Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 01:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
охарактеризовать инструменты денежно-кредитной политики;
описать виды денежно-кредитной политики и особенности их применения;
Введение 4
1 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСЕАНСКОЙ И МОНЕТАРИСТСКОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………...11
2.1 Виды денежно-кредитной политики 11
2.2 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 12
3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Анализ денежно-кредитной политики 17
3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Поэтому центральный банк при проведении монетарной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки, как изменится величина ВВП). В противном случае наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, в так называемую «ликвидную ловушку», изображенную на рисунке 1.1: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности.
Если процентные ставки не снижаются, то товарные рынки перестают ощущать влияние денежного рынка, не получают импульсов от него. Происходит замедление инвестиционного процесса, а значит, нет новых кривых спроса на деньги, нет новых точек равновесия денежного рынка. Налицо, таким образом, инфляция, т.е. разрыв между реальным сектором экономики (товарными рынками) и денежным рынком. Предпочтение ликвидности столь высокое, что люди и фирмы воздерживаются от покупок ценных бумаг (они очень дорогие, поскольку процентные ставки низкие) и товаров и предпочитают держать деньги в ликвидной форме для спекулятивных целей.
Оказавшись в ликвидной ловушке, экономика в ней и остается, так как денежный рынок не имеет собственных механизмов выхода из нее. Более того, ловушка еще сильнее запирается "замком" инфляционных ожиданий, нагнетающим ажиотажным спросом, побуждающий людей избавляться от денег по причине резкого падения их покупательной способности. Поэтому задача состоит в том, чтобы проводить такую денежную политику, которая не приводила бы к попаданию в ликвидную ловушку [4, с. 171].
В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики и отводят ей второстепенную роль. Они считают, что только бюджетно-налоговая политика может удержать экономику от перегрева, путем сокращения государственных расходов и повышения налогов, а также включая в себя повышение процента в целях сдерживания инвестиций.
В 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм, главным теоретиком которой является известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии, М. Фридмен.
Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается через количественную теорию денег:
M x V = P x Y, (1.2)
где M – количество денег, находящихся в обращении;
V – скорость обращения денег;
P – средний уровень цен;
Y – реальный объем выпуска.
Согласно данной теории, если скорость обращения денег принять в качестве постоянной величины, то общий уровень цен изменяется пропорционально количеству денег, находящихся в обращении. В свою очередь, изменение уровня цен – это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции. Поэтому прирост денежной массы должен быть обоснован, и, чтобы не допустить инфляцию, изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВВП.
Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении в пределах 3–5 % в год. Прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. Тогда весь прирост денежной массы способен превратиться в прирост реального ВВП [7, с. 483]. При неконтролируемом увеличении денежного предложения свыше 3–5 % в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3–5 % годовых, то темп прироста ВВП будет падать.
Таким образом, причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВВП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию – «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношению наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется, и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВВП, и структура портфеля возвращается к новому оптимальному состоянию.
Эти и некоторые другие исследования позволили сделать определенные выводы. Во-первых, количество денег является фактором, значительно, влияющим на конъюнктуру. Во-вторых, устойчивые характеристики этого воздействия можно получить лишь в долгосрочном периоде. В-третьих, так как деньги важны и временные лаги непостоянны, необходимо придерживаться стабильного умеренного темпа роста денежной массы, соответствующего долгосрочному росту экономики [6, с. 571].
Подводя итог, можно сказать, что современные государства обладают целой системой регулирования экономики, причем, составляющие ее инструменты отличаются не только по силе воздействия на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти оптимальное решение, выводящее страну из вероятного кризиса. В конечном итоге она воздействует на инвестиции и размеры ВВП.
Современные теоретические модели монетарной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, где учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.
По сравнению с фискальной политикой она более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике, на нее не оказывает давление политический фактор. Центральный банк и другие органы, регулирующие денежно-кредитную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. С другой стороны, эффективность монетарной политики может понизить многоэтапный передаточный механизм, так как отсутствие возможности получения полной информации о факторах, влияющих на каждый из этапов, может привести к непредсказуемым конечным результатам.
3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Анализ денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Экономическое развитие страны в 2009 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли в первой половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. Несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2009 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли.
Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь
в 2010 году направлена на формирование
условий стабильного
Курсовая политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных
валют, включающей в равных долях доллар США, евро и российский рубль.
С 2 января по 1 ноября 2009
г. параметры изменения курса
белорусского рубля к стоимости
корзины иностранных валют
доллару США на 3,5 процента (с 2650 до 2743 рублей за 1 доллар США), к
евро – на 9,2 процента (с 3703 до 4044 рублей за 1 евро), к российскому рублю – на 3,7 процента (с 90,16 до 93,48 рубля за 1 российский рубль). Для своевременной реакции курсовой политики на дополнительные неблагоприятные внешние факторы с 22 июня 2009 г. границы допустимых
колебаний стоимости корзины иностранных валют были расширены с плюс/минус 5 до плюс/минус 10 процентов.
Индекс реального эффективного курса белорусского рубля за январь – октябрь 2009 г. к соответствующему периоду 2008 года укрепился на 2,3 процента, что обусловлено резким снижением в январе – феврале 2009 г. курса российского рубля, занимающего значительную долю в расчете указанного индекса, по отношению к мировым валютам. Снижение индекса реального эффективного курса белорусского рубля в октябре 2009 г. по отношению к октябрю 2008 г. составило 13,2 процента, а с декабря 2008 г. по октябрь 2009 г. снижение указанного индекса составило 17,9 процента, в том числе к российскому рублю – 15,7 процента. На конец 2009 года стоимость корзины иностранных валют не превысил 1056 белорусских рублей (или 10 процентов к началу 2009 года).
Изменение среднего официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США, евро и российскому рублю за 2010 г. указано в приложении А.
В январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей.
На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда – 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно.
На конец
2009 года международные резервные
активы в определении Специального
стандарта распространения
Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении по состоянию на 1 октября 2010 года составили 6,5 млрд. долларов США. С начала года они возросли на 506,7 млн. долларов США, или на 8,5 процента.
Параметры развития банковского сектора. В январе – октябре 2009 г. активы банков возросли на 23,1 процента (на 14,63 трлн. рублей), требования банков к экономике – на 31,3 процента (на 14,76 трлн. рублей), в том числе в национальной валюте – на 33,2 процента (на 10,6 трлн. рублей).
По итогам работы за январь – октябрь 2009 г. прирост нормативного капитала банковского сектора составил 12,1 процента, рентабельность капитала сложилась на уровне 8,53 процента, доля проблемных активов в активах банков, подверженных кредитному риску, составила 5,51 процента.
Инфляция в Беларуси в январе-августе текущего года составила 5,1% против 7,5% за аналогичный период прошлого года.
Изменение ставки рефинансирования в период 2005–2010 гг., указанное в приложении Б, оказало влияние на формирование процентных ставок по кредитам и депозитам, что в свою очередь отразилось на изменении объемов выданных кредитов и привлеченных депозитов.
С 1 февраля 2007 г. ставка рефинансирования была повышена с 10 до 11 % годовых. Основными целями повышения явились стимулирование сбережений в национальной валюте, снижение инфляционного и девальвационного давления, вызванного, в основном, неблагоприятными внешнеэкономическими условиями. С 1 июля 2007 г., учитывая замедление инфляции и стабилизацию ситуации на валютном рынке, ставка рефинансирования последовательно была снижена и с 1 октября 2007 г. составила 10 % годовых. За 2007 г. средний уровень ставки составил 10,5 % годовых, снизившись на 0,2 процентных пункта по сравнению с уровнем 2006 г. [13, с. 51]. На протяжении трех кварталов 2010 года она уменьшалась шесть раз (17 февраля она составляла 13%, а затем снижалась на полпроцента 5 раз и в итоге установилась 15сентября на нынешнем уровне) и составила 10,5 процента годовых.
В целях снижения
спроса на иностранную валюту и роста
привлекательности рублевых вкладов
были повышены ставки по депозитам, предоставляемым
белорусскими банками. Так, средняя
процентная ставка по вновь привлеченным
срочным депозитам в
Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь