Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 01:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
охарактеризовать инструменты денежно-кредитной политики;
описать виды денежно-кредитной политики и особенности их применения;
Введение 4
1 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСЕАНСКОЙ И МОНЕТАРИСТСКОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………...11
2.1 Виды денежно-кредитной политики 11
2.2 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 12
3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Анализ денежно-кредитной политики 17
3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Общий объем
кредитов, выданных банками за девять
месяцев нынешнего года, составил
в рублевом эквиваленте 80,8 трлн. рублей.
Это на 24,8 трлн. рублей или на 44,3 процента
больше чем за аналогичный период
предыдущего года. Существенное место
в кредитной деятельности банков
занимает предоставление их населению.
В целом объем кредитной
Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в октябре 2010 г. сложилась на уровне 5,0 % годовых, что на 10 процентных пунктов ниже по сравнению с октябрём 2009 г. (15,3 % годовых).
Динамика ставок кредитно-депозитного рынка находится в приложении Д.
Объем привлеченных денежных средств населения за I квартал текущего года возрос на 1,57 трлн. рублей, или на 8,4 процента. По состоянию на 1 апреля 2010 г. он составил 20,33 трлн. рублей. В среднем на одного жителя республики на 1 апреля 2010 г. приходилось 2144,1 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 720 долларам США. Относительно сопоставимой даты прошлого года данный показатель возрос на 540,7 тыс. рублей, или в 1,34 раза. На 1 июля 2009 г. банками было привлечено ресурсов в объеме 72,8 трлн. бел. руб. За полугодие сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 9,4 трлн. бел. руб., или на 14,9 %. На 1 января 2008 г. банками страны было привлечено ресурсов в объеме 41,7 трлн. бел. руб.
Как правило, основными источниками пополнения ресурсной базы банков являются:
Изменение ставки рефинансирования повлекло за собой не только изменение ставок по кредитам и депозитам, но также вызвало соответствующее изменение структуры денежной массы, наглядное представление которой приведено в приложении В.
Объем широкой денежной массы в Республике Беларусь на 1 октября 2010 г. составил 45795,7 млрд. бел. руб., увеличившись на 11541,2 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2009 года (34254,5 млрд. бел. руб.).
В октябре 2008 г. из общего размера денежной массы объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) составлял 4249,8 млрд. бел. руб., затем на 1 октября 2009 г. сумма данного агрегата уменьшилась до 3515,8 млрд. бел. руб., но в октябре нынешнего года его сумма составила 4758,9 млрд. бел. руб., т.е. увеличилась на 1243,1 млрд. бел. руб.
Активная рублевая денежная масса – денежный агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках, на 1 октября 2009 г. составил 8914,8 млрд. бел. руб., сократившись на 1630,9 млрд. бел. руб. по сравнению с 1 октября 2008 г. В октябре нынешнего года его сумма составила 12031,9 млрд. бел. руб.
Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*), которая кроме агрегата М1 включает срочные рублевые депозиты и средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за период с 1 октября 2008 г. сократилась с суммы 20536,2 млрд. бел. руб. до 17782,6 млрд. бел. руб. на 1 октября 2009 г.
По состоянию на 1 октября 2010 года сумма этого агрегата составляет 25536,9 млрд. бел. руб., что на 7754,3 млрд. бел. руб. больше чем в 2009 году.
Денежный агрегат М2 – денежная масса в национальном определении (из которого исключены средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах) – на 1 октября 2009 г. составил 16959,7 млрд. бел. руб. Если сравнивать ее изменение с 1 октября 2007 г. по 1 октября 2008 г., то ее прирост составил 5893,5 млрд. бел. руб., и следовательно в октябре 2008 г. сумма денежного агрегат М2 достигла 19430,8 млрд. бел. руб. С конца 2008 г. произошло сокращение денежной массы на 2472,9 млрд. бел. руб. В данном же году сумма денежного агрегата М2 увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 7379,6 млрд. бел. руб. и составила 24339,3 млрд. бел. руб.
Также одним из важнейших показателей насыщенности экономики деньгами, ее монетизации, является коэффициент монетизации (отношение среднегодовой денежной массы к ВВП в текущих ценах). На конец 2008 г. коэффициент монетизации экономики по широкой денежной массе составил 21,3 %, а по рублевой денежной массе – 14,4 %. Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4 процента на начало 2009 года до 13,3 процента на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24 процентов. Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц – на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей). В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн.рублей [19, с. 4].
Основные показатели деятельности Национального банка и банков, которые были достигнуты на 1 июля 2009 года и их показатели на 1 июля 2010 года указаны в приложении Г.
Таким образом, по совокупности признаков, отражающих ситуацию в денежно-кредитной сфере, внешней торговле и на валютном рынке, можно сделать вывод: в 2009 г. приоритетом денежно-кредитной политики стала борьба с инфляцией, поскольку нарастание ее темпов смогли бы негативно отразиться на экономическом росте, поэтому политика Национального банка была направлена на снижение темпов совокупного спроса. Одной из основных задач денежно–кредитной политики в 2010 году является обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности. В текущем году сохранится привязка курса национальной валюты к корзине трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Колебания курса белорусского рубля предусматриваются в границах плюс/минус 10% по отношению к величине стоимости корзины иностранных валют, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года. Процентная ставка по банковским кредитам к концу текущего года может снизиться в среднем до 12–15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10–13% годовых позволит сохранить их привлекательность.
3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь имеет свои особенности, которые во многом определяются реализуемой в стране моделью экономического развития. Данные особенности характеризуются:
На механизм
осуществления денежно-
Механизм денежно-кредитной политики очень чувствителен к долларизации. Ориентация на иностранную валюту вызывает изменения в структуре цен, статьях платежного баланса, технологиях финансового и банковского сектора, ожиданиях субъектов хозяйствования, а также негативно влияет на динамику и направленность экономики. Масштабное использование в экономике иностранных валют как средства сбережения и проведения сделок деформирует стратегию и тактику монетарной политики. Долларизация сокращает влияние Национального банка на денежные агрегаты, искажает связь между денежной массой и инфляцией, повышает уязвимость финансового и реального сектора экономики к изменениям валютного курса.
Долларизация также не позволяет в должной мере регулировать процентные ставки и объемы банковского кредитования. В долларизированной экономике высок уровень оттока капитала, что не позволяет наращивать объемы кредитования и сохранять банковскую ликвидность на высоком уровне.
Канал кредитования
также имеет особое значение. По
причине регулирования
К основной
проблеме неэффективности денежно-
Во втором полугодии 2008 г. к внутренним причинам неэффективности монетарной политики присоединилось изменение внешних условий функционирования экономики Республики Беларусь. В результате сокращение экспортной выручки в 1,5 раз и рост инфляционных и дефляционных ожиданий населения вызвали напряженность финансового состояния предприятий реального сектора. Немаловажную роль сыграло сокращение иностранных заимствований и повлекшее их соответствующее удорожание. В результате в октябре – декабре 2008 года страна ощутила недостаток банковской ликвидности, подпитанный высоким спросом предприятий и населения на кредиты.
Для выхода из сложившейся ситуации в 2008 – 2009 гг. были предприняты меры, направленные на стабилизацию денежно-кредитной политики. Во-первых, Национальным банком внедрен механизм исключительного беззалогового кредитования банков. Во-вторых, были снижены нормы обязательных резервов, что позволило возвратить банкам значительную часть обязательных резервов, в сумме около 500 млрд. бел. руб. В уставный фонд банков с преобладающей долей государственной собственности государством были внесены средства, которые увеличили банковский капитал примерно на 3 трлн. бел. руб.
Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 «О гарантии сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)» укрепил доверие населения к банковскому сектору. Согласно декрету государство гарантировало полную сохранность денежных средств, размещенных на счетах и во вкладах, и возмещение 100 % суммы этих средств.
С 1 января 2009 года увеличены требования к минимальному размеру нормативного капитала для банков, осуществляющих операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, с 10 млн. до 25 млн. евро в эквиваленте.
Также в январе 2009 была проведена девальвация (разовая корректировка курса национальной валюты) белорусского рубля, направленная на повышение ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта, а также на достижение баланса между спросом и предложением иностранных валют на национальном валютном рынке.[17, с. 23–24].
Работая в условиях мирового финансово-экономического кризиса в 2009 году, Республика Беларусь накопила опыт и извлекла для себя уроки, которые позволят в будущем избежать аналогичных проблем.
Во-первых, необходима диверсификация валют, которые используются в международных экономических и финансовых отношениях. Для Республики Беларусь это валюты стран — основных торговых партнеров.
Во-вторых, резервы также необходимо формировать, используя преимущественно валюты стран — торговых партнеров. Нельзя допускать в международных финансово-экономических отношениях доминирования одной валюты. На внутреннем рынке следует максимально широко использовать национальную валюту.
По предварительным данным, за три квартала 2010 года в Беларуси объем международных резервных активов в национальном определении увеличился на 506,7 миллиона долларов США, или на 8,5 %, и достиг в эквиваленте 6 485,2 миллиона долларов США.
В определении специального стандарта распространения данных он возрос на 332,3 миллиона долларов США, или на 5,9%, и составил в эквиваленте 5 984,8 миллиона долларов США.
Основными источниками увеличения международных резервных активов стали средства, поступившие от Международного валютного фонда, продажи пакета акций ОАО "Белтрансгаз", размещения Республикой Беларусь еврооблигаций на международном рынке, а также от операций Национального банка на внутреннем рынке.
Текущий размер
золотовалютных резервов нашей страны
позволяет Национальному банку
обеспечивать стабильность динамики курса
национальной валюты в пределах, установленных
Основными направлениями
Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь