Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно-кредитной политике, основополагающей целью которой является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильным уровнем цен.
Целью моей курсовой работы является, на основании литературных источников изучить денежно-кредитную политику и её особенности в Республике Беларусь.

Содержание

РЕФЕРАТ…………………………………………………………………………….2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1 Понятие денежно-кредитной политики. Цели, задачи и инструменты денежно-кредитной политики. Типы денежно-кредитной политики……...…5
1.1 Понятие денежно-кредитной политики………………………………………...5
1.2 Цели денежно-кредитной политики…………………………………………….5
1.3 Задачи денежно-кредитной политики………………………………………….7
1.4 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………….7
1.4.1 Изменение учетной ставки………………………………………………..….7
1.4.2 Изменение норм обязательных резервов……………………………………8
1.4.3 Операции на открытом рынке………………………………………………..8
1.4.4 Регулирование обменного курса национальной валюты…………………..8
1.4.5 Регулирование режима конвертируемости национальной валюты………..9
1.5 Типы денежно-кредитной политики………………………………………..…9
2 Модели денежно-кредитной политики в современной экономике………..….11
2.1 Кейнсианская теория денег………………………………………………….....11
2.2 Монетаристский подход………………………………………………………..12
3 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………...29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Копия На современном этапе в системе государственного регулирования экономики одна из главных ролей принадлежит денежно (Автосохраненны

— 175.54 Кб (Скачать)

Прогнозы  международных финансовых организаций, сигналы, поступающие с внешнего и внутреннего рынков, позволяют надеяться, что наступает перелом в динамике мирового финансово-экономического кризиса и можно рассчитывать на возобновление экономического роста.

В сложившихся  условиях для минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса и укрепления устойчивости банковской системы проводилась жесткая денежно-кредитная политика. Ее основные мероприятия разрабатывались и осуществлялись Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь.

Посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования обеспечены:

  • стабильная стоимость корзины иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых изменений;
  • развитие и укрепление банковского сектора страны, рост ресурсной базы банков, нормативного капитала;
  • эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

Конкретными результатами выполнения основных направлений денежно-кредитной политики в рассматриваемый период, являются:

Курсовая  политика направлялась прежде всего на сохранение финансовой стабильности и устойчивости курса белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют, поддержание ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта (приложение А, рисунок А.1).В определенной мере это компенсировало негативное влияние падения внешнего спроса на отечественную продукцию.

Стоимость корзины иностранных валют на 1 октября 2009 г. составила 1 008,09 белорусского рубля. Относительно начальной стоимости валютная корзина подорожала на 48,09 белорусского рубля (то есть курс национальной валюты по отношению к корзине валют снизился на 5,01%).

Национальный  банк и в дальнейшем продолжит  проведение гибкой курсовой политики, адекватной изменениям, происходящим на внутреннем и внешнем рынках.

Индекс  реального эффективного курса белорусского рубля, характеризующий общее соотношение внутренних и внешних цен, в августе 2009 г. по отношению к декабрю 2008 г. снизился на 17,07%. Это значит, что курсовая политика способствовала повышению ценовой конкурентоспособности отечественной продукции относительно иностранных аналогов.

Официальный курс белорусского рубля к доллару  США на 1 сентября 2009 г. составил 2837 рублей за 1 доллар США и вырос по сравнению  с 1 сентября 2008 г. на 34,4 %. По сравнению  с началом года он вырос на 29 %, в том числе за август – 0,4 %. Официальный  курс белорусского рубля к российскому  на 1 сентября 2009 г. составил 89,1 рублей за 1 российский рубль и вырос  по сравнению с 1 сентября 2008 г. на 3,7 %. По сравнению с началом года он вырос на 15,9%, в том числе за август снизился на 1,8 %.

Изменение официального курса доллара к  белорусскому рублю – 100,4 %, евро – 101,5 %, российского рубля – 98,2 % (приложение А, таблица 1) [8, с. 210].

Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении, на 1 октября 2009 г. составили 4209 млн. долл. США. За январь — сентябрь текущего года они возросли на 547 млн. долл. США, или на 15%.

В международном  определении резервные активы на 1 октября 2009 г. составили 3878 млн. долл. США. За отчетный период они увеличились  на 817 млн. долл. США, или на 26,7%.

Положительное влияние на динамику данного показателя оказали поступления двух траншей кредита Международного валютного фонда (МВФ) в рамках соглашения о кредите стэнд-бай, средств МВФ в результате дополнительного выпуска и перераспределения специальных прав заимствования, кредита Российской Федерации, средств от продажи пакета акций ОАО "Белтрансгаз", а также проводимые Национальным банком операции купли-продажи иностранной валюты на внутреннем внебиржевом рынке.

Негативное  влияние на динамику показателя международных резервных активов в начале 2009 г. оказывала продажа иностранной валюты на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

В качестве основных факторов дальнейшего увеличения международных резервных активов рассматриваются:

  • замедление темпов роста отрицательного сальдо внешней торговли;
  • привлечение кредитов и инвестиций в иностранной валюте;
  • поступление средств от продажи государственной собственности за иностранную валюту.

В республике проводилась работа по обеспечению  :стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства.

В начале 2009 г. ускорились инфляционные процессы. Но в последующем инфляция замедлилась, выйдя по итогам девяти месяцев на уровень 7,9%. В январе — сентябре темп прироста индекса потребительских цен (ИПЦ) в 1,2 раза ниже соответствующего показателя за сопоставимый период 2008 г. (приложение Б, таблица 2).

Республика  Беларусь имеет несколько меньший  темп инфляции по сравнению с Россией и Украиной, но, к сожалению, превосходит средний уровень инфляции, имеющий место в странах Европейского союза.

Кредитная политика, осуществляемая национальной банковской системой, была направлена, как и ранее, на максимально допустимое удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах.

Требования  банков к экономике на 1 октября 2009 г. составили 60,92 трлн. руб., в том числе в рублях — 41,58 трлн. руб., в иностранной валюте в рублевом эквиваленте — 19,34 трлн. руб. (7 млрд. долл. США).

За январь — сентябрь 2009 г. требования банков к экономике возросли на 13,81 трлн. руб., или на 29,3%, в том числе в рублях — рост на 9,62 трлн. руб., или на 30,1%, в иностранной валюте в рублевом эквиваленте — рост на 4,19 трлн. руб., или на 27,6% , в иностранной валюте в долларовом эквиваленте  - рост на 108,8 млн. долл. США, или на 1,6%.

Соотношение требований банков к экономике и  ВВП на 1 октября 2009 г. составило 45,1%, что на 8,5 процентного пункта больше, чем на начало текущего года (36,6%).

Банки активно участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам хозяйствования в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь. На 1 октября 2009 г. на программы, мониторинг по которым осуществляет Национальный банк, выдано кредитов на сумму 8,51 трлн. руб., что в 1,3 раза больше, чем на сопоставимую дату 2008 г.

Расширяется льготное кредитование банками жилищного строительства. За январь — сентябрь 2009 г. банки выдали физическим лицам и сельскохозяйственным организациям льготных кредитов на сумму 3,2 трлн. руб., что в 1,7 раза превышает объем выдачи за такой же период 2008 г.

Наряду  с льготным кредитованием населения  банковская система активно осуществляет выдачу кредитов на строительство и приобретение жилья на общих основаниях. На 1 октября 2009 г. задолженность физических лиц по кредитам на строительство и приобретение жилья, выданным на общих основаниях, достигла 2,45 трлн. руб., что в 1,4 раза больше, чем на сопоставимую дату 2008 г.

Вместе  с тем банки несколько сократили  объемы кредитования населения на потребительские  цели. Причина — снижение платежеспособности населения и рост просроченной задолженности  по данным кредитам. На 1 октября 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила

5,59 трлн. руб., что на 2,9% меньше, чем на начало года.

Процентная  политика в сложившихся условиях была направлена на поддержание реальных ставок депозитно-кредитного рынка на положительном уровне. Тем самым она содействовала обеспечению стабильности финансовой системы, платежного баланса и в целом экономической ситуации в стране (приложение В, рисунок В.2).

Для снижения инфляционного и девальвационного давления, обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля, стимулирования привлечения вкладов в банки с 8 января 2009 г. Национальный банк повысил ставку рефинансирования на 2 процентных пункта — до 14% годовых. В настоящее время ставка рефинансирования остается на указанном уровне.

В целях  поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. были увеличены  процентные ставки по постоянно доступным  операциям регулирования ликвидности Национального банка на 2 процентных пункта (по кредиту "овернайт" и сделкам СВОП "овернайт" — до 22% годовых, по депозитам — до 10% годовых). Замедление темпов инфляции дало возможность в апреле снизить коридорные процентные ставки по операциям Национального банка на 2 процентных пункта. Однако рост спроса населения на иностранную валюту и снижение срочных рублевых вкладов физических лиц потребовали вновь повысить указанные ставки до прежнего уровня. В последующем уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности не менялся.

Реагируя  на конъюнктуру национального и  мирового финансового рынка, белорусские банки в рассматриваемый период заметно увеличили ставки по депозитам и кредитам (приложение В, рисунок В.3). Например, средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в сентябре 2009 г. сложилась на уровне 17,7% годовых, что на 2,5 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2008 г. (15,2% годовых).

В реальном выражении в январе - сентябре текущего года процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам составила положительную величину — 7,6% годовых. Для сравнения: по итогам января — сентября 2008 г. указанная ставка имела отрицательное значение — минус 2,3% годовых.

Ощутимо высокий положительный реальный уровень ставки по депозитам в национальной валюте формирует стимул для юридических и физических лиц размещать свободные денежные средства на рублевых депозитных счетах в банках. Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в сентябре 2009 г. составила 21,3% годовых, что на 3,8 процентного пункта выше уровня декабря 2008 г. (17,5% годовых). Уровень ставки в реальном годовом выражении за январь — сентябрь 2009 г. имеет положительное значение 10,8%. годовых против положительного уровня в январе — сентябре 2008 г. — 1,3% годовых.

В целях  повышения привлекательности рублевых депозитов предпринимались меры по снижению процентных ставок по депозитам в иностранной валюте. Процентная ставка по новым срочным депозитам в свободно конвертируемой валюте в сентябре по сравнению с январем 2009 г. снизилась на 3,2 процентного пункта и составила 7,5% годовых.

В дальнейшем планируется проводить процентную политику, стимулирующую рост ресурсного потенциала банков и способствующую формированию сбережений преимущественно в национальной валюте. Предполагается продолжить работу по улучшению сбалансированности валютного рынка, обеспечению доступности кредитов субъектам экономики.

Ситуация  на денежном рынке в анализируемом  периоде характеризовалась дефицитом ликвидности, обусловленным главным образом продажей иностранной валюты Национальным банком в целях поддержания курса белорусского рубля и обеспечения потребностей предприятий реального сектора в валютных средствах.

Для обеспечения непрерывного платежного процесса, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку белорусским банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банков в январе — сентябре 2009 г. составил 2,79 трлн. руб.

В течение  указанного периода Национальным банком проводилась работа по снижению нормативов обязательного резервирования, совершенствованию методологии обязательного резервирования.

Достижение  целей денежно-кредитной политики в значительной степени обеспечено в результате эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Работа  банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в январе — сентябре текущего года характеризуется следующими показателями. Проведено более 41 млн. платежей на сумму около 830 трлн. руб. Количество платежей по сравнению с тем же периодом 2008 г. снизилось на 0,8%, вместе с тем сумма платежей возросла на 72,7%. В январе — сентябре 2009 г. среднедневной оборот составил 4,37 трлн. руб., по количеству — 216,2 тыс. платежей. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено.

Состояние банковского сектора, несмотря на сложности, с которыми столкнулись белорусские банки, оставалось в рассматриваемом периоде устойчивым. Основные параметры деятельности банковского сектора находятся в пределах, установленных нормативами безопасного функционирования для отдельных банков.

На 1 октября 2009 г. банковский сектор Республики Беларусь включал 31 действующий банк и 289 филиалов. Доминирующие позиции в банковском секторе республики занимают банки государственной формы собственности.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и её особенности в Республике Беларусь