Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить денежно-кредитную политику и ее особенности в Республике Беларусь.
Задачи:
1) изучить цели и инструменты денежно-кредитной политики;
2) рассмотреть виды денежно-кредитной политики;
3) определить особенности проведения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
4) произвести анализ выполнения денежно-кредитной политики Республики Беларусь за январь-август 2011 года;
Введение……………………………………………………………………………....5
1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики……………………………6
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики…………………………….......6
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики…………………………………..8
1.2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………………8
1.2.2 Изменение резервной нормы…………………………………………………..8
1.2.3 Изменение учетной ставки……………………………………………………..9
1.2.4 Политика «дешевых» и «дорогих» денег……………………………………10
1.2.5 Сравнительная значимость…………………………………………………...10
2. Виды денежно-кредитной политики…………………………………………….12
2.1 Кейнсианская денежно-кредитная политика……………………………….....12
2.2 Монетаристская денежно-кредитная политика…………………………….....15
3. Эффективность денежно-кредитной политики и особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………….....19
3.1 Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь………………………………………………………………..19
3.2 Анализ выполнения денежно-кредитной политики за январь-август 2011 года…………………………………………………………………………………...20
3.2.1 Исполнение денежно-кредитных показателей……………………………...21
3.2.2 Инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь………22
3.2.3 Банковский сектор…………………………………………………………….24
3.3 Перспективы развития………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………
3.
Эффективность денежно-
3.1
Нормативная база
денежно-кредитной
политики Национального
банка Республики
Беларусь
Национальный банк Республики Беларусь (далее выступает как – Национальный банк) является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, настоящим Уставом и он независимый в своей деятельности.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Это означает:
- утверждение Президентом
- назначение Президентом
- определение Президентом
- утверждение Президентом
Национальный банк организует свою деятельность исходя из Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемых Президентом Республики Беларусь.
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег, о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и о размерах золотовалютных резервов.
Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, регулярно проводят взаимные консультации.
Органом управления Национального банка является Правление Национального банка – это коллегиальный орган, который определяет основные направления деятельности Национального банка и руководит и управляет ним.
Президент Республики Беларусь устанавливает количество членов Правления Национального банка.
Представитель Правительства
Президент Республики Беларусь назначает Членов Правления Национального банка с согласием Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Ежегодный отчетный период для Национального банка начинается с 1 января по 31 декабря включительно.
Национальный
банк ежегодно до 15 апреля года, следующего
за отчетным, представляет Президенту
Республики Беларусь годовой отчет о своей
работе, утвержденный Правлением Национального
банка. [10]
3.2
Анализ выполнения денежно-кредитной
политики за январь-август 2011
года
Функционирование
Денежно-кредитной сферы в
после того, как ухудшилось состояния внутреннего валютного рынка в первые месяцы 2011 г. (это было связано с увеличением дефицита внешнеторгового баланса на фоне недостаточного притока иностранных инвестиций и значительным ростом чистого спроса на иностранную валюту со стороны населения) и последующей реализацией Национальным банком и Правительством ряда мер, в июле-августе наблюдалось снижение объема чистой покупки иностранной валюты всеми участниками рынка;
в мае 2011 г. в качестве вынужденной меры, направленной на выравнивание внешних и внутренних дисбалансов экономики, было допущено разовое ослабление официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам; в последующие месяцы снижение белорусского рубля было продолжено. В целом после проведенной корректировки обменного курса была повышена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта;
процентные ставки на кредитном и депозитном рынке постепенно увеличивались под воздействием процентной политики Национального банка, направленной, прежде всего, на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях;
в июне-августе возобновился приток по срочным рублевым депозитам населения;
с начала июня Национальным банком было прекращено предоставление ресурсов банкам для кредитования ими государственных программ;
сохраняются достаточно значительные объемы кредитования экономики банками, в том числе за счет ресурсной поддержки со стороны Правительства;
платежная
система обеспечивала своевременное и
безопасное проведение межбанковских
расчетов. [9]
3.2.1
Исполнение денежно-кредитных
показателей
В условиях существенного ослабления белорусского рубля широкая денежная масса за январь-август 2011 г. увеличилась на 42,2 процента (за январь-август 2010 г. – на 9,8 процента).
Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте на 1 сентября 2011 г. сформировались в объеме 6,63 млрд. долларов США и за январь-август 2011 г. снизились на 10,1 процента.
Основной удельный вес (53,3 процента) в общем объеме депозитов в иностранной валюте на 1 сентября 2011 г. по-прежнему занимали сбережения населения (59,4 процента на 1 января 2011 г.).
Депозиты в иностранной валюте юридических лиц за январь-август 2011 г. возросли на 3,5 процента (за январь-август 2010 г. – на 5,3 процента).
Балансовыми
факторами изменения в январе-
Увеличение ЧВТ за январь-август 2011 г. составило 31,4 процента и сложилось, главным образом, за счет роста требований банков к экономике при снижении их чистых требований к органам государственного управления Республики Беларусь. Требования банков к экономике возросли преимущественно за счет роста требований к нефинансовым организациям на 44,3 процента и к физическим лицам – на 30 процентов.
ЧИАБС за январь-август 2011 г. сократилось на 0,67 млрд. долларов США, что связано, прежде всего, с увеличением кредитов и депозитов, привлекаемых банками от нерезидентов.
Рублевая денежная масса на 1 сентября 2011 г. составила 14,28 трлн. рублей, увеличившись за январь-август на 40,4 процента (или на 4,11 трлн. рублей). Основными факторами, повлиявшими на ее изменение в январе-августе 2011 г., явились рост требований Национального банка к банкам и другим секторам экономики, изменение депозитов Правительства Республики Беларусь в Национальном банке, а также интервенции Национального банка на внутреннем валютном рынке в начале текущего года.
При этом в январе-мае 2011 г. прирост рублевой денежной базы составил 1,99 трлн. рублей и в основном был вызван необходимостью поддержки ликвидности банковской системы в условиях усиления несбалансированности внешнеторгового сальдо и, как следствие, повышенного спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. В результате за январь-май 2011 г. кредитная эмиссия Национального банка составила 7,82 трлн. рублей при одновременном изъятии в ходе валютных интервенций и по другим каналам 8,88 трлн. рублей. Эмиссия за счет операция Правительства сложилась на уровне 3,05 трлн. рублей.
С июня 2011 г. Национальный банк прекратил предоставлять ресурсы банкам для кредитования ими государственных программ и осуществляет рефинансирование банков с помощью стандартных инструментов и на рыночных условиях.
Рублевая денежная база за июнь-август 2011 г. увеличилась на 2,12 трлн. рублей. Ее прирост сложился в результате операций Правительства Республики Беларусь по расходованию денежных ресурсов со счетов Национальном банке в объеме 2,58 трлн. рублей, а эмиссия Национального банка составила (-0,46) трлн. рублей.
Международные резервные активы Республики Беларусь, по предварительным данным, на 1 сентября 2011 г. составили 4580,9 млн. долларов США (в рамках Специального стандарта распространения данных МВФ).
За
август объем золотовалютных резервов
Республики Беларусь увеличился на 402,6
млн. долларов США. Их увеличению способствовало
поступление в республику займа,
предоставленного Азербайджанской
Республикой, в сумме 300 млн. долларов
США, а также динамика цен на драгоценные
металлы на международном рынке. На снижение
объема золотовалютных резервов оказало
влияние погашение внешних и внутренних
обязательств в иностранной валюте Национальным
банком и Правительством Республики Беларусь
в сумме около 66 млн. долларов США в эквиваленте.[12]
3.2.2
Инструменты денежно-кредитной
политики Республики
Беларусь
На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, и как следствие, процентных ставок на денежном рынке.
В
целях оперативного реагирования на
изменение текущей
Одновременно с увеличением ставки рефинансирования в январе-августе 2011 г. уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности, формирующий верхнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном межбанковском рынке, был увеличен на 16 процентных пунктов (по кредиту овернайт и сделкам СВОП овернайт – с 16 до 32 процентов годовых), с 14 октября – до 50 процентов годовых. Процентные ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности, формирующие нижнюю границу, в январе-августе 2011 г. возросли на 9 процентных пунктов (по депозитам овернайт – с 7 до 16 процентов годовых), с 14 октября – до 25 процентов годовых.
Проводимыми операциями на открытом рынке на аукционной основе Национальный банк поддерживал ставки на однодневном межбанковском рынке на уровне выше, чем ставка рефинансирования, приближая их к значению верхней границы коридора – ставке по кредиту овернайт. При этом процентные ставки по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке планомерно повышались: уровень процентных ставок по ломбардным аукционам был увеличен с 11 процентов годовых до 32 процентов годовых (с 14 октября – до 50 процентов годовых). Процентные ставки по двухсторонним сделкам СВОП были установлены на уровне ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности, что увеличило их уровень с 11 процентов годовых до 32 процентов годовых (с 14 октября – до 50 процентов годовых).
Среднее значение процентной ставки на однодневном межбанковском рынке в августе 2011 г. составило 30,6 процента годовых, увеличившись относительно ее декабрьского уровня на 20,1 процентного пункта.
Ситуация на денежных рынках в январе-августе 2011 г. имела неоднородный характер: в январе-мае 2011 г. прослеживались существенные колебания ликвидности, а с конца мая в банковской системе наблюдался дефицит ликвидности.
Информация о работе Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь