Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить денежно-кредитную политику и ее особенности в Республике Беларусь.
Задачи:
1) изучить цели и инструменты денежно-кредитной политики;
2) рассмотреть виды денежно-кредитной политики;
3) определить особенности проведения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
4) произвести анализ выполнения денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь-август 2011 года;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....5
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики……………………………6
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики…………………………….......6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………..8
1.2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………………8
1.2.2 Изменение резервной нормы…………………………………………………..8
1.2.3 Изменение учетной ставки……………………………………………………..9
1.2.4 Политика «дешевых» и «дорогих» денег……………………………………10
1.2.5 Сравнительная значимость…………………………………………………...10
2. Виды денежно-кредитной политики…………………………………………….12
2.1 Кейнсианская денежно-кредитная политика……………………………….....12
2.2 Монетаристская денежно-кредитная политика…………………………….....15
3. Эффективность денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………….....19
3.1 Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь………………………………………………………………..19
3.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики за январь-август 2011 года…………………………………………………………………………………...20
3.2.1 Исполнение денежно-кредитных показателей……………………………...21
3.2.2 Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь………22
3.2.3 Банковский сектор…………………………………………………………….24
3.3 Перспективы развития………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

MINISTYeRSTVO_OBRAZOVANIYa_RYeSPUBLIKI_BYeLARUS.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

      Механизм  ее реализации базируется на:

  1. возможности центрального банка воздействовать на ставку процента через изменение параметров денежного предложения;
  2. связи процентной ставки с инвестициями;
  3. мультипликаторном воздействием инвестиций на национальный продукт.

      Таким образом, складывается некий трансмиссионный механизм, через который монетарная политика воздействует на национальный продукт, занятость и доходы населения. Он состоит из ряда определенных звеньев.

1) центральный банк своими действиями увеличивает (в фазе кризиса) или уменьшает (в фазе подъема) денежную массу.

2) увеличение денежной массы приводит к мультипликативному расширению банковских депозитов.

3) рост предложения денег при неизменном спросе на них ведет к удешевлению денег, т.е. к падению процентной ставки.

Рисунок 1 – Падение процентной ставки (r) в результате роста предложения денег (MS) при неизменном спросе на них (MD) 

4. Снижение  процентной ставки влечет за  собой увеличение инвестиций.

Рисунок 2 – Рост инвестиций (I) вследствие снижения процентной ставки (r) 

5. С ростом инвестиций повышаются доходы, объемы производства и занятости.

 

Рисунок 3 - Повышение доходов (S) и объемов производства и занятости (Q) в результате роста инвестиций (I)

      Таким образом, центральный банк имеет немалые возможности изменять предложение денег. Но воспользоваться ими он может по-разному.  Например, увеличивая предложение денег разумными темпами и до определенной границы, государство может обеспечить устойчивое неинфляционное развитие национальной экономики.

      Допустим, при исходном положении равновесия денежного рынка в точке A государство доводит предложение денег от до при неизменном спросе на них. Тогда процентная ставка движется (снижается) в направлении от r1 к r вдоль кривой .

Рисунок 4 – Ликвидная ловушка 

      На  товарных рынках удешевление кредита  приведет к увеличению инвестиций и  объема ВВП. Результатом обозначившегося экономического роста страны станет наращивание совокупного дохода ее граждан, что приведет к росту спроса на деньги на денежном рынке - . Вследствие этого процентная ставка вновь повыситься до уровня r и равновесие денежного рынка будет достигнуто в точке B. В таком случае Центральный банк в очередной раз осуществляет правостороннее смещение линии денежного предложения с соответствующим снижением процентной ставки и т.д.

      Как видим, применяя те или иные инструменты  монетарной политики, государство, пользуясь своим монопольным положением на денежном рынке, может оказывать влияние на процентные ставки, а через них стимулировать инвестиции, производство и занятость населения.

Характерные черты ликвидной ловушки: на денежном рынке продолжает нарастать предложение денег, полностью поглощаемое спекулятивным спросом; на товарных рынках останавливается рост инвестиций, производства, занятости и доходов населения. В результате в страну поступает возрастающая денежная масса при явно недостаточном ее товарном покрытии. Над национальной экономикой формируется инфляционный навес, лишающий ее перспектив развития. По этой причине ранние кейнсианцы признавали денежно-кредитную политику неэффективной, противопоставляя её бюджетно-налоговые инструменты регулирования хозяйственных процессов.

      Между тем в развитой рыночной экономике  существует механизм автоматического  выхода из ликвидной ловушки, связанный  с действием эффекта Пигу. Полагая, что инфляционный рост цен – явление  временное, экономические субъекты станут наращивать предельную склонность к сбережению. И благоприятная комбинация сокращающегося вследствие этого совокупного спроса и расширяющегося (через последовательную трансформацию сбережений в инвестиции) совокупного предложения сравнительно быстро нейтрализует инфляционную угрозу. Однако усиление инфляционных процессов, особенно в нерыночной и переходной экономике с высоким уровнем её монополизации, может парализовать действие эффекта Пигу. Поскольку население не представляет себе иной динамики цен, кроме их неуклонного увеличения, ускорение инфляции провоцирует наращивание его склонности к потреблению. А это объективно исключает выход экономики из ликвидной ловушки – как по причине ажиотажного спроса, так и в связи с острым дефицитом инвестиционных ресурсов, необходимых для его удовлетворения. Более того, ловушка еще и запирается замком устойчивых инфляционных ожиданий. Нейтрализовать эту серьёзную угрозу, по мнению кейнсианцев, можно лишь за счет подключения фискальной политики, многообразные инструменты которой способны существенно улучшить инвестиционный климат в стране. Выход из ловушки ликвидности возможен и при благоприятных переменах на товарных рынках, вызванных экзогенными факторами (обретение страной политической стабильности, приток иностранных инвестиций, крупные научно-технические открытия и т.п.). Только в этом случае, а так же при повышении качества фискального регулирования становятся достижимыми рост частных инвестиций и стабилизация ценовой динамики вследствие наращивания объема ВВП. 

      2.2 Монетаристская денежно-кредитная политика 

      В отличие от кейнсианцев монетаристы  считают, что спрос на деньги в  долгосрочном периоде стабилен, а  значит, его динамика вполне предсказуема. С точки зрения М. Фридмена государству  не следует использовать рекомендуемые кейнсианцами дискретные денежно-кредитные методы для достижения краткосрочных целей, поскольку это может привести лишь общей дестабилизации экономики, ее попаданию в ловушку ликвидности. Подвергая ожесточенной критике политику тонкой настройки, М. Фридмен утверждал, что деньги слишком важны, чтобы позволять центральному банку манипулировать ими по своему усмотрению. Да и сама процентная ставка, по его мнению, едва ли может быть серьезно изменена под воздействием политика «дорогих» или «дешевых» денег. Обосновывая неспособность денежно-кредитной политики повлиять на уровень процентной ставки, монетаристы опираются на эффект Фишера, суть которого состоит в том, что долгосрочном плане денежная политика не влияет на процентные ставки. Спрос на деньги, хотя и необязательно стабилен в номинальном исчислении, является относительно неизменной функцией небольшого числа переменных. Поэтому он всегда составляет некую устойчивую часть ВВП (реального ВВП с учетом ожидаемой инфляции). Значит, именно под совокупный прирост данных показателей государству следует «подгонять» динамику денежного предложения – при монетаристском допущении относительной устойчивости и возможности надежного прогнозирования скорости обращения денег.

      Таким образом, и кейнсианцы, и монетаристы  признают факт воздействия денежного  предложения на динамику номинального ВВП. Но оценка самого механизма такого влияния у них существенно  разниться: если первые полагают, что  рост ВВП является следствием адекватного сокращения процентных ставок, то вторые склонны признавать, что результаты непосредственного увеличения предложения денег. Тем самым, предлагая некий обновленный вариант количественной теории денег, монетаристы главной задачей денежно-кредитного регулирования считают поддержание устойчивого динамического соответствия между приростом предложения денег и динамикой спроса на них. Если денежная масса растет плавно, равномерно, без заметных колебания, то и вся национальная экономика будет устойчиво развиваться, поскольку главным условием такого  развития выступает стабильность общего уровня цен.

      Условие долгосрочного равновесия денежного  рынка выражено в уравнении, или  монетарном правиле Фридмена:

 

где  - предписываемый ежегодный темп прироста денежного предложения;

       - прогнозируемый прирост спроса  на деньги;

       - среднегодовой темп прироста  реального ВВП, исчисленный за  длительный период;

       - темп ожидаемой инфляции, обычно законодательно закрепляемый в бюджете страны.

      Данное  уравнение получило также название основного денежного закона монетаризма, или правила икс-процента. В соответствии с ним главной предпосылкой устойчивого  малоинфляционного экономического роста является поддержание постоянного во времени ( во многом независимо от циклических колебаний рыночной конъектуры и игнорируя правила кейнсианской монетарной политики) икс-темпа прироста предложения денег, складывающегося из долгосрочного темпа прироста реального ВВП и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Неприемлемым условием преодоления инфляции выступает предсказуемость темпов ее развития, что возможно в условиях продолжающегося небольшого роста общего уровня цен и только если темпы роста денежного предложения жестко контролируются государством, заранее известны рыночным субъектам и соблюдаются в течение нескольких лет. При выполнении данных условий национальная экономика снабжается минимальным количеством денег, которого, однако, достаточно для ее поступательного развития.

      Итак, в отличие от кейнсианцев, провозглашающих  достоинства дискреционной денежно-кредитной  политики, монетаристы доказывают преимущества твердого курса в ее осуществлении  – поддержания запланированных и стабильных темпов роста предложения денег в сочетании с определенным уровнем процентных ставок. Они считают, что денежное предложение оказывает непосредственной воздействие на совокупный спрос, а не только предопределяет динамику спроса инвестиционного через регулирование процентной ставки, как полагают кейнсианцы.

      По  мнению М. Фридмена, зависимость номинального ВВП от нарастающего разумными темпами  денежного предложения оказывается  несравненно более жестокой, чем  его отстаиваемая кейнсианцами связь  с динамикой инвестиций, опасно стимулируемых  последовательным удешевлением кредита. Только в случае решительного отказа от произвольного манипулирования денежным предложением ( как источника всех крупных колебаний деловой активности) и соблюдения основного монетарного правила можно обеспечить стабильное наращивание реального ВВП.

      Монетаристы разработали довольно жесткий регламент  проведения экономической политики государства, запрещающий одни формы  и методы регулирования национальной экономики и разрешающий другие.

      Наряду  с основным монетарным правилом, накладывающим жесткие ограничения на денежную эмиссию, в эту «денежную конституцию» входят и другие статьи:

      1) отвергается возможность сколько-нибудь масштабных правительственных заимствований у Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита, если они ставит под сомнение соблюдение правила икс-процента; идеальным вариантом при этом признается нулевой уровень подобных заимствований, но если Центральный банк все же предоставляет кредит исполнительной власти, то выдвигается требование его безусловного возраста с процентнами;

      2) налагается запрет на денежное  регулирование ставок процента (по  рекомендациям кейнсианцев), которое  в связи с эффектом Фишера  признается бессмысленным, движение  номинальных процентных ставок  может быть следствием исключительно  изменения инфляционных ожиданий;

      3) не допускается любое нерыночное  и неденежное влияние государства  на цены, что означает разрешение  применять только монетаристские  средства антиинфляционного регулирования  экономики и т.п.

      Любые действия государства, не согласующиеся с «денежной конституцией», расцениваются как необоснованное вмешательство в функционирование денежного рынка. Поскольку в монетаристкой теоретической конструкции денежный рынок считается ведущим, именно в его деформациях усматриваются причины негативных процессов на всех остальных рынках. Для противодействия подобным деформациям необходимо в течение нескольких лет соблюдать правило икс-процента, независимо от состояния государственного бюджета, уровня инвестиционной активности, текущей ситуации на рынке труда и др.

      Детальная проработка вопросов, связанных с  формированием денежной политики, не провоцирующей инфляцию («денежная  конституция»), - одно из самых сильных  мест монетаристской теории.

      Полемизируя с монетаристами, сторонники кейнсианской теории полагают, что достижение малоинфляционного экономического роста страны за счет устойчивых темпов нарастания денежного предложения осуществимо лишь при неизменной скорости обращения денег. Однако эта скорость не является таковой – хотя бы в силу нестабильности структуры денежной массы: соотношение срочных депозитов и депозитов до востребования, между вкладами в национальной и иностранной валюте, а значит, и функция спроса на деньги могут подвергнуться серьезным изменениям. В подобной ситуации поддержание постоянного ежегодного темпа прироста денежного предложения может привести к серьезным колебаниям совокупных расходов.  Поэтому целесообразно изменять темпы роста предложения денег в зависимости от скорости денежного обращения, а также от текущего состояния экономической конъюнктуры. В конце концов под давлением обстоятельств монетаристы были вынуждены признать нестабильность спроса на деньги в современной экономике, что ставит под сомнение возможность сколько-нибудь точной «подгонки» предложения денег под его совокупную величину, а следовательно, создает угрозу ускорения инфляционных процессов и делает прогнозирование темпов их развертывания маловероятным. [6, c.221-234] 

Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь