Денежно-кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно - кредитную политику государства; под ней понимается “совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия” [1, c. 302].

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:………………………………………………….4

Взгляд основных макроэкономических школ на проблему денежно - кредитного регулирования……………………………………….4

Цели и задачи денежно – кредитной системы………………………10

Инструменты денежно – кредитной политики……………………..14

Основные типы денежно – кредитной политики…………………...17

Особенности российской банковской системы……………………..19

Характерные черты денежно – кредитной системы России в последние 10 лет……………………………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 48.43 Кб (Скачать)

       Содержание:

       ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

       ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ:………………………………………………….4

       Взгляд  основных  макроэкономических школ  на проблему  денежно - кредитного  регулирования……………………………………….4

       Цели  и задачи денежно – кредитной системы………………………10

       Инструменты денежно – кредитной политики……………………..14

       Основные  типы денежно – кредитной политики…………………...17

       Особенности российской банковской системы……………………..19

       Характерные черты денежно – кредитной  системы России в последние  10 лет……………………………………………………………..21

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………22

       СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….25 
 

 

       ВВЕДЕНИЕ.

       Финансовые  и кредитные методы государственного регулирования экономики при  их рассмотрении в комплексе образуют денежно - кредитную политику государства; под ней понимается “совокупность  мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия” [1, c. 302].

       Из  приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она  теснейшим образом связана с  прочими регулирующими функциями  государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства  и т.д.).

       От  того, насколько грамотно Правительство  разрабатывает денежно-кредитную  политику, зависит экономический  курс государства.

       Кредитно-денежная политика проводится Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным  банком и государственными институтами  денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного  обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального  производства, характеризующегося плотной  занятостью и отсутствием инфляции.

       Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный  банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций, ведет к задержке выплат заработной платы и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег, и, как следствие снижение жизненного уровня, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение.

       Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в основном в том, что Центральный банк либо оказывает  косвенное воздействие через  ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении  количественных и качественных параметров деятельности банков.

         В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой - кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.

       ВЗГЛЯД  ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ШКОЛ НА  ПРОБЛЕМУ  ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ.

       Денежно-кредитная  политика в настоящее время  - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

       Макроэкономическое  равновесие предполагает наличие определенных пропорций на денежном рынке. Важнейшая  из них - равновесие между спросом на деньги и предложением денег.

       Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, т. е. по существу, это спрос на денежные запасы, или номинальные денежные остатки.

       Теоретически  анализ спроса на деньги и изучение условий равновесия на рынке привели  к возникновению основополагающих экономических школ в этом вопросе  и соответственно к разработке базисных макроэкономических моделей: монетаристской и кейнсианской. 
 

       Кейнсианская  модель денежно-кредитного регулирования.

       Наиболее  известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику  стала книга Дж. Кейнса "Общая  теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую  революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов  и правительства на деловые циклы  и экономическую политику.

       Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние  равенства совокупного спроса и  совокупного предложения, при котором  фактический выпуск продукции оказывается  гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

       Дж. Кейнс считал [5], что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

       Причину попадания экономики в ловушку  равновесия в условиях неполной занятости  Дж. Кейнс видел в недостаточном  совокупном спросе и считал, что  правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики для  изменения совокупного спроса [5].

       В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному  спросу. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в  экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита  для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при  прочих равных условиях будет уменьшать  уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем  производства и занятость.

       Кейнс рассматривал спрос на деньги как  функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента.

         Первый элемент - трансакционный  спрос, или спрос на деньги  как средство обращения, т.е.  спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Трансакционный  спрос зависит от уровня национального  дохода: чем больше номинальный  национальный доход, тем выше  уровень расходов, так как люди  вступают в большое число сделок  и им необходимо иметь больше  ликвидных средств.

       Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго  элемента - спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано  с риском, так как изменение  процентной ставки приведет к изменению  курса ценных бумаг.

       Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она  повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет  продать с выгодой и по более  высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий  активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный  спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что  приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к  ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный  спрос на деньги растет.

       Функциональную  зависимость спроса на деньги можно  определить следующим образом: номинальный  спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной  процентной ставки.

       Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать  воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и  обеспечивая экономический рост.

       Однако  Дж. Кейнс и его последователи  отдавали приоритет бюджетно-налоговой  политике. Для объяснения этого можно  привести несколько причин.

       Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения  национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и  достаточно подробно проанализирован  известным английским экономистом  Дж. Хиксом. [6].

       "Ловушка  ликвидности" означает, что процентная  ставка находится на достаточно  низком уровне и изменение  ее возможно только в сторону  увеличения. В этих условиях владельцы  денег не будут стремиться  к их инвестированию. Складывается  ситуация, когда даже очень низкая  процентная ставка не стимулирует  инвестиции и не способствует  росту дохода. Весь прирост денег  поглощается спекулятивным спросом,  т. е. деньги оседают на руках,  а не вкладываются в экономику.  Поскольку процентная ставка  не изменяется, то инвестиции  и доход остаются постоянными.  Рыночный механизм самостоятельного  оживления не срабатывает. Необходим  импульс извне рыночной системы.  Выход из этой ситуации, считали  кейнсианцы, возможен лишь при  подключении бюджетно-налоговой  политики, которая послужит "локомотивом"  для частных инвестиций.

       Во-вторых, в оценке скорости обращения денег  Кейнс исходил из того, что она  изменчива и непредсказуема, в  том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать  деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.

       И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике  негибкие, поэтому все экономические  показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.

       Исследовав  каналы, по которым фискальная и  денежно-кредитная политика правительства  воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что  в условиях депрессии методы монетаристского  подхода к регулированию и  стимулированию экономики потерпели  крах. Изменения налоговой системы  и структуры государственных  расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения" [5]. При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.

       Поздние кейнсианцы считали также неэффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства