Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен.
Целью моей курсовой работы является, на основании литературных источников изучить денежно-кредитную политику и её особенности в Республике Беларусь.

Содержание

РЕФЕРАТ…………………………………………………………………………….2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели, задачи и инструменты денежно-кредитной политики. Типы денежно-кредитной политики……...…5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики………………………………………...5
1.2 Цели денежно-кредитной политики…………………………………………….5
1.3 Задачи денежно-кредитной политики………………………………………….7
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………….7
1.4.1 Изменение учетной ставки………………………………………………..….7
1.4.2 Изменение норм обязательных резервов……………………………………8
1.4.3 Операции на открытом рынке………………………………………………..8
1.4.4 Регулирование обменного курса национальной валюты…………………..8
1.4.5 Регулирование режима конвертируемости национальной валюты………..9
1.5 Типы денежно-кредитной политики………………………………………..…9
2 Модели денежно-кредитной политики в современной экономике………..….11
2.1 Кейнсианская теория денег………………………………………………….....11
2.2 Монетаристский подход………………………………………………………..12
3 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Копия На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно (Автосохраненны

— 175.54 Кб (Скачать)
  • Стабильность на финансовых рынках

Один  из способов обеспечения стабильности - это помощь в предотвращении финансовой паники. Стабильность на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью  процентной ставки, поскольку ее колебания  создают неопределенность для финансовых учреждений;

  • Стабильность валютного рынка

Рассмотрим  этот пункт на примере США. По мере того как возрастала важность международной  торговли для экономики США, курс доллара по отношению к другим валютам становился объектом все  более пристального внимания со стороны  Федеральной Резервной Системы. Рост курса доллара делает американскую продукцию менее конкурентоспособной  за рубежом, а его снижение стимулирует  инфляцию в США. Предотвращение больших  изменений курса доллара упрощает людям и фирмам планирование будущих  покупок и продаж за рубежом. Таким  образом, стабилизация резких колебаний  курса доллара на рынках иностранной  валюты является важной задачей денежно-кредитной  политики.

Исходя  из всех этих объяснений, можно сделать  вывод о том, что все цели взаимосвязаны  друг с другом и достигаются только при осуществлении каждой из них [5, с. 499-502]. 

    1. Задачи  денежно-кредитной политики
 
  • Воздействие через посредство рынка ссудных  капиталов на процесс экономического развития;
  • Стабилизация денежного обращения и предотвращение инфляции;
  • Текущее регулирование экономической конъюнктуры;
  • Борьба с безработицей;
  • Воздействие на состояние платежного баланса страны [4, с. 243].
 
    1. Инструменты денежно-кредитной политики
 

Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. 

      1. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования)
 

Учетная ставка (ставка рефинансирования) –  величина процента за кредит, представляемый Центральным банком коммерческим банкам.

Изменение учетной ставки – изменение процентной ставки, по которым коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центральных банков (если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центральных банков сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд, к тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам, предложение в экономике снижается и наоборот [4,с 235]. 

      1. Изменение норм обязательных резервов
 

Обязательные  резервы – это устанавливаемые  в законодательном порядке процентное отношение величины минимальных  резервов к показателем пассивных (депозиты) или активных (кредиты) операций коммерческих банков и др. кредитных  учреждений.

Изменение норм обязательных резервов – это  метод воздействия на величину банковских резервов (чем выше устанавливает  центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств  может быть использована коммерческими  банками для активных операций, увеличение нормы резерва уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы и наоборот [4, с. 236]. 

      1. Операции  на открытом рынке
 

Операции  на открытом рынке служат основным инструментом регулирования денежной массы, используемым в большинстве  стран мира. Операции проводятся Центральным Банком страны совместно с группой крупных банков. Они заключаются в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг (преимущественно государственных (облигаций)). Объектом покупки-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. Операции на открытом рынке широко применяются в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством этих операций предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (соответственно при продаже ценных бумаг) [6, с. 20-22]. 

      1. Регулирование обменного курса  национальной валюты
 

Выбор системы обменного курса является важным решением, касающимся экономического порядка при введении конвертируемости во время переходного периода. Существует два варианта режима обменного курса  национальной валюты: или валютный курс освобождается и достигается  его свободное «движение» к правильному уровню, или же его фиксируют. 

      1. Регулирование режима конвертируемости национальной валюты
 

При полной конвертируемости государство обретает платежное средство во внешних экономических. Это позволяет экономить значительные средства, иметь больше степеней свободы, проводить постоянный мониторинг своей  экономики независимыми внешними экспертами, поддерживать уровень цен на товары и услуги с мировыми, а значит выверять свою структурную, инновационную  и инвестиционную политику с развитыми  странами, врасти, стать неотъемлемой частью мирового экономического пространства. Главным признаком конвертируемости является возможность резидентов и  не резидентов свободно и без ограничений  покупать валюту внутри страны.

В 1992 году по совету Международного валютного  фонда в странах СНГ была введена  свободная конвертируемость национальных валют, что сильно подорвало наших  товаропроизводителей, так как тысячи «челноков» свободно закупали валюту, ехали за рубеж везти дешевый  некачественный товар. Были распылены  средства, которые могли подойти  для закупки новейших технологий.

На данный момент надо ввести ограничения на свободную продажу валюты резидентам страны. Что позволит её распределять по приоритетам экономического развития.

Говоря  о каждом инструменте денежно-кредитной  политики в отдельности, обращая  внимание на его преимущества перед  другими и подчеркивая недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное использование всех перечисленных инструментов может  привести к выработке правильной и грамотной денежно-кредитной  политики [4, с.238-243]. 

    1. Типы  денежно-кредитной  политики
 

 В  зависимости от состояния хозяйственной  конъюнктуры выделяют два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

  • Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Её проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев – на оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.
  • Экспансионистская денежно-кредитная политика характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

Денежно-кредитная  политика как экспансионистского, так  и рестрикционного типа может  иметь либо тотальный, либо селективный  характер. При тотальной денежно-кредитной  политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной  – на отдельные кредитные институты  или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При её проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а, следовательно, и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков Центральный банк осуществляет, исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявления эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизации денежного оборота вызвана чисто денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами [2, с. 125-126]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Модели  денежно-кредитной  политики в современной  экономике
 

Длительное  время среди экономистов ведутся  дискуссии по данной проблеме, обусловленные  двумя различными подходами к  теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной  количественной теории денег (монетаризм) - с другой. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение  денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают  по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной  политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с  точки зрения монетаристов - само предложение  денег.  

    2.1Кейнсианская теория денег 

Основные  положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:

Рыночная  экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними  «пороками». Поэтому государство  должно регулярно использовать различные  инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей предложения  денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения  является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный  эффект - к изменению номинальном  ВНП. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство: 

                                                   Y=C+G+I+NX,                                                  (1) 

где Y - номинальный объем ВНП,

С - потребительские расходы,

G - государственные расходы на покупку товаров и услуг,

I - частные  плановые инвестиции,

NX - чистый экспорт.

Кейнсианцы  отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег  и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный Банк при  проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом  экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится  величина ВНП). Наращивание денежного  предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может  снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно  высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

Первоначально, Дж. М. Кейнс, считая процент важнейшим  параметром, отдает предпочтение денежно-кредитному регулированию. Он полагает, что с  помощью государственного вмешательства  на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе  и тем самым влиять на совокупный спрос.

Для этого  Кейнс предлагает проводить политику дешевых денег. Увеличение количества денег дает возможность более  полно удовлетворять потребность  в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки  потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично - для приобретения ценных бумаг, что  расширяет инвестиционный спрос. В  результате растет совокупный спрос, а  национальный доход и занятость  достигают равновесия на более высоком  уровне. Рост доходов в свою очередь  означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь