков. Во-вторых, были снижены нормы обязательных резервов, что позволило возвратить банкам значительную часть обязательных резервов, в сумме около 500 млрд. бел. руб. В уставный фонд банков с преобладающей долей государственной собственности государством были внесены средства, которые увеличили банковский капитал примерно на 3 трлн. бел. руб.

Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 «О гарантии сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)» укрепил доверие населения к банковскому сектору. Согласно декрету государство гарантировало полную сохранность денежных средств, размещенных на счетах и во вкладах, и возмещение 100 % суммы этих средств.

С 1 января 2009 года увеличены требования к минимальному размеру нормативного капитала для  банков, осуществляющих операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, с 10 млн. до 25 млн. евро в эквиваленте.

Также в январе 2009 была проведена девальвация (разовая корректировка курса национальной валюты) белорусского рубля, направленная на повышение ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта, а также на достижение баланса между спросом и предложением иностранных валют на национальном валютном рынке.[17, с. 23–24].

Работая в  условиях мирового финансово-экономического кризиса в 2009 году, Республика Беларусь накопила опыт и извлекла для себя уроки, которые позволят в будущем избежать аналогичных проблем.

Во-первых, необходима диверсификация валют, которые используются в международных экономических и финансовых отношениях. Для Республики Беларусь это валюты стран — основных торговых партнеров.

Во-вторых, резервы также необходимо формировать, используя преимущественно валюты стран — торговых партнеров. Нельзя допускать в международных финансово-экономических отношениях доминирования одной валюты. На внутреннем рынке следует максимально широко использовать национальную валюту.

По предварительным  данным, за три квартала 2010 года в Беларуси объем международных резервных активов в национальном определении увеличился на 506,7 миллиона долларов США, или на 8,5 %, и достиг в эквиваленте 6 485,2 миллиона долларов США.

В определении  специального стандарта распространения  данных он возрос на 332,3 миллиона долларов США, или на 5,9%, и составил в эквиваленте 5 984,8 миллиона долларов США.

Основными источниками  увеличения международных резервных  активов стали средства, поступившие  от Международного валютного фонда, продажи пакета акций ОАО "Белтрансгаз", размещения Республикой Беларусь еврооблигаций  на международном рынке, а также  от операций Национального банка  на внутреннем рынке.

Текущий размер золотовалютных резервов нашей страны позволяет Национальному банку  обеспечивать стабильность динамики курса  национальной валюты в пределах, установленных  Основными направлениями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2010 год. Несмотря на принимаемые усилия, нельзя признать достаточным приток в страну иностранных инвестиций. Повышение инвестиционного потенциала банковской системы должно стать важнейшей задачей государственной политики. Для этого необходимо расширение возможностей по рефинансированию коммерческих банков за счет увеличения объема и количества инструментов рефинансирования, активизации операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Сегодня государственные ценные бумаги дают доходность значительно ниже той, которую банки предлагают своим клиентам. Необходимо повышать интерес к данным ценным бумагам, так как на сегодняшний день вкладываться в инструменты с такой доходностью, привлекая деньги, невыгодно.[15, с. 8].

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь