Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
охарактеризовать инструменты денежно-кредитной политики;
описать виды денежно-кредитной политики и особенности их применения;

Содержание

Введение 4
1 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1 Цели денежно-кредитной политики 6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7
2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСЕАНСКОЙ И МОНЕТАРИСТСКОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………...11
2.1 Виды денежно-кредитной политики 11
2.2 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 12
3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Анализ денежно-кредитной политики 17
3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Денежно-кредитная политика.docx

— 112.71 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Денежно-кредитная политика и её особенности в 
             Республике Беларусь

 

 

 

 

 
Студент 
ФМ, 2 курс, ДКА – 1          С.С. Кухарчук

 

 

Руководитель 
канд. экон. наук,

доцент                                С.М. Кунявская

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2010

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30с., 1 рис., 5 табл., 23 источника, 5 прил.

 

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА, ЗАНЯТОСТЬ, ИНВЕСТИЦИИ, ИНСТРУМЕНТЫ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ИНФЛЯЦИЯ, КЕЙНСИАНСКИЙ ПОДХОД, КУРС ВАЛЮТ, ЛИКВИДНОСТЬ, МОНЕТАРИСТСКИЙ ПОДХОД, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, ТАРГЕТИРОВАНИЕ, ШИРОКАЯ ДЕНЕЖНАЯ МАССА, УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.

 

Объект  исследования – денежно-кредитная политика.

Предмет исследования – сфера денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь.

Цель  работы: изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики.

Методы  исследования: диалектические, системные, экономико-математические, группировок, экспертных оценок, сравнительного анализа.

Исследования  и разработки: изучены направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, дана оценка современного состояния денежно-кредитных отношений.

При написании  работы использовались учебные пособия, общеэкономическая литература, нормативно-правовые документы, статистические данные, доклады  и статьи по исследуемой проблеме.

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их автора.

 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6

1.1 Цели денежно-кредитной политики 6

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики 7

2 ВИДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ КЕЙНСЕАНСКОЙ  И      МОНЕТАРИСТСКОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ……………………………...11

2.1 Виды денежно-кредитной политики 11

2.2 Кейнсианская и монетаристкая денежно-кредитная политика 12

3 ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17

3.1 Анализ денежно-кредитной политики 17

3.2 Актуальные вопросы денежно-кредитной политики Республики Беларусь 22

Заключение 27

Список использованных источников 29

Приложение А Средний официальный курс белорусского рубля за 2010 год 31

Приложение Б Ставка рефинансирования 32

Приложение В Широкая денежная масса по состоянию на 01.10.2008, 01.10.2009, 01.10.2010 33

Приложение Г Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 1 июля 2009 г. и значения на 1 января 2010 г. 34

Приложение Д Динамика ставок кредитно-депозитного рынка за 2010 год...................35

 

ВВЕДЕНИЕ

Республика  Беларусь как активный и непосредственный участник глобализации ощущает на себе тенденции, происходящие в мировой экономической конъюнктуре. Для Беларуси наиболее важными являются 2 аспекта глобализации: ее влияние на денежно-кредитную политику и стабильность финансово-кредитной системы страны. Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках переходной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, который способствовал бы достижению ее главной цели – объема производства, характеризующегося ростом, полной занятостью и отсутствием инфляции.

Поскольку влияние глобализации может быть как позитивным, так и отрицательным, очевидным становится влияние мирового финансового кризиса на экономику Республики Беларусь. С учетом того, что в рыночной экономике денежно-кредитная политика и банковские сферы по своей природе высокочувствительны к изменениям экономической конъюнктуры, негативные эффекты обнаруживаются в ней в первую очередь.

В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная  политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить  роста безработицы. Несмотря на всю  ее скромность, задача эта достаточно сложная. В этой связи выбранная тема курсового исследования является актуальной.

Таким образом, объектом исследования курсовой работы является денежно-кредитная политика государства, следовательно, предметом – сфера денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь.

Целью курсовой работы является изучение теоретических  и практических аспектов денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на современном  этапе, форм и методов ее использования, выявление перспективных направлений денежно-кредитной политики. Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:

  • сформулировать понятие денежно-кредитной политики, определить ее сущность и место в системе государственного регулирования;
  • охарактеризовать инструменты денежно-кредитной политики;
  • описать виды денежно-кредитной политики и особенности их применения;
  • произвести анализ отечественного опыта;
  • определить актуальные вопросы денежно-кредитной политики в нашей республике.

Методологической  основой исследования является диалектический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный, сравнительный анализ, синтез, методы группировки данных и экспертных оценок.

Необходимо  отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные  и прикладные исследования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности денежно-кредитной политики, были проведены отечественными и зарубежными авторами и экономистами, среди которых Ивашковский С.Н., Лемешевский И.М., Румянцева О.И., Селищев А.С. и другие.

При написании  курсовой работы также использовались аналитические обозрения и экономическая периодика, в частности журнал Национального банка «Банкаўскі веснік», который позволяет оперировать в работе самыми последними статистическими данными. Особое внимание уделено материалам конференций и докладам ученых-экономистов, содержащим критическое мнение и свежий взгляд на данную проблему.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Цели денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная  политика является одной из наиболее важных составляющих государственной  политики. Монетарная политика — это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (центральный банк) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредита стремится достигнуть целей общей экономической политики [18, с. 275].

Основополагающая  цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерна полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это означает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в период инфляции для сокращения расходов.

Следовательно, конечными целями монетарной политики являются:

  1. устойчивые темпы экономического роста;
  2. высокий уровень занятости;
  3. стабильный уровень цен;
  4. равновесие платежного баланса.

Одновременно  достичь всех целей невозможно, так как если одни из них согласуются между собой, то другие находятся в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста, несомненно, приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что во главу угла ставится стабильный уровень цен.

Достижение  конечных целей достигается посредством  установления показателей, непосредственно  влияющих на уровень занятости или  уровень цен, которые называют промежуточными целями. Основными промежуточными целями являются денежная масса и уровень процентной ставки. В качестве других возможных целей могут выступать обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента, объем кредита, индексы товарных цен [9, с. 129].

Центральные банки сталкиваются с проблемой  выбора денежной массы или процентной ставки в качестве цели своей деятельности, им приходится выбирать между краткосрочными и долгосрочными интересами. К тому же, исходя из теории спроса и предложения, не возможно одновременно ограничивать денежную массу и снижать процентную ставку. Поэтому выбор промежуточной цели должен исходить из условий ее удовлетворения следующим критериям:

  • cогласованностъ с основными целями центрального банка. Это — первостепенное требование. Центральный банк будет заботиться о достижении промежуточной цели, только если это помогает ему достичь основных целей монетарной политики;
  • измеримость. Переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить;
  • своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в центральный банк своевременно;
  • контролируемость. Центральный банк должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели [18, с. 287].

В свою очередь  достижение промежуточных целей  осуществляется за счет установления операционных (тактических) целей. Ими могут быть резервные агрегаты (резервы и денежная база), ставка процента (межбанковская ставка процента или ставка по государственным ценным бумагам). Тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной. Например, если в качестве последней выбрана денежная масса, центральный банк может избрать операционной целью денежную базу или конкретный денежный агрегат. Если же он намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью логично выбрать межбанковскую ставку процента [9, с. 129].

Исходя из этих объяснений, можно сделать вывод о том, что все цели взаимосвязаны друг с другом и достигаются только при осуществлении каждой из них.

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк воздействует на кредитную деятельность коммерческих банков и регулирует расширение или сокращение кредитования экономики, за счет чего достигается стабильное развитие внутренней экономики, укрепление денежного обращения, сбалансированность внутренних экономических процессов.

Монетарная политика осуществляется как косвенными (экономическими), а именно, через ликвидность кредитных учреждений, так и прямыми (административными) методами воздействия, через установление лимитов в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Применение последних методов свидетельствует о бессилии центрального банка перед инфляцией и отсутствии скоординированной деятельности между правительством и центральным банком.

К основным косвенным инструментам монетарной политики относятся:

  1. регулирование ставки рефинансирования;
  2. манипулирование нормой обязательных резервов;
  3. операции на открытом рынке ценных бумаг;
  4. операции на валютном рынке.

Механизм  регулирования с помощью изменения ставки рефинансирования довольно прост. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, следовательно, уменьшаются операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитных подорожаний прокатывается по всей стране и предложение денег сокращается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Необходимо добавить, что в отличие от межбанковского кредита ссуды центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и создают основу мультипликационного изменения предложения денег [11, с. 167].

Роль процентной ставки не следует преувеличивать по следующим причинам:

  1. объем кредитов центрального банка составляет малую долю в общей массе привлеченных средств. Поэтому его изменение не может оказать существенного влияния на поведение банков;
  2. не существует способов заставить коммерческие банки брать ссуду у центрального банка. В результате нельзя точно рассчитать, какое именно изменение учетной ставки приведет к желаемому росту предложения денег;
  3. учетная ставка, по сравнению со ставкой межбанковского рынка, менее мобильна, так как для принятия решения об ее изменении необходимо время;
  4. существуют жесткие правила центрального банка, которые исключают возможность частого заимствования по учетной ставке. Поскольку учетная ставка процента бывает ниже рыночной, у банков возникает стимул брать дешевые кредиты по учетной ставке и далее использовать эти средства с более высоким уровнем доходности [10, с. 136].

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь