Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа
Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно- кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика, как и налоговая, инвестиционная, структурная и т.д., является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации.
Введение
1.Цели и инструменты денежно-кредитной политики
в современной экономике:
1.1Понятие денежно-кредитной политики,её цели
1.2 Инструменты денежно-кредитной политики
2.Виды денежно-кредитной политики. Особенности
кейнсианской и монетаристкой денежно-кредитной
политики
2.1.Виды денежно-кредитной системы
2.2.Оснавные концепции денежно-кредитной политики
3.Особенности денежно-кредитной политики
Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
количественной теории денег, темп инфляции.
г)причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным
объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а
непосредственно. Тем самым
промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех
ресурсов, которыми обладает индивидуум.
М. Фридмен отмечает, что каждый человек, привыкает к определенной
структуре своих активов: соотношению наличных денег и других видов активов.
При увеличении денежного предложения, привычное соотношение меняется и,
чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и
финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это
приводит к росту ВНП.
д) исходя из этого; М. Фридмен выдвинул «денежное правило»
сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно:
государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост
денежной массы в обращении. /Величина этого прироста определяется
уравнением М. Фридмена:
(М ( (Y + (Р
где
(М - среднегодовой темп приращения денег (в %) за длительный период;
(Y - среднегодовой темп прироста ВНП (в %) за длительный период;
(Р - среднегодовой темп ожидаемой инфляции (в %) (при подсчете
среднегодового темпа ожидаемой инфляции - из общего уровня инфляции
вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).
Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое
увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике.
В случае неконтролируемого
Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год, был достигнут темп роста ВНП на уровне 3-5% в год.
Необходимым отметить, что современные теоретические модели денежно-
кредитной политики
представляют собой синтез кейнсианства
и монетаризма, в котором учтены
рациональные моменты каждой из
теорий. В долгосрочном периоде в
денежно-кредитной политике сегодня
преобладает монетаристский подход.
Вместе с тем, государство не отказывается
в краткосрочном периоде от
воздействия непосредственно на
процентную ставку в целях
быстрого экономического маневрирования.
3.Особенности денежно-кредитной политики
Республики Беларусь
В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства есть основание выделятьнесколько оснавных этапов.
Начало первому этапу было положено принятием Верховным Советом РБ ХII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчётного билета»в качестве национальной валюты.
Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсирования кредитной экспансии.
Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка РБ произошли некоторые позитивные изменения.
Современное состояние нашей экономики
можно с достаточной точностью охарактеризовать как кризисное, причем этот процесс охватывает практически все сферы экономической жизни общества, в том числе и денежно-кредитную систему. В то же время бездействие старой и отсутствие новой концепции макроэкономического регулирования экономики, несостоятельность попыток трансформации в рыночное хозяйство, спад производства и рост инфляции заставляют вести поиски в области создания теории переходного периода с выстраиванием и обоснованием определенной иерархии целей, как долгосрочных, так и на ближайшее время. Различные варианты между этими крайними позициями показывают Центральному банку возможность выбора степени влияния как на изменение спроса на деньги и норму процента, так и на объем обращающейся денежной массы. Отдельные государственные деятели, экономисты и чиновники оценивают проводимую в стране денежно-кредитную политику как жесткую, т.е. ограничивающую возможности развития производства. Промежуточные цели, которые могут подлежать контролю со стороны
Центрального банка, включают в себя совокупность показателей экономической системы, характеризующих: а) объем денежной массы; б) размеры предоставленных кредитов; в) структуру и изменение объема национального дохода; г) колебания различных индексов. Используется также ряд показателей, характеризующих политическое положение страны: а) торговый и платежный баланс; б) обменный курс национальной денежной единицы к стабильным валютам и так далее. Поэтому в соответствии со складывающейся хозяйственной обстановкой в стране на каждом конкретном этапе экономического развития Центральным банком должна вырабатываться присущая этому этапу концепция денежно- кредитного регулирования. Тем самым будут четко формироваться цели проводимой в республике денежно-кредитной политики и предоставляться возможность для путей их достижения.Для развития конкурентного рынка в республике особый интерес представляют описанные в ряде литературных источников так называемые"вспомогательные" методы регулирования денежно-кредитной сферы, среди которых можно выделить следующие:
1) валютные интервенции - купля-продажа валюты с целью влияния на текущий курс национальной денежной единицы;
2) тергетирование
- выбор основных ориентиров
3) допуск к рынку - регулирование процесса открытия новых банков, в том числе иностранных;
4) регулирование фондовых и фьючерсных операций через официальное установление маржи, то есть реального денежного взноса по совершаемой сделке и другие;
5) норма обязательного
инвестирования для банков и
других инвестиционных
Изучение опыта западных стран показывает,
что экономическое значение облигаций
в период создания и развития фондовых
рынков (рынков ценных бумаг) значительно
возрастает по сравнению с акциями, коммерческими
векселями и др.Успешная реализация экономической
роли облигаций, как успех экономических
преобразований вообще, связаны прежде
всего с реальной перспективой формирования
в республике финансового рынка, включающего
как долгосрочные рынки капиталов (облигаций),
так и краткосрочный денежный рынок, а
также рынков акций. Без создания такого
рыночного института невозможно свободное
движение денежных средств из одних сфер
народного хозяйства в другие, безэмиссионное
покрытие бюджетного дефицита республики.
Поэтому на начальных этапах развития
рыночных отношений финансово-кредитная
политика должна быть направлена на организацию
рынка ценных и создание необходимой для
его функционирования инфраструктуры.Способы
использования процентной политики (изменение
учетной ставки) как средства регулирования
кредитно-денежной сферы известны и определяются
конкретным содержанием проводимой кредитной
политики: кредитных рестрикций или кредитной
экспансии. В тоже время, учитывая предлагаемое
сегодня направление на снижение доли
кредитных вложений банков в народное
хозяйство республики ( то есть кредитную
рестрикцию как стержень банковской политики),
нельзя не принимать во внимание темпы
разгосударствления собственности и пополнения
ею товарного рынка. В данном случае вполне
очевидно, что политика в отношении ссуд
для выкупа госимущества должна носить
избирательно-поощрительный характер.
Это даст возможность расширения конкретного
спроса на рынке госимущества и позволит
провести приватизацию в намечаемых темпах
и размерах. Основным здесь будет вопрос
о банковском контроле за целевым использованием
выделяемых ссуд.Полная либерализация
процента на рынке краткосрочных капиталов
будет свидетельствовать о постепенном
переходе денежно-кредитной политики
к использованию возможностей, открываемых
учетной ставкой в плане воздействия на
финансовый рынок республики. Однако сегодня
необходимо учитывать недостаточное накопление
финансовых ресурсов (первоначального
капитала) и низкую долю внутреннего самофинансирования
(абсолютное преобладание банковских
займов) в производстве. В этих условиях
свободное рыночное установление нормы
ссудного процента привело бы к резкому
его росту(соответственно, затормозило
бы инвестиционный спрос) и к дальнейшему
усилению инфляционных процессов и монополистических
тенденций в экономике , поскольку уровень
ссудного процента прямо входит в издержки
производства (в широком понимании этой
экономической категории).Глубокий кризис,
поставивший народное хозяйство страны
на грань развала, сегодня, как никогда
раньше, со всей остротой и неотвратимостью
поставил вопрос о безотлагательной необходимости
разработки и реализации программы стабилизации
экономики республики на основе рыночных
преобразований. Спад в экономике поставил
в сложное положение денежно-кредитную
систему. Видимость нормального хозяйствования
поддерживается вынужденными кредитами.
Необходимо ... прекратить безресурсную
кредитную эмиссию.
Особенно быстро растут кредиты правительству
(на 350 %), которое, как известно, ничего
не производит и направляет средства на
покрытие дефицита госбюджета. Через госбюджет
одна часть этих денег быстро переходит
в наличную форму и оказывает сильнейшее
давление на потребительский рынок...
Другая часть выплескивается на валютный
рынок. Отсюда рост цен на потребительские
товары и обесценивание белорусского
рубля.Продолжается также бесконечное
и безвозвратное кредитование сельского
хозяйства, которое в силу своего нерыночного
характера поглощает кредитные ресурсы
с минимальным экономическим эффектом
и по сути является самым большим банкротом.
Госпредприятия сегодня не чувствительны
к экономическим, в том числе финансово-кредитным
рычагам управления. Финансовая поддержка
за счет бюджета и кредиты банковской
системы должны направляться на развитие
эффективно работающим предприятиям,
выпускающим продукцию, конкурентноспособную
на внешнем и пользующуюся спросом на
внутреннем рынках. Некоторая часть этой
поддержки может быть направлена на конверсию
военных производств и предприятиям, имеющим
бизнес- планы по своему финансовому оздоровлению.В
денежно-кредитном регулировании осуществляется
следующее:
1. Для реализации целевых ориентиров денежно-кредитной политики кредитная эмиссия Национального банка и совокупная денежная масса могут увеличиваться темпами, не выше темпов роста индекса цен с последующей их поквартальной корректировкой в зависимости от скрывающихся тенденций в экономике и денежно-кредитной сфере.
2. На основе
оперативного анализа и
3. Проводятся
меры по оперативному
6анковской системы. В этих целях:
- рефинансирование
банков осуществляется
- внедряются
новые формы кредитной
- практикуется покупка Национальным банком ценных бумаг у коммерческих банков с правом их обратного выкупа последними;
- осуществляются
операции на открытом рынке
с государственными ценными
- координируется работа на межбанковском рынке с Министерством финансов Республики Беларусь.
4. Базовая ставка
рефинансирования коммерческих
банков устанавливается
5. Обязательные резервы формируются коммерческими банками в белорусских рублях по единым нормам как от рублевой, так и от инвалютной части привлеченных средств в зависимости от сроков привлеченных депозитов.
6. Осуществляются меры по улучшению структуры денежной массы, стимулирует рост депозитов населения и субъектов хозяйствования небанковского сектора.
7. Проводятся
меры по развитию
8. Коммерческие банки Республики Беларусь в своей деятельности ориентируются на:
8.1. соблюдение
экономических нормативов, безопасное
и ликвидное ведение
8.2. поддержку государственных программ;
8.3. укрепление
финансовой дисциплины
8,4. строгое соблюдение правоспособности и кредитоспособности ссудозаемщиков;
8.5. результативность
бизнес-планов и инвест-
8.6. неукоснительное
использование банком
8.7. исключение
автоматизма при кредитовании, недопущение
нарушений правил и принципов
кредитования банками,
(простые, специальные ссудные счета).
Осуществление ежедневного контроля за
проводимыми операциями по этим счетам.
Предоставление кредитов для предварительной
оплаты товарно-материальных ценностей
допускается в исключительных случаях
и только с разрешения первых должностных
лиц банков с последующим контролем фактического
получения заемщиками в установленные
контрактом максимально короткие сроки
оплаченных ценностей;
8.8. стимулирование
привлечения денежных средств
в депозиты от населения и
субъектов хозяйствования
8.9. проведение
работы по формированию
9. Осуществляется
поэтапный переход на
Прямые кредиты Национального банка для
покрытия дефицита бюджета предоставляются
Правительству со взиманием процентов
на уровне ставки рефинансирования.
Информация о работе Денежно-кредитная политика ,её цели и инструменты