Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен.
Целью моей курсовой работы является, на основании литературных источников изучить денежно-кредитную политику и её особенности в Республике Беларусь.

Содержание

РЕФЕРАТ…………………………………………………………………………….2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели, задачи и инструменты денежно-кредитной политики. Типы денежно-кредитной политики……...…5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики………………………………………...5
1.2 Цели денежно-кредитной политики…………………………………………….5
1.3 Задачи денежно-кредитной политики………………………………………….7
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………….7
1.4.1 Изменение учетной ставки………………………………………………..….7
1.4.2 Изменение норм обязательных резервов……………………………………8
1.4.3 Операции на открытом рынке………………………………………………..8
1.4.4 Регулирование обменного курса национальной валюты…………………..8
1.4.5 Регулирование режима конвертируемости национальной валюты………..9
1.5 Типы денежно-кредитной политики………………………………………..…9
2 Модели денежно-кредитной политики в современной экономике………..….11
2.1 Кейнсианская теория денег………………………………………………….....11
2.2 Монетаристский подход………………………………………………………..12
3 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Копия На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно (Автосохраненны

— 175.54 Кб (Скачать)

Однако  практика показала, что в условиях глубокого спада, когда инвестиции слабо или почти не реагируют  на понижение ставки процента, денежно-кредитное  регулирование является малоэффективным  методом, стимулирующим приток инвестиций.

В связи  с вышеизложенным, кейнсианцы считают  монетарную политику не столь эффективным  средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетно-налоговая  политика, в соответствии с которой  величина расходов и норма налогообложения  подчиняются потребностям регулирования  совокупного спроса, уровень которого обеспечивает полное использование  капитала и трудовых ресурсов при  сохранении стабильности цен. 

    2.2Монетаристский подход 

В 70-х  годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической  науке преобладающим стало неоклассическое  направление, в том числе его  современная форма - монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма - известный  американский экономист, лауреат Нобелевской  премии М. Фридман. В самых общих  чертах основные положения современного монетаризма таковы:

Монетаризм  базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат  некомпетентного вмешательства  государства в экономику, которое  надо свести к минимуму.

Корреляция  между денежным фактором (массой денег  в обращении) и номинальным объемом  ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно  за динамикой денег. Монетаристы  отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством  денег в обращении и общим  объемом проданных товаров и  услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег: 

                                                    М*Y= P*Q,                                                     (2) 

где М - количество денег в обращении;

V - скорость  обращения денег; 

Р - средняя цена товаров и услуг;

Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Произведение  Р*Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение  года. Количество проданных товаров  и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt=Yt.

Если  Р - средняя цена единицы произведенной продукции, то: 

                                                      M*V=P*Y                                                     (3) 

где Р*Y - объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП;

Y - тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП;

P - как  дефлятор ВНП;

Отсюда Y - номинальный объем ВНП.

Сторонники  количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать  допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение  является абстракцией, поскольку показатель Y, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут  быть обусловлены качественными  преобразованиями в организации  денежного обращения, что происходит не часто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых»  денег, расширение сети банкоматов и  т.п.) Кредитные карточки рассматриваются  многими экономистами не как новый  вид денег, а как новый момент в организации денежного обращения. Кредитная карточка - это документ, облегчающий, по сути, заем для владельца. Что означает покупка товара по кредитной карточке? Она означает, что вы дали распоряжение банка о переводе кредита в магазин. Позже банк пошлет деньги в магазин (в форме перевода денег на счет магазина или в форме чека). Именно этот перевод будет означать, что покупка реально оплачена.

Если  величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом K, тогда  уравнение количественной теории денег  примет вид: 

                                                       K*M=P*Y                                                    (4) 

В такой  записи это уравнение выражает зависимость  номинального объема ВНП от денежного  предложения, т.е. изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем  производства в денежном выражении  определяется количеством денег  в обращении при допущении  постоянной скорости их обращения. Изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то изменение уровня цен будет находиться также в определенной зависимости от изменения денежного предложения.

В свою очередь, изменение уровня цен - это  показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет  определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

Причинно-следственная связь между предложением денег  и номинальным объемом ВНП  осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым  известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения  денег на ВНП, сам же механизм влияния  денег скрыт. М. Фридман попытался  объяснить этот механизм, введя промежуточную  категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридман отмечает, что каждый человек привыкает  к определенной структуре своих  активов: соотношение наличных денег  и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное  соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос  на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

Исходя  из этого, М. Фридман выдвинул «денежное  правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство  должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмана: 

                                                   DM=DP+DY,                                                   (5) 

где DM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период;

DY - среднегодовой  темп прироста ВНП, % за длительный  период;

DP - среднегодовой  темп ожидаемой инфляции, % (при  подсчете среднегодового темпа  ожидаемой инфляции и общего  уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами  и т.п.).

Монетарное  правило М. Фридмана предполагает строгое  контролируемое увеличение денежной массы  в обращении - в пределах 3- 5% в  год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого  увеличения денежного предложения  свыше 3-5% в год будет происходить  раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет  падать.

Денежное  правило М. Фридмана легло в основу денежно-кредитной политики в США  и Великобритании (рейганомика и  тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к  зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста ВНП на уровне 3- 5% в год.

Основным  объектом анализа монетаристов выступают  деньги и количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что  существует стабильный спрос на деньги, но нестабильное предложение денег, которое зависит от субъективных решений кредитных институтов. Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться источником нестабильности. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфляцию. В случае если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.

Сдвиги  в денежной сфере также выступают  основной причиной нарушения естественного  хозяйственного развития. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождается нестабильностью экономического роста.

В связи  с этим монетаристы считают, что  уровень экономической активности в большей степени зависит  от денежно-кредитной политики. Только предложение денег является фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен.

Таким образом, современные теоретические  модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной  политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство  не отказывается в краткосрочном  периоде от воздействия непосредственно  на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования [7, с. 270-275]. 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь
 

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической  стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным  стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты. 

Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента  обретения независимости. В 1992 г. Были приняты законы «О банках и банковской деятельности Республики Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические  и правовые основы деятельности Национального  банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную  политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в  действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются  и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования [9, с. 150].   

Денежно-кредитная политика в январе - сентябре 2009 г. проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №460. Конкретные мероприятия денежно-кредитной политики осуществлялись с учетом макроэкономической ситуации, складывающейся в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Монетарная  политика была ориентирована на решение задач развития национальной экономики, сохранение финансовой стабильности и снижение внешних дисбалансов. Обеспечивалась стабильная работа банковского сектора и платежной системы.

По итогам девяти месяцев 2009 г. валовой внутренний продукт относительно сопоставимого периода 2008 г. составил 99,7%; продукция промышленности — 95,5%. Вместе с тем ряд ключевых показателей социально-экономического развития государства за анализируемый период хотя и ниже прогнозных значений, но с положительной динамикой. Среди них: продукция сельского хозяйства — 102,4%; инвестиции в основной капитал — 114,5%; производство продовольственных товаров — 105,2%; реальные денежные доходы населения — 102,9%.

За январь — август 2009 г. объем внешней торговли товарами и услугами снизился до 61,9%, экспорта — до 57,6%. Отрицательное сальдо внешней торговли за восемь месяцев сложилось на уровне 3,6 млрд. долл. США.

Вместе  с тем в июле — августе 2009 г. наблюдалась тенденция улучшения  состояния платежного баланса по сравнению с предыдущими месяцами. Так, внешнеторговый дефицит снизился, составив 235,8 и 261,3 млн. долл. США за июль и август соответственно, в то время как среднемесячный размер внешнеторгового дефицита в январе — июне 2009 г. равнялся 516,5 млн. долл. США. Это связано с некоторым восстановлением внешнего спроса на отечественную продукцию за рубежом. При этом наблюдался рост физических объемов преимущественно неэнергетического экспорта. В результате произошло сокращение разрыва между темпами снижения физических объемов экспорта и импорта неэнергетических товаров в годовом выражении. Если в I квартале 2009 г. он составлял 17,4 процентного пункта, то по итогам января — августа сократился до 7 процентных пунктов, но в июле и августе 2009 г. темпы сокращения импорта опережали темпы сокращения экспорта (месяц к месяцу соответствующего периода 2008 г.) на 5,8 и 14 процентных пунктов соответственно.

На внутреннем валютном рынке страны в целом  за девять месяцев 2009 г. сложился совокупный чистый спрос в размере 2,57 млрд. долл. США, в 3 раза превысив соответствующий показатель за сопоставимый период 2008 г.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь