Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить денежно-кредитную политику и ее особенности в Республике Беларусь.
Задачи:
1) изучить цели и инструменты денежно-кредитной политики;
2) рассмотреть виды денежно-кредитной политики;
3) определить особенности проведения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
4) произвести анализ выполнения денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь-август 2011 года;
Введение……………………………………………………………………………....5
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики……………………………6
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики…………………………….......6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………..8
1.2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………………8
1.2.2 Изменение резервной нормы…………………………………………………..8
1.2.3 Изменение учетной ставки……………………………………………………..9
1.2.4 Политика «дешевых» и «дорогих» денег……………………………………10
1.2.5 Сравнительная значимость…………………………………………………...10
2. Виды денежно-кредитной политики…………………………………………….12
2.1 Кейнсианская денежно-кредитная политика……………………………….....12
2.2 Монетаристская денежно-кредитная политика…………………………….....15
3. Эффективность денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………….....19
3.1 Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь………………………………………………………………..19
3.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики за январь-август 2011 года…………………………………………………………………………………...20
3.2.1 Исполнение денежно-кредитных показателей……………………………...21
3.2.2 Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь………22
3.2.3 Банковский сектор…………………………………………………………….24
3.3 Перспективы развития………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………
В периоды когда был дефицит ликвидности, в целях обеспечения нормального платежного процесса, недопущения неплатежей, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку банкам. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы за восемь месяцев 2011 г. составил 1487,6 млрд. рублей. В период избытка ликвидности Национальным банком проводились операции на открытом рынке по стерилизации избыточной ликвидности. Среднедневной остаток средств банков по операциям изъятия ликвидности Национального банка за указанный период текущего года составил 136,2 млрд. рублей.
Ставки кредитного рынка. Средняя полная процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях в августе 2011 г. сложилась на уровне 27,3 процента годовых, увеличившись на 13,5 процентного пункта по сравнению с январём 2011 г., в том числе для юридических лиц – 27,4 процента годовых и на 14,2 процентного пункта, для физических лиц – 26,7 процента годовых и на 8,3 процентного пункта.
Средняя полная процентная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам в СКВ в августе 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. увеличилась на 1,4 процентного пункта и составила 9,4 процента годовых.
Ставки депозитного рынка. В августе 2011 г. ставка по новым срочным депозитам в рублях сложилась на уровне 24,3 процента годовых, увеличившись по сравнению с январем 2011 г. на 13,2 процентного пункта. При этом ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в августе составила 27,7 процента годовых против 15,5 процента годовых в январе 2011 г. Ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц увеличилась с 9,4 процента годовых в январе 2011 г. до 23,9 процента годовых в августе.
Процентная
ставка по вновь привлеченным срочным
депозитам физических лиц в иностранной
валюте в августе 2011 г. увеличилась
на 1,9 процентного пункта по сравнению
с январем 2011 г. и составила 8,6 процента
годовых, по депозитам юридических лиц
– на 0,2 процентного пункта до 4,4 процента
годовых. [12]
3.2.3
Банковский сектор
На период 1 сентября 2011 г. банковский сектор Республики Беларусь включал 31 банк, из них 26 банков являлись банками с участием иностранного капитала. При этом в 23 банках доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50 процентов, в том числе: 9 банков – со 100-процентным иностранным капиталом; 14 банков – доля иностранного капитала от 50 до 100 процентов, из них у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь.
На территории Республики Беларуси есть 9 представительств иностранных банков России, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.
Совокупный уставной фонд банков на 1 сентября 2011 г. сложился на уровне 12,84 трлн. рублей, увеличившись в январе-августе 2011 г. на 6,8 процента (на 812,5 млрд. рублей). В его структуре на 1 сентября 2011 г. основная доля принадлежит государству.
На 1 сентября 2011 г. отношение уставного фонда к ВВП в годовом исчислении составило 5,28 процента, снизившись с начала 2011 года на 0,74 процентного пункта. Объем нормативного капитала банков за январь-август 2011 г. увеличился на 14,4 процента, или на 2,55 трлн. рублей, и на 1 сентября 2011 г. сложился на уровне 20,18 трлн. рублей.
В среднегодовом исчислении по отношению к ВВП объем нормативного капитала банков составил 8,04 процента, уменьшившись с начала 2011 года на 0,85 процентного пункта.
В августе в годовом исчислении рентабельность нормативного капитала банковского сектора составила 12,4 процента, увеличившись с начала 2011 года на 0,63 процентного пункта.
Пассивы банков на 1 сентября 2011 г. составили 190,1 трлн. рублей и за январь-август 2011 г. возросли на 49,1 процента (по курсу на 01.01.2011 – на 25,5 процента), или на 62,56 трлн. рублей. При этом наибольший прирост (на 24,5 процента) пассивов банков сложился в мае 2011 г., что в основном было обусловлено проведенной корректировкой официального обменного курса белорусского рубля.
Отношение среднего объема активов к ВВП в годовом исчислении на 1 сентября 2011 г. составило 64,9 процента и выросло с начала 2011 года на 4,5 процентного пункта.
Прирост ресурсов банков в январе-августе 2011 г. был обеспечен за счет увеличения средств, привлеченных банками от резидентов Республики Беларусь, на 39,63 трлн. рублей (на 43,1 процента), нерезидентов Республики Беларусь – на 17,31 трлн. рублей (на 100,6 процента), прочих пассивов – на 5,62 трлн. рублей (на 30,5 процента) (в том числе собственного капитала банков – на 2,53 трлн. рублей или на 14,4 процента).
При этом всём на фоне снижения в пассивах банков доли депозитов физических лиц и средств Национального банка относительно начала 2011 года, наблюдалось значительное увеличение доли средств нерезидентов, а также всех средств органов государственного управления.
Активные банковские операции. Главным направлением размещения средств банков являются кредиты юридическим лицам-резидентам и кредиты для физических лиц. За январь-август 2011 г. требования банков к экономике увеличились аж на 40 процентов (на 37,15 трлн. рублей) и на 1 сентября составили 130,03 трлн. рублей (за январь-август 2010 г. – увеличение на 20,7 процента).
В
национальной валюте требования возросли
на 26,7 процента (на 19,34 трлн. рублей) и
сложились в объеме 91,69 трлн. рублей, в
иностранной валюте – на 9,9 процента (на
608,7 млн. долларов США) и 7,52 млрд. долларов
США соответственно. [12]
3.3
Перспективы развития
В 2012 году Национальный банк планирует ограничиться минимальным вмешательством в формирование курса белорусского рубля. Это предусмотрено проектом Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год.
Обменный
курс белорусского рубля будет формироваться
при минимальном
Политика главного банка Республики Беларусь в области обменного курса будет направлена на повышение гибкости курса для достижения и сохранения внутренней и внешней сбалансированности экономики.
Национальный банк сохранит в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины иностранных валют (доллар США, евро и российский рубль) и перейдет к использованию режима обменного курса "управляемое плавание".
Снижение инфляции названо в проекте Основных направлений первоочередной экономической задачей в 2012 году, на решение которой будут ориентированы инструменты денежно-кредитной политики. Предусмотрено снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен (декабрь к декабрю), до 19%.
Приоритетом процентной политики станет достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений.
Динамика ставки рефинансирования в течение 2012 года будет во многом зависеть от макроэкономических процессов, в том числе развития ситуации во внешнеэкономической сфере и на денежно-кредитном рынке. Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, способствующем замедлению инфляции до 19%.
В числе важных условий достижения ценовой стабильности входят: законодательное закрепление запрета на осуществление Национальным банком непрофильной деятельности и эмиссионного кредитования государственных проектов;
обеспечение бездефицитного
обеспечение сбалансированности платежного баланса, в том числе за счет достижения в 2012 году положительного сальдо внешней торговли уровня не менее 3,5% ВВП и привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций на чистой основе в размере не менее 3,7 млрд. долларов США. [11]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная (монетарная) политика – это такой комплекс регулирующих мер государства в сфере денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение неинфляционного экономического роста, полной занятости, а также на сглаживание конъектурных циклов деловой активности.
Основополагающая цель денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость и отсутствие инфляции.
Инструменты денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.
Операции на открытом рынке считаются главным инструментом денежно-кредитной политики.
Виды денежно-кредитной политики: кейнсианская и монетаристская.
Кейнсианская монетарная политика есть систематическое преднамеренное нарушение равновесия денежного рынка с тем, чтобы повлиять на уровень процентной ставки – повысить ее при угрозе инфляции (в рамках политики «дорогих» денег) и сократить перед наступлением фазы спада (политика «дешевых» денег).
В
отличие от кейнсианцев, провозглашающих
достоинства дискреционной
Центральным банком и государственным органом Республики Беларусь является Национальный банк Республики.
Национальный банк осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, настоящим Уставом и независим в своей деятельности.
Функционирование
Денежно-кредитной сферы в
после ухудшения состояния внутреннего валютного рынка в первые месяцы 2011 г. (что было связано с увеличением дефицита внешнеторгового баланса на фоне недостаточного притока иностранных инвестиций и значительным ростом чистого спроса на иностранную валюту со стороны населения) и последующей реализацией Национальным банком и Правительством ряда мер, в июле-августе наблюдалось снижение объема чистой покупки иностранной валюты всеми участниками рынка;
в мае 2011 г. в качестве вынужденной меры, направленной на выравнивание внешних и внутренних дисбалансов экономики, было допущено разовое ослабление официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам; в последующие месяцы снижение белорусского рубля было продолжено. В целом после проведенной корректировки обменного курса была повышена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта;
процентные ставки на кредитном и депозитном рынке постепенно увеличивались под воздействием процентной политики Национального банка, направленной, прежде всего, на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях;
в июне-августе возобновился приток по срочным рублевым депозитам населения;
с начала июня Национальным банком было прекращено предоставление ресурсов банкам для кредитования ими государственных программ;
сохраняются достаточно значительные объемы кредитования экономики банками, в том числе за счет ресурсной поддержки со стороны Правительства;
платежная система обеспечивала своевременное и безопасное проведение межбанковских расчетов.
На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, и как следствие, процентных ставок на денежном рынке.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь