Денежно-кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно - кредитную политику государства; под ней понимается “совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия” [1, c. 302].

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:………………………………………………….4

Взгляд основных макроэкономических школ на проблему денежно - кредитного регулирования……………………………………….4

Цели и задачи денежно – кредитной системы………………………10

Инструменты денежно – кредитной политики……………………..14

Основные типы денежно – кредитной политики…………………...17

Особенности российской банковской системы……………………..19

Характерные черты денежно – кредитной системы России в последние 10 лет……………………………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 48.43 Кб (Скачать)

       Структура мер денежно-кредитной политики.

       Учетная (дисконтная) политика.

       Данный  вид операций относится к давно  используемым методам регулирования. Центральный банк выступает в  роли кредитора по отношению к  деловым банкам. Средства предоставляются  при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном  кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными  кредитами. Центральный банк имеет  право манипулировать ставкой процента , под который он выдает банкам кредиты. Возможность установлений «цены»кредита  выступает как метод влияния  на кредитную систему.

       Определяемый  Центральным банком уровень «цены» кредита получил в экономической  науке и практике обозначение  официальной «учетной ставки» ( которую  также называют дисконтной или ломбардной).

       Взятые  в Центральном банке кредиты  предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более  высокому проценту. Естественно, что  процентная политика деловых баков  отражает те изменения, которые осуществляет Центральный банк в ходе своей  политики. С помощью ставки процента Центральный банк тем самым оказывает  косвенное воздействие на соотношение  спроса и предложения на рынке  капиталов. Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и сокращает  намерения фирм к увеличению инвестиций. Снижение же ставки «удешевляет» кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется  в форме покупки акций, производственного  оборудования или строительства  новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни воздействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.

       Важное  значение имеет функция учетной  политики, как манипулирование ставкой  процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер  Центрального банка, а именно операций на открытом рынке и установление норм обязательных резервов.

       Применительно к России следует отметить, что  в рамках учетной политики Центральный  банк стал практиковать в 1995 году также  и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных казначейских облигаций).

       Политика  обязательных резервов.

       В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или иных высоко ликвидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив резервных  требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным ( приращению ) показателям  пассивных (депозитов ) либо активных ( кредитных вложений ) операций. Использование  нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к  их определенной части) характер воздействия.

       Минимальные резервы выполняют две основные функции:

       Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.

       Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для  регулирования объема денежной массы  в стране. [2, с. 45]

       Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

       Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

       В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже отмена ее по некоторым видам депозитов.

       Операции  на открытом рынке.

         Постепенно два вышеописанных  метода денежно-кредитного регулирования  (рефинансирование и обязательное  резервирование) утратили свое первостепенное  по важности значение, и главным  инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции Центрального  банка, получившие название операций  на открытом рынке.

       Прибегая  к данному виду регулирования, Центральный  банк осуществляет куплю и продажу  ценных бумаг на открытом рынке (например, на бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств, покупка Центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

       Данные  меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной политики позиция Центрального банка остается в известном смысле пассивной. К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг Центральный банк  реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.

       Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

       Наряду  с экономическими методами, посредством  которых Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

       Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков.

       Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменен. [3, c. 358]

       ОСНОВНЫЕ  ТИПЫ  ДЕНЕЖНО  – КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ.

       (политика  дешевых и дорогих денег).

       К основным типам денежно-кредитной  политики можно отнести политику дорогих денег ( рестрикционная) и  политику дешевых денег (экспансионная).

       Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение  денег. Для достижения данной цели применяют  политику дешевых денег, которая  заключается в следующих мерах:

       Во-первых, Центральный банк должен совершить  покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.

       Во-вторых, необходимо провести понижение учетной  ставки.

       В-третьих, нужно провести понижение по резервным  отчислениям.

       В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы  являются основой увеличения денежного  предложения коммерческими банками  путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.

       Увеличение  денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

       В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, Центральный  банк должен пытаться понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков . Это  осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить резервную  норму что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих  резервов посредством заимствования  у Центрального банка. Приведенную  выше систему мер называют политикой  дорогих денег. Цель политики заключается  в ограничении предложения денег, т.е. снижение доступности кредита  и увеличении его издержек для  того, чтобы понизить расходы и  сдержать инфляционное давление.

       Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом.

         В пользу монетарной политики  можно привести следующие доводы:

         во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

       Второй  немаловажный аспект связан с тем, что  в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе  мягче, чем фискальная политика и  действует тоньше, поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.

       Но  существует ряд негативных моментов. Политика  дорогих цен, если ее проводить  достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки  вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения  денег. Политика  дешевых цен может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, т.е. возможность представления  ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии.  В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

       Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в  следующем. Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, т.е. когда предложение  денег ограничивается, скорость обращения  денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются  политические меры для увеличения предложения  денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег. [4, c. 47]

       ОСОБЕННОСТИ  РОССИЙСКОЙ  БАНКОВСКОЙ  СИСТЕМЫ.

       Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор -- это канал, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования.

       Становление российской банковской системы как  важнейшего института рыночной экономики  имело особенности, что повлияло на механизм, цели и результаты проводимой денежно-кредитной политики.

       Анализ  функционирования банковского сектора  позволяет сделать вывод о  том, что коммерческие банки в  России с первых дней существования  не ориентировались на обслуживание реального товарного производства, а создавались как инструменты  быстрого обогащения и накопления капитала за счет получения сверхприбылей от спекулятивных операций на финансовых рынках. Беспрецедентный количественный рост коммерческих банков в начале 90-х гг. был не столько вызван потребностями развития экономики и нарождающегося частного сектора, сколько обусловлен проводимой в 1991--1992 гг. политикой, в том числе и денежной.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства