Денежно-кредитная политика ,её цели и инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно- кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации.

Содержание

Введение
1.Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в современной экономике:
1.1Понятие денежно-кредитной политики,её цели
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
2.Виды денежно-кредитной политики. Особенности
кейнсианской и монетаристкой денежно-кредитной
политики
2.1.Виды денежно-кредитной системы
2.2.Оснавные концепции денежно-кредитной политики
3.Особенности денежно-кредитной политики
Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Зизико.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

количественной  теории денег, темп инфляции.

    г)причинно-следственная связь между  предложением  денег  и  номинальным

      объемом   ВНП   осуществляется   не   через   процентную   ставку,   а

      непосредственно. Тем самым известны  как бы «входные и-выходные  данные» влияния предложения денег на  ВНП,  сам же  механизм  влияния  денег скрыт.  М.   Фридмен   попытался   объяснить   этот   механизм   введя

      промежуточную категорию - «портфель  активов», т.е.  совокупность  всех

      ресурсов, которыми обладает индивидуум.

   М.  Фридмен   отмечает,  что  каждый  человек,  привыкает  к  определенной

структуре своих  активов: соотношению наличных денег  и других видов  активов.

При увеличении денежного  предложения,  привычное  соотношение  меняется  и,

чтобы восстановить его, люди  начинают  предъявлять спрос на  реальные  и

финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и,  в  конечном  счете,  это

приводит к  росту ВНП.

    д)  исходя   из   этого;   М.   Фридмен   выдвинул   «денежное   правило»

      сбалансированной   долгосрочной   монетарной   политики,   а   именно:

      государство  должно  поддерживать  обоснованный   постоянный   прирост

      денежной массы в  обращении.  /Величина  этого  прироста  определяется

      уравнением М. Фридмена:

                                (М ( (Y + (Р

где

(М - среднегодовой  темп приращения денег (в %) за длительный период;

(Y - среднегодовой  темп прироста ВНП (в %) за  длительный период;

(Р  -  среднегодовой   темп  ожидаемой   инфляции   (в   %)   (при   подсчете

среднегодового  темпа  ожидаемой  инфляции  -  из  общего  уровня   инфляции

вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами  и т.п.).

      Монетарное правило  М.  Фридмена  предполагает  строго  контролируемое

увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно  такой  прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике.

      В случае неконтролируемого увеличения  денежного предложения свыше  3-5% в год будет происходить раскручивание  инфляции,  а  если  темп  вливаний  в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

  Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода  определенных  ограничений на  увеличение  денежной  массы  в  обращении,  привела  к  зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год,  был  достигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год.

  Необходимым отметить, что современные теоретические модели  денежно-

кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и  монетаризма,  в котором  учтены  рациональные  моменты каждой  из  теорий.  В долгосрочном периоде в  денежно-кредитной  политике  сегодня  преобладает  монетаристский подход. Вместе с тем, государство не отказывается  в  краткосрочном  периоде от  воздействия  непосредственно  на  процентную  ставку  в  целях  быстрого экономического маневрирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Особенности  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь 

В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства  есть основание выделятьнесколько  оснавных этапов.

Начало  первому этапу было положено принятием  Верховным Советом РБ ХII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчётного билета»в качестве национальной валюты.

Начало  второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации  ВВП и целесообразности форсирования кредитной экспансии.

Начало  третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике  Национального банка РБ произошли  некоторые позитивные изменения.

Современное состояние нашей экономики можно  с достаточной точностью охарактеризовать как кризисное, причем этот процесс  охватывает практически все сферы  экономической жизни общества, в  том числе и денежно-кредитную  систему. В то же время бездействие старой и отсутствие новой концепции макроэкономического регулирования экономики, несостоятельность попыток трансформации в рыночное хозяйство, спад производства и рост инфляции заставляют вести поиски в области создания теории переходного периода с выстраиванием и обоснованием определенной иерархии целей, как долгосрочных, так и на ближайшее время. Различные варианты между этими крайними позициями показывают Центральному банку возможность выбора степени влияния как на изменение спроса на деньги и  норму процента, так и на объем обращающейся денежной массы. Отдельные государственные деятели, экономисты и чиновники оценивают проводимую в стране денежно-кредитную политику как жесткую, т.е. ограничивающую возможности развития производства. Промежуточные цели, которые могут подлежать контролю со стороны 
Центрального банка, включают в себя совокупность показателей экономической системы, характеризующих: а) объем денежной массы; б) размеры предоставленных кредитов; в) структуру и изменение объема национального дохода; г) колебания различных индексов. Используется также ряд показателей, характеризующих политическое положение страны: а) торговый и платежный баланс; б) обменный курс национальной денежной единицы к стабильным валютам и так далее. Поэтому в соответствии со складывающейся хозяйственной обстановкой в стране на каждом конкретном этапе экономического развития Центральным банком должна вырабатываться присущая этому этапу концепция денежно- кредитного регулирования. Тем самым будут четко формироваться цели проводимой в республике денежно-кредитной политики и предоставляться возможность для путей их достижения.Для развития конкурентного рынка в республике особый интерес представляют описанные в ряде литературных источников так называемые"вспомогательные" методы регулирования денежно-кредитной сферы, среди которых можно выделить следующие:

1) валютные интервенции  - купля-продажа валюты с целью  влияния на текущий курс национальной денежной единицы;

2) тергетирование - выбор основных ориентиров роста  одного и более показателей  денежной массы;

3) допуск к  рынку - регулирование процесса  открытия новых банков, в том  числе иностранных;

4) регулирование  фондовых и фьючерсных операций через официальное установление маржи, то есть реального денежного взноса по совершаемой сделке и другие;

5) норма обязательного  инвестирования для банков и  других инвестиционных институтов  в государственные ценные бумаги.В  силу сложившихся условий финансирования экономики и функционирования рынка ссудного капитала эти меры монетарного регулирования в течение переходного периода к рынку будут иметь приоритетное значение по отношению к "классическим методам".На этапе переходной к рынку экономики, когда государство еще может оказывать значительное воздействие на экономическую ситуацию, особую роль могут сыграть такие средства как количественный и, что особенно важно, качественный контроль кредита (так называемое "селективное кредитование" - метод рационирования кредита). Экономическая нагрузка селективного кредитования заключается в возможности применения административного контроля Центрального банка за предоставляемыми коммерческим банкам кредитами в соответствии с обозначенными приоритетами конкретной экономической программы. Это означает, что объектом регулирования являются рынки банковского кредитования и в первую очередь, краткосрочного (причина приоритетности краткосрочного кредитования кроется в преобладании в нашей экономике косвенных форм финансирования (посредством банковской системы), основная часть которого идет на пополнение оборотных средств  предприятий).На непродолжительном временном интервале применение этого средства контроля денежно-кредитной сферы создаст определенный эффект, который проявится в последующие воспроизводственные циклы. Снижение роли селективного регулирования кредита может иметь место только в соответствии с повышением экономической значимости "классических методов", создания благоприятной рыночной конъюнктуры для их реализации.Наиболее реальным для создания условий реализации основных методов денежно-кредитного регулирования в соответствии с Западной моделью является развитие операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами. 
Изучение опыта западных стран показывает, что экономическое значение облигаций в период создания и развития фондовых рынков (рынков ценных бумаг) значительно возрастает по сравнению с акциями, коммерческими векселями и др.Успешная реализация экономической роли облигаций, как успех экономических преобразований вообще, связаны прежде всего с реальной перспективой формирования в республике финансового рынка, включающего как долгосрочные рынки капиталов (облигаций), так и краткосрочный денежный рынок, а также рынков акций. Без создания такого рыночного института невозможно свободное движение денежных средств из одних сфер народного хозяйства в другие, безэмиссионное покрытие бюджетного дефицита республики. Поэтому на начальных этапах развития рыночных отношений финансово-кредитная политика должна быть направлена на организацию рынка ценных и создание необходимой для его функционирования инфраструктуры.Способы использования процентной политики (изменение учетной ставки) как средства регулирования кредитно-денежной сферы известны и определяются конкретным содержанием проводимой кредитной политики: кредитных рестрикций или кредитной экспансии. В тоже время, учитывая предлагаемое сегодня направление на снижение доли кредитных вложений банков в народное хозяйство республики ( то есть кредитную рестрикцию как стержень банковской политики), нельзя не принимать во внимание темпы разгосударствления собственности и пополнения ею товарного рынка. В данном случае вполне очевидно, что политика в отношении ссуд для выкупа госимущества должна носить избирательно-поощрительный характер. Это даст возможность расширения конкретного спроса на рынке госимущества и позволит провести приватизацию в намечаемых темпах и размерах. Основным здесь будет вопрос о банковском контроле за целевым использованием выделяемых ссуд.Полная либерализация процента на рынке краткосрочных капиталов будет свидетельствовать о постепенном переходе денежно-кредитной политики к использованию возможностей, открываемых учетной ставкой в плане воздействия на финансовый рынок республики. Однако сегодня необходимо учитывать недостаточное накопление финансовых ресурсов (первоначального капитала) и низкую долю внутреннего самофинансирования (абсолютное преобладание банковских займов) в производстве. В этих условиях свободное рыночное установление нормы ссудного процента привело бы к резкому его росту(соответственно, затормозило бы инвестиционный спрос) и к дальнейшему усилению инфляционных процессов и монополистических тенденций в экономике , поскольку уровень ссудного процента прямо входит в издержки производства (в широком понимании этой экономической категории).Глубокий кризис, поставивший народное хозяйство страны на грань развала, сегодня, как никогда раньше, со всей остротой и неотвратимостью поставил вопрос о безотлагательной необходимости разработки и реализации программы стабилизации экономики республики на основе рыночных преобразований. Спад в экономике поставил в сложное положение денежно-кредитную систему. Видимость нормального хозяйствования поддерживается вынужденными кредитами. Необходимо ... прекратить безресурсную кредитную эмиссию. 
Особенно быстро растут кредиты правительству (на 350 %), которое, как известно, ничего не производит и направляет средства на покрытие дефицита госбюджета. Через госбюджет одна часть этих денег быстро переходит в наличную форму и оказывает сильнейшее давление на потребительский рынок... 
Другая часть выплескивается на валютный рынок. Отсюда рост цен на потребительские товары и обесценивание белорусского рубля.Продолжается также бесконечное и безвозвратное кредитование сельского хозяйства, которое в силу своего нерыночного характера поглощает кредитные ресурсы с минимальным экономическим эффектом и по сути является самым большим банкротом.  Госпредприятия сегодня не чувствительны к экономическим, в том числе финансово-кредитным рычагам управления. Финансовая поддержка за счет бюджета и кредиты банковской системы должны направляться на развитие эффективно работающим предприятиям, выпускающим продукцию, конкурентноспособную на внешнем и пользующуюся спросом на внутреннем рынках. Некоторая часть этой поддержки может быть направлена на конверсию военных производств и предприятиям, имеющим бизнес- планы по своему финансовому оздоровлению.В денежно-кредитном регулировании  осуществляется следующее:

1. Для реализации целевых ориентиров денежно-кредитной политики кредитная эмиссия Национального банка и совокупная денежная масса могут увеличиваться темпами, не выше темпов роста индекса цен с последующей их поквартальной корректировкой в зависимости от скрывающихся тенденций в экономике и денежно-кредитной сфере.

2. На основе  оперативного анализа и краткосрочного  прогнозирования осуществляется  регулирование всех важнейших  денежно-кредитных показателей и  обеспечивается систематический  мониторинг денежно-кредитной системы.

3. Проводятся  меры по оперативному регулированию  ликвидности 
6анковской системы. В этих целях:

- рефинансирование  банков осуществляется преимущественно  через проводимые на регулярной  основе кредитные аукционы по  конкурентным процентным ставкам;

- внедряются  новые формы кредитной поддержки  банков со ставкой процента, превышающей  базовую ставку рефинансирования: ломбардные кредиты на срок  до одного месяца, предоставляемые  под залог государственных ценных  бумаг

- практикуется  покупка Национальным банком ценных бумаг у коммерческих банков с правом их обратного выкупа последними;

- осуществляются  операции на открытом рынке  с государственными ценными бумагами, ценными бумагами Национального  и коммерческих;

- координируется  работа на межбанковском рынке с Министерством финансов Республики Беларусь.

4. Базовая ставка  рефинансирования коммерческих  банков устанавливается Национальным  банком на основе кредитных  аукционов исходя из принципа  обеспечения её положительного  реального значения.

5. Обязательные  резервы формируются коммерческими банками в белорусских рублях по единым нормам как от рублевой, так и от инвалютной части привлеченных средств в зависимости от сроков привлеченных депозитов.

6. Осуществляются  меры по улучшению структуры  денежной массы, стимулирует рост депозитов населения и субъектов хозяйствования небанковского сектора.

7. Проводятся  меры по развитию межбанковского  кредитного рынка для снижения  спроса на краткосрочные ресурсы  Национального банка.

8. Коммерческие  банки Республики Беларусь в  своей деятельности ориентируются на:

8.1. соблюдение  экономических нормативов, безопасное  и ликвидное ведение банковского  дела;

8.2. поддержку  государственных программ;

8.3. укрепление  финансовой дисциплины предприятий  и их платежеспособности;

8,4. строгое соблюдение правоспособности и кредитоспособности ссудозаемщиков;

8.5. результативность  бизнес-планов и инвест-проектов  при кредитовании предприятий;

8.6. неукоснительное  использование банком предоставленного  ему законом права получать  удовлетворение от стоимости заложенного имущества для погашения просроченных платежей по ссудам и неуплаченных процентов. Для полной реализации банками своего залогового права при непогашении долга ссудозаемщиком в договоре залога предусматривается, что сумма залога должна компенсировать банку не только сумму основного долга по ссуде, но и начисленных процентов;

8.7. исключение  автоматизма при кредитовании, недопущение  нарушений правил и принципов  кредитования банками, изучение  правомерности наличия у менщиков  тех или иных видов ссудных счетов в зависимости от особенностей деятельности, финансового состояния, периодичности потребности в кредитах 
(простые, специальные ссудные счета). Осуществление ежедневного контроля за проводимыми операциями по этим счетам. Предоставление кредитов для предварительной оплаты товарно-материальных ценностей допускается в исключительных случаях и только с разрешения первых должностных лиц банков с последующим контролем фактического получения заемщиками в установленные контрактом максимально короткие сроки оплаченных ценностей;

8.8. стимулирование  привлечения денежных средств  в депозиты от населения и  субъектов хозяйствования посредством  формирования положительных процентных  ставок по кредитам и депозитам;

8.9. проведение  работы по формированию финансовых ресурсов для долгосрочных инвестиций в экономику Республики Беларусь путём наращивании денежной части собственного капитала банков, стимулирования привлечения депозитов на длительные сроки.

9. Осуществляется  поэтапный переход на безинфляционное  кредитование дефицита бюджета за счет увеличения рынка государственных ценных бумаг. 
Прямые кредиты Национального банка для покрытия дефицита бюджета предоставляются Правительству со взиманием процентов на уровне ставки рефинансирования.

Информация о работе Денежно-кредитная политика ,её цели и инструменты