Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 10:54, курсовая работа
На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен.
Целью моей курсовой работы является, на основании литературных источников изучить денежно-кредитную политику и её особенности в Республике Беларусь.
РЕФЕРАТ…………………………………………………………………………….2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели, задачи и инструменты денежно-кредитной политики. Типы денежно-кредитной политики……...…5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики………………………………………...5
1.2 Цели денежно-кредитной политики…………………………………………….5
1.3 Задачи денежно-кредитной политики………………………………………….7
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………….7
1.4.1 Изменение учетной ставки………………………………………………..….7
1.4.2 Изменение норм обязательных резервов……………………………………8
1.4.3 Операции на открытом рынке………………………………………………..8
1.4.4 Регулирование обменного курса национальной валюты…………………..8
1.4.5 Регулирование режима конвертируемости национальной валюты………..9
1.5 Типы денежно-кредитной политики………………………………………..…9
2 Модели денежно-кредитной политики в современной экономике………..….11
2.1 Кейнсианская теория денег………………………………………………….....11
2.2 Монетаристский подход………………………………………………………..12
3 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..32
Совокупный зарегистрированный уставный фонд по банковскому сектору за январь — сентябрь увеличился на 79,8 млрд. руб. и на 1 октября 2009 г. составил почти 8,76 трлн. руб., или порядка 3,2 млрд. долл. США в эквиваленте. Концентрация уставного капитала в четырех государственных банках составила 79%. Иностранный капитал присутствовал в уставных фондах 25 действующих белорусских банков. Доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков Республики Беларусь на 1 октября 2009 г. составила 17,39%. Удельный вес российского капитала в уставных фондах банков — 7,73%.
За три квартала 2009 г. иностранными инвесторами в уставные фонды белорусских банков внесено 7.76 млн. евро и 0,67 млн. долл. США.
Объем нормативного капитала банковского сектора на 1 октября 2009 г. составлял 12,22 трлн. руб., увеличившись с начала года на 910 млрд. руб., или на 3% в номинальном выражении.
Основным источником роста нормативного капитала по банковскому сектору за анализируемый период являлся рост прибыли и фондов, сформированных за счет прибыли, а также переоценка основных средств банков.
Для повышения устойчивости банков, обеспечения высокого уровня ответственности по взятым обязательствам перед вкладчиками с 1 января 2009 г. увеличены требования к минимальному размеру нормативного капитала для банков, имеющих право привлекать денежные средства физических лиц во вклады (депозиты), до 25 млн. евро в эквиваленте.
На 1 октября 2009 г. банками привлечено ресурсов в объеме 76,78 трлн. руб. За январь — сентябрь сумма привлеченных ресурсов по номиналу возросла на 13,4 трлн. руб., или на 21,1%.
Первым по значимости источником привлеченных ресурсов банков продолжают оставаться средства физических лиц. На 1 октября 2009 г. их доля в ресурсной базе составила 21,9% (16,84 трлн. руб.). За девять месяцев текущего года прирост привлеченных средств физических лиц составил 3,57 трлн. руб., или 26,9%.
В среднем на одного жителя республики на 1 октября 2009 г. приходилось 1781 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 644,3 долл. США.
Второе место по значимости среди ресурсов белорусских банков занимает банковский капитал. Его доля в общей сумме привлеченных банками ресурсов составляет 16,7% (12,81 трлн. руб.).
На третьем месте среди составляющих ресурсной базы белорусских банков — средства субъектов хозяйствования. Их доля в общей сумме привлеченных банками ресурсов составляет 16,3% (12,49 трлн. руб.). Следует отметить, что за рассматриваемый период объем средств субъектов хозяйствования в составе ресурсной базы снизился на 0,66 трлн. руб., или на 5%.
Особое значение в складывающихся макроэкономических условиях имеют привлеченные банками средства нерезидентов. На 1 октября 2009 г. в ресурсной базе банков их доля составляла 11,2% (8,61 трлн. руб.). За январь — сентябрь объем средств нерезидентов, привлеченных банками, возрос по номиналу на 1,84 трлн. руб., или на 27,2%.
В текущем году значительную роль в обеспечении стабильного функционирования банков, прежде всего несущих основную нагрузку кредитования ключевых программ развития, сыграла ресурсная поддержка, оказанная Национальным банком. Его доля в ресурсной базе банковского сектора на 1 октября 2009 г. составила 10,3% (7,9 трлн. руб.). За январь — сентябрь привлеченные банками средства Национального банка увеличились на 4,66 трлн. руб., или в 2,4 раза.
Прибыль, полученная банками за январь — сентябрь 2009 г., составила 764,4 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за сопоставимый период 2008 г. По итогам работы за девять месяцев только один банк имеет убыток.
Вместе с тем ряд показателей, характеризующих степень безопасности и надежности работы банков, ухудшился, что требует принятия мер, компенсирующих нарастание соответствующих рисков.
Обращает на себя внимание быстрый рост проблемной задолженности. Так, сумма проблемной задолженности клиентов и банков, числящейся на балансе банков, на 1 октября 2009 г. составила 1,04 трлн. руб. С начала текущего года данный показатель возрос почти на 739 млрд. руб., или в 3,5 раза. Совокупная проблемная задолженность (то есть проблемная задолженность на балансе, за балансом и просроченные проценты) на 1 октября 2009 г. равнялась 1,59 трлн. руб. За девять месяцев она увеличилась в 2,4 раза.
Данная
отрицательная тенденция
Показатель достаточности нормативного (собственного) капитала в целом по банковскому сектору на 1 октября 2009 г. составил 19%, что в 2,4 раза превышает установленный для каждого банка норматив (8%). Вместе с тем этот показатель за девять месяцев снизился на 2,8 процентного пункта.
Неблагоприятной выглядит динамика показателя краткосрочной ликвидности — одного из главных пруденциальных показателей. В целом по системе на 1 октября 2009 г. данный показатель равнялся 1,11 при минимальном нормативном значении для каждого конкретного банка — 1,0. Казалось бы, норматив выполняется, но за январь — сентябрь он существенно снизился — с 2,3 до 1,11, или почти в 2,1 раза. В этой связи следует особо подчеркнуть, что положение с ликвидностью отдельных банков должно стать предметом глубокого обсуждения как среди представителей национального банковского сообщества, так и на уровне Правительства республики.
Параметры денежного предложения в белорусских рублях на 1 октября 2009 г. формировались на уровне, обеспечивающем достижение целей и решение задач денежно-кредитной политики с учетом складывающихся в настоящее время макроэкономических условий.
Широкая денежная масса на 1 октября 2009 г. составила 34,25 трлн. руб., что на 10,6% больше, чем на начало года.
Рублевая денежная масса в результате снижения производственной деятельности организаций, замедления роста денежных доходов, расходов и сбережений населения, увеличения отрицательного сальдо внешней торговли и складских запасов готовой продукции за девять месяцев 2009 г. сократилась на 2,76 трлн. руб., или на 13,4%, широкая денежная масса увеличилась на 3,29 трлн. руб., или на 10,6% (приложение Г, таблица 3)
За январь — сентябрь 2009 г. объем средств физических лиц возрос на 3,53 трлн. руб., или на 26,7%. Такой рост средств физических лиц с начала 2009 г. сложился за счет депозитов населения. При этом рублевые депозиты физических лиц сократились на 531,2 млрд. руб., или на 6,9%, а в иностранной валюте возросли на 962,4 млн. долл. США, или на 38,3%.
Депозиты юридических лиц сократились на 628,78 млрд. руб., или на 4,9%, в том числе рублевые — на 2,03 трлн. руб., или на 24,5%, в иностранной валюте увеличились на 72,4 млн. долл. США, или на 3,4%.
Принятые меры в области курсовой, процентной политики при активной информационной поддержке способствовали росту привлекательности рублевых сбережений, притоку средств населения в банки. Если в январе — феврале 2009 г. срочные рублевые депозиты населения сократились на 17,3%, то в марте — сентябре они возросли на 11,2%.
Доля наличных денег в обороте в структуре широкой денежной массы на 1 октября 2009 г. составила 10,3%, снизившись относительно начала года на 2,1 процентного пункта. За рассматриваемый период по республике изъято из обращения наличных денег на 320,4 млрд. руб. Изъятие наличных денег осуществлялось преимущественно в Брестской области и Минске. В остальных областях страны преобладал выпуск наличных денег в обращение. Основным фактором изъятия наличных денег из обращения стал повышенный спрос населения на наличную иностранную валюту [1, с. 5-11].
В конце своей работы я бы хотела привести планы Национального банка Республики Беларусь относительно проведения денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.
В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития.
Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. В 2010 году сохранится привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). Для обеспечения необходимой гибкости реагирования обменного курса на изменение ситуации на внешних рынках будет использоваться коридор колебаний стоимости корзины иностранных валют плюс/минус 10% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года .
Ставка рефинансирования к концу 2010 года при прогнозируемом уровне инфляции составит 9 – 12% годовых. Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 – 15% годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10 – 13% годовых.
Депозиты физических лиц возрастут на Br 5,6 – 7,2 трлн., депозиты юридических лиц – на Br 5,1 – 6,2 трлн.
Прогнозируется,
что международные резервные
активы в определении Специального
стандарта распространения
В 2010 году
приоритетными направлениями
Так, за 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24 – 25%, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10%.
Прирост активов банков сложится на уровне 31 – 36%, что составит 63% к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 36 – 40% и достигнут 51% к ВВП.
При этом доля кредитов, выдаваемых банками в рамках государственных программ, в общем объеме требований банков к экономике в 2010 году снизится по отношению к 2009 году на 2 – 3% пункта.
В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике [3].
В своей работе я дала определение понятию «денежно-кредитная политика», Выделила цели, задачи, инструменты и типы денежно-кредитной политики.
Рассмотрела модели денежно-кредитной политики в современной экономике, выделила особенности проведения данной политики в Республике Беларусь.
В заключение отмечу, что осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. На ряду с положительной стороной проведения денежно-кредитной политики, следует выделить и ряд проблем, связанных с её реализацией:
- наличие сравнительно высокой ставки рефинансирования в размере 10%, не позволяющей в настоящее время осуществлять полноценное техническое перевооружение и модернизацию основных производственных фондов. Особенно остро эта проблема касается многих государственных предприятий;
- в условиях значительного роста цен на энергоносители и отрицательном сальдо внешней торговли усложняется достижение основной цели денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивого экономического развития государства. Соответственно снижается уровень социальной защищенности малообеспеченных слоев населения.
Конечно,
еще рано делать какие-то окончательные
выводы об эффективности проводимой
политики, тем более что проблемы,
стоящие перед банковской системой
Беларуси, также как и большинства
других стран с переходной экономикой,
весьма сложны и вряд ли могут быть
решены в течение нескольких лет.
Но однозначно можно сказать, что
сложность той ситуации, в которой
находится экономика
Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь