Денежно-кредитная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении в комплексе образуют денежно - кредитную политику государства; под ней понимается “совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия” [1, c. 302].

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:………………………………………………….4

Взгляд основных макроэкономических школ на проблему денежно - кредитного регулирования……………………………………….4

Цели и задачи денежно – кредитной системы………………………10

Инструменты денежно – кредитной политики……………………..14

Основные типы денежно – кредитной политики…………………...17

Особенности российской банковской системы……………………..19

Характерные черты денежно – кредитной системы России в последние 10 лет……………………………………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 48.43 Кб (Скачать)

       Монетаристская  количественная теория денег

       Монетаризм  – школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости.

       Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика  довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать  экономическое равновесие. Поэтому  монетаристы выступают против активного  вмешательства государства в  экономику, отстаивают принципы свободной  конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются  монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис.

       Так монетаристы, рассматривая скорость обращения  денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет  предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и  процентную ставку.

       Монетаристы также выявили взаимосвязь между  изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП  и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем  на цены. Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой  задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Сначала значительная часть изменений в номинальном ВНП отражает изменения в реальном ВНП, т.е. изменения в реальном количестве товаров и услуг, производимых в экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной массы значительно превосходят среднегодовые темпы экономического роста, существенную часть изменений в номинальном ВНП составляют изменения абсолютного уровня цен.

       Таким образом, ускорение роста номинального ВНП, вызванное увеличением денежной массы, лишь вначале приобретает  форму возрастающего реального  объема производства, сопровождающегося  уменьшением безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального  производства приводит к тому, что  рост цен поглощает все большую  часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке соответствующие изменения  номинального и реального ВНП.

       Исходя  из того, что хорошие намерения  слишком часто выполняются неправильно, монетаристы выступили против проведения активной денежной политики, направленной на стабилизацию одновременно предложения  денег и процентной ставки.

       Кейнсианскую  концепцию они считали ошибочной  и внутренне противоречивой. Поэтому  главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения  денег. Центральный банк должен проводить  в жизнь постоянную предсказуемую  денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы  должны быть достаточными, чтобы, с  одной стороны, обеспечивать рост реального  ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.

       В целом же в экономической науке  сформировалось направление, получившее название "неоклассический синтез", которое включает разнообразные  точки зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования современной  смешанной экономики.

       В настоящее время монетаристкая  концепция денежно-кредитного регулирования нашла широкое распространение в России. Главным органом кредитно-денежного регулирования в России является Центральный банк.  

       ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ДЕНЕЖНО  – КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ.

       В условиях рыночного хозяйства целью  экономической политики служит определение  прежде всего стоимостных параметров функционирования экономики посредством  бюджетного и монетарного регулирования ( регулирование предложения денег  и общих ценовых условий предоставления кредита).

       Исходным  при определении целей денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях (соподчиненности) различных компонентов экономической  политики. Будем исходить из того, что  должна существовать определенная стратегическая цель этой политики, по которой, как  по камертону, настраиваются все  инструменты.

       Рассматривая  денежно-кредитную политику следует  говорить о денежной и кредитной  политиках как об относительно самостоятельных  компонентах экономической политики.

       Что служит целью денежной политики? Суть проблемы определения цели денежной политики сводится к выявлению того конкретного способа, посредством  которого именно денежная политика обеспечивает (должна обеспечивать) продвижение  к заданному результату - стабильности цен. Следовательно, задачей (целью) денежной политики является обеспечение экономики  необходимой и достаточной денежной массой.

       Необходимо  рассмотреть и следующий вопрос. Цена денег, как, впрочем, и одинарного товара, имеет три аспекта: внутренний (для денег - товарный), внешний (для  денег - валютный) и кредитный.

       Внутренняя  цена - это цена денег «в товарах», или «товарная» цена денег, иначе  именуемая покупательной способностью.

       Внешняя (валютная) цена денег - это курс данной валюты по отношению к иностранным  валютам. Вопросами валютной цены денег  занимается валютная политика, цель которой - поддержание обменного курса  национальной валюты на уровне, соответствующем  интересам экономического развития страны и разумным параметрам ценовой стабильности.

       Наконец, существует кредитная цена денег, или цена заемных средств (процент). Цена заимствования денег является вторичной по отношению к цене денежного кредита. Вопросами цены денежного кредита ведает кредитная политика.

       Какова  цель кредитной политики? Может быть предложено следующее определение: целью кредитной политики является регулирование доступности кредита  исходя из задач стабильного экономического роста.

       Данное  обстоятельство подтверждает существование  различий в целях и задачах  двух составляющих политики, а значит и существование самих этих составляющих. В денежной политике процентная ставка по кредитам должна обеспечивать искомый  результат в виде достижения определенного  объема (прироста, снижения объема) денежной массы. Для кредитной политики основное - доступность кредита; объем денежной массы непосредственно не является задачей этой политики.

       Как видим, решения в сфере денежной политики затрагивают ситуацию в  кредитной сфере и наоборот. Вообще решение в одной из областей монетарной сферы оказывает влияние на все  другие области. 

       Основные  цели кредитно-денежной политики:

       - устойчивый экономический рост;

       - полная занятость;

       - обеспечение устойчивой национальной  валюты и стабильности цен;

       - устойчивый платежный баланс;

       - выработка правил денежного обращения,  их регулирование и контроль  за их выполнением;

       - воздействие на экономическую  конъюнктуру путем изменения  находящихся в обращении денег.

       В самом общем виде достижение указанных  целей кредитно-денежной политики осуществляется следующим образом: в периоды  экономического спада ЦБ проводит политику, направленную на расширение предложения  денег (экспансионистская политика); в периоды «перегрева» экономики, ускоренного экономического роста  ЦБ, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе прекращает предложение  денег.

       Также выделяют следующие цели:

       1. Экономические цели.

       После длительного периода экономического роста полной занятости цели государства  в области экономики имеют  скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.

       Стремление  сохранить и по возможности увеличить  производство, а также поддержать достигнутый уровень жизни соответствует  современным задачам. Это предполагает крупные капиталовложения на переоборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур, чтобы уменьшить зависимость  страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения  в целом, а также обеспечить подготовку специалистов и наладить разработки научно-технических исследований. Для  этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для  закупок сырья и энергии.

       2. Монетарные цели контроля над  кредитом.

       Цель  государственных органов в области  денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства  не должно повлечь за собой повышение  цен или истощение валютных ресурсов.

       Стабильность  внутренних цен необходима для нормального  функционирования экономики. Общее  понижение цен повлекло бы за собой  замедление темпов производства и тем  самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность  не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не может реализоваться. Общее повышение только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективным предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.

       Для нормального функционирования экономики  требуется также стабильность международных  финансовых отношений, которая позволяет  поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет  бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от неё зависит  регулярность импорта сырья и  энергоносителей, необходимых для  народного хозяйства.

       3. Согласование целей экономической  и денежной политики.

       Реализация  совокупности задач, стоящих перед  Центральным Банком в осуществлении  экономической политики, проходит по двум направлениям. Первое - обеспечение  национальной экономики полноценной  валютной системой. Устойчивая валюта - важнейший элемент инфраструктуры рынка. Втрое направление связано  с тем, что Центральному Банку  предписана функция влияния на кредитную  деятельность коммерческих банков в  интересах макроэкономической политики.

       В сфере денежно-кредитного обращения  государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: «государство - Центральный Банк».

       Необходимо  отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному  сектору должна быть присуща максимально  высокая степень свободы и  независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется  на косвенные пути воздействия - через  систему денежно-кредитного обращения, являющейся своего рода кровеносной  системой экономик.

       В зависимость от причин, вызвавших  изменение спроса на деньги, могут  меняться цели денежно-кредитной политики. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная  политика либо выбор такого варианта монетарной политики, при котором допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки.

       ИНСТРУМЕНТЫ  ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ.

       Выше  были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. Большинство из них имеет косвенный характер воздействия. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства