Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить денежно-кредитную политику и ее особенности в Республике Беларусь.
Задачи:
1) изучить цели и инструменты денежно-кредитной политики;
2) рассмотреть виды денежно-кредитной политики;
3) определить особенности проведения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
4) произвести анализ выполнения денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь-август 2011 года;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....5
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики……………………………6
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики…………………………….......6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………..8
1.2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………………8
1.2.2 Изменение резервной нормы…………………………………………………..8
1.2.3 Изменение учетной ставки……………………………………………………..9
1.2.4 Политика «дешевых» и «дорогих» денег……………………………………10
1.2.5 Сравнительная значимость…………………………………………………...10
2. Виды денежно-кредитной политики…………………………………………….12
2.1 Кейнсианская денежно-кредитная политика……………………………….....12
2.2 Монетаристская денежно-кредитная политика…………………………….....15
3. Эффективность денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………….....19
3.1 Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь………………………………………………………………..19
3.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики за январь-август 2011 года…………………………………………………………………………………...20
3.2.1 Исполнение денежно-кредитных показателей……………………………...21
3.2.2 Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь………22
3.2.3 Банковский сектор…………………………………………………………….24
3.3 Перспективы развития………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

MINISTYeRSTVO_OBRAZOVANIYa_RYeSPUBLIKI_BYeLARUS.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

      В качестве промежуточных целей могут  выступать: объем денежной массы, уровень  процентной ставки и обменный курс национальной валюты.

      Перед достижением промежуточных целей центральный банк устанавливает набор тактических (операционных) целей. К таким относятся денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка и другие.

      Тактическая цель определяется в соответствии с  промежуточной. Например, если в качестве последней выбран уровень процентной ставки, то тогда оперативной целью логично выбрать межбанковскую ставку процента.

      Таким образом центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей, контролирует этими целями и может отслеживать правильность выбранной политики, корректировать ее в нужном направлении. Центральный банк может изменять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом.[5, c.60] 
 
 
 

      1.2 Инструменты денежно-кредитной политики

      1.2.1 Операции на открытом рынке

      Термином  операции на открытом рынке обозначают куплю-продажу на открытом рынке государственных облигаций центральным банком – то есть покупку облигаций у коммерческих банков и населения в целом или продажу им этих ценных бумаг. [7, c. 328]

      Эти операции изменяют непосредственно всю денежную базу. Так, если центральный банк покупает ценные бумаги, то этот банк переводит деньги на счета коммерческого банка, т.е. увеличивает депозиты системы коммерческих банков. Дальнейшее использование депозитов коммерческими банками для выдачи ссуд приведет к росту и денежной массы. Обратная ситуация возникает когда центральный банк продаёт ценные бумаги государства коммерческим банкам.

      Если покупают ценные бумаги у экономических агентов центральный банк увеличивает наличность, находящуюся в их распоряжении. В потенциале это также создает возможности для роста денежной массы, если часть или все полученные средства эти агенты разместят в коммерческих банках. [5, c.62]

      По  форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами делят на прямые и обратные.

      Прямая  операция представляет собой обычную  покупку или продажу.  Обратная (операция REPO) заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Этот процесс сопровождается увеличением банковских резервов на счетах центрального банка. Но как только начнется выкуп ценных бумаг коммерческими банками у центрального, денежная база начнет сокращаться. Таким образом, операции REPO позволяют проводить кратковременные и незначительные изменения в денежной базе. [3, c.66]

 

      1.2.2 Изменение резервной нормы 

      Изменение резервной нормы – это инструмент, с помощью которого оказывается  воздействие на предложение денег.

      Повышение резервной нормы увеличивает  объем обязательных резервов (определенная, устанавливаемая центральным банком часть депозитов, которую должен обязательно иметь каждый банк и хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке), которые должны держать банки. В подобной ситуации либо банки теряют избыточные резерв (сумма, на которую сумма депозитов банка и его кассовая наличность (фактические резервы) превышают его обязательный резерв), что снижает их способность создавать деньги путем кредитования, либо же их резервы кажутся им недостаточными, что вынуждает их уменьшать чековые депозиты и тем самым денежное предложение.

      Снижение  резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает  способность банков создавать новые  деньги путем кредитования.

      Изменение резервной нормы воздействует на способность банковской системы к созданию денег двумя путями:

1) влияет  на размер избыточных резервов;

2) меняет  величину денежного мультипликатора.[7, c.329]

      Основное  преимущество механизма обязательного  резервирования при осуществлении  контроля над денежной массой состоит в том, что он в равной степени воздействует на все банки и оказывает мощное воздействие на предложение денег.

      Однако, сила этого инструмента, возможно, является скорее отрицательной, чем положительной  характеристикой, т.к. небольших изменений объема предложения денег трудно достичь изменениями нормы обязательного резервирования. Еще одним недостатком использования нормы обязательных резервов для контроля над денежным предложением является то, что её увеличение может непосредственно привести к возникновению проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов. [8, c.125]

 

      1.2.3 Изменение учетной ставки 

      Учетная ставка (ставка рефинансирования) –  величина процента за кредит, предоставляемый центральным банком коммерческим банкам.  Учетно-процентная политика состоит в регулировании размеров процентной ставки, по которой кредитные учреждения могут заимствовать средства у центрального банка. Назначая ту или иную учетную ставку, центральный банк тем самым задает низшую границу рыночной процентной ставки по кредитам коммерческих банков населению. [6, c.215]

      Получение коммерческим банком ссуд в центральном банке увеличивает резервы коммерческих банков, усиливая тем самым их способность расширять кредит.

      Центральный банк может устанавливать и изменять учетную ставку, по которой коммерческие банки могут брать займы. С  точки зрения коммерческих банков учетная ставка представляет собой издержки, связанные с приобретением резервов. Следовательно, снижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у центрального банка. Ссуды коммерческих банков, опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают денежное предложение. И, наоборот, повышение учетной ставки ослабляет заинтересованность коммерческих банков в получении дополнительных резервов путем заимствования у центрального банка. Поэтому повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных ведомств ограничить предложение денег. [7, c.335]

  
 
 

      1.2.4 Политика «дешевых» и «дорогих» денег 

      Предположим, экономика переживает период спада  и безработицы. Руководящие кредитно-денежные ведомства принимают решения о том, что для стимулирования совокупного спроса, который мог бы поглотить свободные ресурсы, необходимо увеличить предложение денег. Для этого должны быть предприняты следующие мероприятия:

1) покупка ценных бумаг (приведет к увеличению резервов коммерческих банков)

2) снижение резервной нормы (в результате чего обязательные резервы автоматически переводятся в избыточные и возрастает величина денежного мультипликатора)

3) снижение учетной ставки ( для того, чтобы побудить коммерческие банки к расширению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка).

      Такой набор политических решений называют политикой «дешевых» денег. В  ее задачи входит удешевление кредита  и облегчение доступа к нему, с тем чтобы увеличить совокупный спрос и занятость.

      Предположим теперь, что излишние расходы подталкивают экономику к инфляционной спирали. Таким образом, центральный банк должен попытаться сократить совокупный спрос путем ограничения предложения денег. Этого можно достигнуть уменьшением резервов коммерческих банков. Этому способствуют:

1) продажа ценных бумаг (для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков)

2) повышение резервной нормы (в целях лишения коммерческих банков избыточных резервов и уменьшения величины денежного мультипликатора)

3) повышение учетной ставки (для снижения интереса коммерческих банков к наращиванию своих резервов посредством заимствования у центрального банка)

      Такой набор мер соответственно получил  название политики «дорогих» денег. Её цель – ограничить денежное предложение, для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию.

 

1.2.5 Сравнительная значимость 

      Среди трех методов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются, конечно, операции на открытом рынке.

Учетная ставка играет менее важную роль по двум взаимосвязанным причинам.

      1. Величина резервов коммерческих  банков, получаемых путем займов у центрального банка, очень мала. В среднем лишь 2-8% банковских резервов приобретаются таким путем. На самом деле именно операции на открытом рынке побуждают коммерческие банки брать ссуды в центральном банке. В той мере, в какой продажа облигаций центральным банком порождает временную нехватку резервов у коммерческих банков, последние испытывают потребность в займах у центрального банка. Следовательно, заимствование коммерческих банков у центрального банка не является основным инструментом денежно-кредитной политики; в большинстве случаев это скорее результат денежно-кредитной политики, проводимой через операции на открытом рынке.

      2. Манипулирование резервами коммерческих  банков через операции на открытом  рынке и изменение резервных  требований осуществляется по инициативе центрального банка, тогда как эффективность воздействия учетной ставки зависит от инициативы коммерческих банков. Например, если учетная ставка понижается в то время, когда очень немногие банки стремятся получить заем в центральном банке, то такое снижение окажет очень слабое воздействие либо вовсе не повлияет на банковские резервы и предложение денег.

Тем не менее, существуют мнения, что изменение  учетной ставки имеет важный «информационный  эффект», т.е. может служить ясным  и понятным способом оповещения финансистов  и экономики в целом о намеченном курсе денежно-кредитной политики.

Что касается изменения резервных требований, то этот инструмент денежного контроля применяется лишь в качестве вспомогательной меры.  Обычно центральному банку удается достичь целей своей денежно-кредитной политики с помощью операций на открытом рынке, не прибегая к изменению резервных требований. Ограниченное применение этой меры, несомненно объясняется тем фактом, что находящиеся в резерве деньги не приносят процентов, а следовательно, повышение и снижение резервных требований могут оказать существенное воздействие на банковские прибыли.

      Но  существуют более веские основания  считать операции на открытом рынке  главным инструментом денежно-кредитной  политики. Этот механизм денежного  контроля обладает важным преимуществом  – гибкостью: государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в больших или меньших количествах; к тому же его применение сказывается на резервах банка без промедления. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке обладают более тонким косвенным воздействием. Далее, потенциальная способность Центрального банка влиять на резервы коммерческих банков через продажу и покупку облигаций в количественном плане не вызывает сомнения. [7, c.325-330]

 

 2. Виды денежно-кредитной  политики 

      2.1 Кейнсианская денежно-кредитная политика 

      Денежно-кредитное  регулирование экономики в рамках кейнсианской модели опирается на предположение  о том, что спрос на деньги является нестабильным и непредсказуемым. Потребность  населения в деньгах (особенно спекулятивный  спрос на них) зависит от множества объективных и субъективных факторов. В этих условиях непосредственное воздействие на денежное предложение, по мнению Кейнса, попросту утрачивает смысл.  Только процентная ставка способна уравновешивать спрос на деньги и их предложение, а потому государственная денежно-кредитная политика должна быть нацелена на регулирование ее уровня и динамики.

      Таким образом, кейнсианцы могут считать процентную ставку важным регулятором денежного рынка. По их убеждению, без достаточно свободных колебаний ставки процента рыночный механизм вовсе работать не может, поэтому ее величина не может становиться объектом административного насилия. Когда страна командными методами заставляет коммерческие банки принимать вклады и давать взаймы под строго определенный, фиксированный процент, то неизбежна деформация механизмов, действующих на рынках товаров и денег. По аналогии с товарами, которые выталкивают в дефицитной экономике в ее теневой сектор, сбережения также уходят в сферу подпольного ростовщичества, в нелегитимную экономику (где процент формируется рыночным путем). Между тем всем известно, что подпольные сбережения неподконтрольны государству, что повышает вероятность вспышек инфляции.

      Кейнсианская  монетарная политика есть систематическое  преднамеренное нарушение равновесия денежного рынка с тем, чтобы повлиять на уровень процентной ставки – повысить ее при угрозе инфляции (в рамках политики «дорогих» денег) и сократить перед наступлением фазы спада (политика «дешевых» денег).

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь