Денежно-кредитная политика ,её цели и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно- кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации.

Содержание

Введение
1.Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в современной экономике:
1.1Понятие денежно-кредитной политики,её цели
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
2.Виды денежно-кредитной политики. Особенности
кейнсианской и монетаристкой денежно-кредитной
политики
2.1.Виды денежно-кредитной системы
2.2.Оснавные концепции денежно-кредитной политики
3.Особенности денежно-кредитной политики
Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Зизико.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

10. В порядке  эксперимента по отдельным наиболее ликвидным банкам производится объединение свободных и обязательных резервов на единый счёт и обязательное резервированное осуществляется в виде поддержания в определённый период на корреспондентском счёте минимального остатка средств.

В регулировании  деятельности банков - следующее:

1. С учётом  экономической ситуации в стране  повышаются нормативные требования  к показателям деятельности банков. В этих целях банками обеспечивается:

1.2. соблюдение  нормативов платежеспособности  не менее 10 процентов, ликвидности не менее единицы и максимального размера риска на одного заемщика (группы лиц, связанных между собой), включая межбанковский кредит, 
20 процентов собственного капитала. Для банков, превышающих установленные нормативы концентрации рисков, вводится коэффициент платежеспособности не менее 12 процентов;

1.3. проведение  работы по ограничению общего  объема кредитов, предоставляемых  банками их учредителям, до 100 процентов собственного капитала. Банки, кредитующие только своих  учредителей, преобразуются в специализированные кредитные учреждения;

1.4. с созданием  правовой базы – осуществление  мер по введению консолидации  отчетов банков с отчетами  других юридических лиц, в уставном  капитале которых банки владеют  контрольным пакетом акций.

2. Повышаются  требования по аттестации руководящих  работников банков и внешних  аудиторов.

3. Повышается  роль и ответственность советов  и учредителей банков за неудовлетворительное  финансовое состояние банков  и за разрешение проблем, связанных  с этим.

4. С принятием закона о банкротстве разрабатывается механизм банкротства банков и процедура назначения (по инициативе советов банков) 
Национальным банком временной администрации в случаях потери руководством управления банком.

5. Прекращается  практика выдачи разрешений банкам на крупные кредиты, превышающие по размерам установленные нормативы.

6. Разрабатываются  механизм реструктуризации просроченных  и пролонгированных кредитов  банков.

7. Усиливается  надзор за деятельностью банков  на основе централизации надзорных функций.

8. Усиливаются  требования к лицензированию  создаваемых банков на основе  тщательного анализа бизнес-планов, организационной структуры, функций  на денежном рынке.

В правовом обеспечении  денежно-кредитных отношений:

1. Основными  задачами правового обеспечения являются: 
- разработка и проведение правовой политики в области денежно-кредитных отношений, прогнозирование правовой проблематики, формирование путей и средств её решения;

- подготовка  проектов нормативных актов и  указаний;

- разработка  предложений по совершенствованию банковского законодательства.

2. Реализация  этих задач будет осуществляться  посредством разработки и принятия  нормативных актов, регламентирующих:

- деятельность  кредитных, финансовых и иных  учреждений, занимающихся банковскими операциями, установление условий их открытия, функционирования и банкротства;

- трастовую,  лизинговую, факторинговую и иную  деятельность в денежно- кредитных  отношениях;

- предотвращение "отмывания" денежных средств,  полученных и результате преступной  деятельности;

- неукоснительное  погашение банковских кредитов  на основе прямого действия  законов, на деле создающих  возможность использования залога  недвижимого имущества;

- правовое обеспечение  использования компьютерных и  иных электронных устройств в  деятельности банковских, кредитных и финансовых учреждений для перевода денег и совершения платежей.

3. Завершается  работа по подготовке Банковского  кодекса, обеспечивавшего создание  единой правовой основы деятельности  банковских и специализированных  кредитно-финансовых учреждений.

4. Создание правового  обеспечения денежно-кредитных отношений  ориентируется на международные  стандарты и на сопряжение  его с законодательными и нормативными  актами основных экономических  партнеров 
Республики Беларусь. 
Следование выделенным принципам макроэкономического (монетарного) регулирования позволит повысить значимость и результативность денежно- кредитной политики в области формирования конкурентного рынка, обеспечивая тем самым стимулирование роста экономического потенциала республики.

Особое место  в новом варианте занимает исследование динамики и прогноза коэффициента монетизации  экономики, добросовестно проделанное  разработчиками проекта "улучшенной" денежно-кредитной политики. 
По мнению западных аналитиков, например, небезызвестного Джеффри Сакса, исследовавшего все случаи гиперинфляции (по его классификации к гиперинфляции относится месячный рост цен свыше 50%), основными причинами последней является мягкая политика "бюджетных ограничений" - большой дефицит бюджета, покрываемый эмиссией денег, в пределах 10-12% от ВВП, слабость золотовалютных резервов страны, отсутствие или невозможность ограничений заработной платы в госсекторе, а также формирование инфляционного "денежного" навеса в экономике. 
30-триллионная кредитная эмиссия, осуществление которой не вызывает сомнений, составит приблизительно около 5,3-5,4% от ожидаемого размера ВВП в текущем году. Эта величина не "дотягивает" до гиперинфляционных условий, но базу для высокой инфляции (на уровне 15-20% в месяц) формирует вполне убедительно. 
Еще хуже выглядит ситуация с золотовалютными резервами. Чистые валютные резервы Национального банка стабильно "застыли" возле нулевой отметки, причем его валовые валютные активы, то есть деньги на счетах в зарубежных банках, которыми он реально имеет возможность распоряжаться независимо от своих обязательств (пассивов), имеют стойкую тенденцию к понижению, уменьшившись с начала года к началу августа почти на 90 млн. USD, и составляют всего лишь около 300 млн. USD. Иными словами, меньше половины месячного импорта. 
Следует также отметить, что одновременно довольно быстро снижаются и валютные резервы коммерческих банков - примерно на 70 млн. USD за 7 месяцев. Попытка поправить ситуацию за счет привлечения валютных сбережений населения ожидаемого успеха не принесла - за 7 месяцев валютные вклады 
"подросли" на 42 млн. USD, приблизившись к своему естественному рубежу - 
180 млн. USD, по нашей оценке.. 
Скромность золотовалютных резервов и неспособность центрального банка поддерживать обменный курс даже на узком сегменте валютном рынка - собственной бирже, усугубленная недавним выводом белорусских рублей из внешнеэкономического оборота, порождают известное явление "бегства от 
"горячих" денег", которыми уже давно признаются белорусские "зайцы" как внутри страны, так и в ближнем зарубежье. Последнее обстоятельство белорусскими денежными властями обычно недооценивается, хотя при прочих равных условиях оно способно даже в одиночку "обвалить" обменный курс. При усиленной эмиссии влияние данного фактора резко усиливается, и никакие заклинания типа того, что "деньги вкладываются в реальное производство и не должны вызывать инфляции", не способны его нейтрализовать. Накачка экономики эмиссионными деньгами провоцирует, в свою очередь, достаточно быстрый рост средней заработной платы в стране в рублевом выражении. В июле т. г. она составила уже около 4,3 млн. рублей, существенно превысив аналогичный показатель в январе. 
Искусственное торможение розничных цен в такой ситуации при росте производственных издержек начинает переводить явную инфляцию в скрытые ее формы. Сначала падает рентабельность предприятий, затем уменьшаются объемы производимой продукции и появляется так называемый товарный дефицит как форма "подавленной" инфляции. Одновременно в экономике формируется инфляционный денежный навес, то есть появление значительных денежных сумм, не обеспеченных товарным покрытием и не отвлекаемых финансовыми рынками - государственными и корпоративными ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также депозитами в банковской системе, уровень доходности которых ниже или близок к уровню инфляции. 
По статистическим данным, рублевая денежная масса за 7 месяцев увеличилась 
46,1%, причем наличные деньги в обороте - на 42,1%, а срочные вклады населения - всего лишь на 30%. Очень велик прирост рублевых средств на расчетных счетах предприятий - 45,5%. А в целом активные деньги, которые по своему экономическому смыслу близки к понятию "горячих" денег, увеличились на 40%. 
При официальной инфляции за 7 месяцев 25,3% (июль - 2,8%) и приросте ВВП на 
10-12%, указанное увеличение активных денег в экономике пока не создало критического давления на валютном рынке, хотя и балансирует на грани допустимого. Фактического же "замыкания" белорусского рубля рамками внутреннего рынка во второй половине года при увеличении темпа кредитной эмиссии в 1,5 раза в III и IV кварталах (11,8 трлн. - в первом полугодии и 
18,2 трлн. - во втором) экономика вряд ли выдержит. Если денежные власти будут упорствовать в сдерживании курса, то начнут падать рентабельность предприятий и объемы ВВП (главное достижение последних лет), если курс будет отпущен, инфляционная волна хотя и не достигнет скорее всего гиперинфляционной стадии, но составит весьма ощутимую величину. И в любом случае неизбежен экономический спад. 
В целом же инфляция на уровне 10-15% (в явной или скрытой форме) в месяц к концу года и рыночный обменный курс в пределах 110-120 тыс. BYB/USD отнюдь не представляются слишком завышенными в качестве прогноза. 
И если Национальному банку очень хочется довести коэффициент монетизации до уровня развитых стран, то ему необходимо: во-первых, добиться снижения дефицита бюджета, включая квазибюджетное финансирование со стороны НББ госпрограмм, до 1-1,5% от ВВП; во-вторых, забыть само понятие льготного кредита; в-третьих, запомнить, что рынок государственных бумаг предназначен не столько для покрытия дефицита бюджета, сколько для рыночного регулирования уровня процентных ставок в стране; в-четвертых, довести уровень этих ставок до величин, обеспечивающих не только защиту рублевых сбережений предприятий и домашних хозяйств от инфляции, но и гарантирующих реальную доходность на уровне, превышающем аналогичный показатель в стабильных экономиках, и, наконец, в-пятых, обеспечить свободную конвертацию рубля в доллар и обратно при обменном курсе, который центральный банк в состоянии поддерживать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ применяемых  методов денежно-кредитного регулирования  позволяет сделать вывод о  той роли, которую оно может  играть в экономической политике правительства. В данном случае критерием целесообразности приведения в действие механизмов денежно-кредитной политики мог бы стать общепринятый в мировой практике подход; затраты в связи с проведением определенных финансово-кредитных мероприятий должны быть ниже ожидаемой выгоды от их применения. При этом принципы денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне должны состоять в следующем:

- выстраивание  иерархии целей денежно-кредитного  регулирования в соответствии  со складывающейся экономической конъюнктурой и пересмотр первой при изменяющейся хозяйственной обстановке;

- соответствие  избранных средств воздействия  на экономику республики поставленным  целям на данном этапе развития;

- тесная увязка  и взаимодополнение методов фискальной  и денежно- кредитной политики;

- единство денежно-кредитной  и валютной политики, означающее, что только банк может эффективно  проводить денежно-кредитное регулирование.Общая  экономическая стабильность невозможна  без стабильности денежной среды,  следовательно достижение денежно-кредитной стабильности является главной функцией центрального банка, осуществляющего монетарную политику. 
Полная экономическая стабильность является идеальной, но утопической целью, что же касается выбора долгосрочной цели, то он чрезвычайно желателен, поскольку намного сложнее бороться с продолжительными колебаниями экономики. Стремясь их сдерживать, власти часто благоприятствуют ускорению неустойчивости, нежели её ослаблению. Относительная экономическая стабильность может быть достигнута, если, государственные органы которые избрали данную цель, используют для этого наиболее приемлемую тактику с учетом реальных условий.Выбор, применение и воздействие денежно-кредитной политики не являются явлениями мгновенного действия. Три этапа её прохождения представляют собой значительный период времени внутри каждого цикла. В связи с этим даже правильно принятое направление чаще всего оказывает нужное влияние слишком поздно. Денежно-кредитной политике часто приписывают неэффективное влияние: оно проявляется лишь через продолжительный срок. 
Именно поэтому фактор времени в принятии решения действовать, в определении направлений принимаемой политики и выборе методов денежно-кредитного воздействия имеет чрезвычайно большое значение с точки зрения результативности последнего. Выбор денежно-кредитной политики в значительной мере определяется составом и структурными характеристиками денежно-кредитной системы, которую они призваны регулировать.

1. Денежно-кредитная  политика является составной  частью экономической политики Республики Беларусь и ориентирована на реализацию её основных целей и задач.

2. Основные задачи  денежно-кредитной политики определяются  приоритетами, предусмотренными проектом  прогноза социально-экономического  развития Республики Беларусь.

3. Национальный банк в своей деятельности исходит из необходимости поддержки предусмотренных Президентом и Правительством Республики Беларусь подходов к ускорению рыночных реформ, сужению государственного вмешательства в экономику, освобождению цен от государственного регулирования (кроме цен естественных монополий), уменьшению дефицита государственного бюджета и расширению покрытия его на основе государственных ценных бумаг, либерализации внешнеэкономической деятельности, развитию приватизационных процессов с целью финансового оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для поступательного её развития.

4. Главная стратегическая  цель денежно-кредитной политики - обеспечение снижения инфляции  до уровня, не превышающего 2,5% в  среднем за месяц, а к концу года - до 1-1,5% в месяц.

5. Целевыми ориентирами  денежно-кредитной политики являются:

- поддержание  макроэкономической стабилизации;

- недопущение  падения курса национальной валюты - белорусского рубля свыше 80% от уровня инфляции;

- обеспечение  положительных процентных ставок по кредитам и срочным депозитам;

- повышение роли  денежных сбережений и долгосрочных  кредитов в активизации инвестиционных  процессов;

- увеличение  резервов международной ликвидности;

-укрепление  и повышение эффективности банковской системы, содействие становлению специализированных кредитно-финансовых учреждений;

- защита экономических  интересов участников денежно-кредитных  отношений;

- развитие рынка  ценных бумаг как одного из  важнейших средств регулирования  денежно-кредитных отношений.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Денежно-кредитная политика ,её цели и инструменты