Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:37, контрольная работа
Знать прошлое — значит понимать и правильно оценивать настоящее, иметь реальную возможность заглянуть в будущее.
В данном реферате я подробно рассмотрела аспекты истории, связанные с рыночными преобразованиями 1990-х гг., определила причины экономического спада, а так же характер политических реформ, затрагивающие межнациональные и рыночные отношения, выделила время экономического спада и его последствия.
1. Вступление………………………………………………………………………………………………………………………….3
2. Денежные реформы в России…………………………………………………………………………………………..4
2. Экономические преобразования в 1990-е годы……………………………………………………………….10
2.1Состояние экономики в конце 1991 года…………………………………………………………..10
2.2 Рыночные реформы…………………………………………………………………………………………...12
2.3 Финансовый кризис 1998г………………………………………………………………………………….13
3. Шоковая терапия………………………………………………………………………………………………………………...14
4. Распад СССР………………………………………………………………………………………………………………………….16
5. Приватизация……………………………………………………………………………………………………………………….28
6. Вывод…………………………………………………………………………………………………………………………………….31
7. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………..32
Приватизация
Важнейшим мероприятием начального периода реформ стала приватизация.
В итоге приватизации государство
получило незначительный доход. Практически
все лучшие предприятия оказались
в руках небольшой группы московских
банкиров, связанных с администрацией
президента. Именно в это время
произошел передел
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).Обратный процесс называется национализацией или муниципализацией.
Частный случай приватизации, проводившейся в России в 1990-е — 2000-е гг., — приватизация жилья (передача государственного или муниципального жилья в собственность граждан) согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Под приватизацией обычно
понимается передача контролируемой теми
или иными государственными органами
общественной собственности в частный
сектор. Закон РФ «О приватизации государственных
и муниципальных предприятий
в РФ» от 3.7.1991 г. понимает под приватизацией
«приобретение гражданами, акционерными
обществами (товариществами) у государства
и местных Советов народных депутатов
в частную собственность
В соответствии с Федеральным
законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации
государственного и муниципального
имущества» под приватизацией
Разгосударствление может
принимать принципиально
Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Попытки рассмотрения причин тяжелых экономических последствий форсированной российской приватизации как чисто экономический феномен, по мнению большинства российских исследователей, позволяют утверждать об относительном характере приватизации как инструмента повышения эффективности экономики. Но как средство изменения социальной стратификации общества она (особенно в своей ваучерной форме) представляет собой сверхэффективный инструмент. «Невидимая рука рынка», характерная для рыночной экономики, и централизованный контроль не могут, с точки зрения сторонников приватизации, вместе работать лучше, чем каждый из них по отдельности. С технической стороны, утверждают они, сочетание обеих систем экономики вызывает острые инфляционные процессы. Их оппоненты предполагают, что государство на макроэкономическом уровне вместе ли с рынком или без рынка управляет экономикой эффективней, чем сам рынок. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».
Основным принципом, из которого
вытекает концепция приватизации, служит
положение о существовании
В сочетании с централизованным планированием государственный сектор экономики создает ряд новых проблем — снижение регулирующей функции цен, избыточную занятость и отсутствие связи доходов работников с результатами их труда, утяжеление промышленности за счет поддержания морально, но не физически устаревшего оборудования, что, между прочим, ведет и к увеличению доли тяжелого физического и неквалифицированного труда за счет работы на устаревшем оборудовании. «Государственное регулирование и социальный реформизм, — утверждал российский экономист Е. Т. Гайдар, — позволяют избежать взрыва низов, но сами по себе они не ведут к экономическому прогрессу». Утверждается также, что предприятия, находящиеся в государственной собственности неизбежно порождают конфликт интересов между избираемым политическим руководством и администрацией государственных предприятий.
Тем самым теоретики приватизации
неявно предполагают, что микроэкономическая
эффективность играет более важную,
чем характерная для
Вывод
Таким образом, экономические
преобразования имели противоречивые
итоги. Наряду с формированием рынка
труда, товаров, жилья и т.п., был
сделан шаг в сторону реструктуризации
народного хозяйства, что привело
к тому, что целые отрасли оказались
бесперспективными. Кроме того, многолетнее
отсутствие в советской экономике
внутренней и внешней конкуренции
привело к утрате стоимостных
и качественных ориентиров для российских
производителей, поэтому в начале
1990-х годов большое
Но не смотря ни на что
в том, что мы ушли от советской
системы, уже есть громадный исторический
шаг вперед. Прежде всего, мы избавились
от удушающей атмосферы
Литература:
Финансовый менеджмент №3 / 2003