Денежная реформа. Попытки преобразования экономики.Россия в первой половине 1990-х гг. Продолжение курса реформ, шоковая терапия. Проблемы с

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Знать прошлое — значит понимать и правильно оценивать настоящее, иметь реальную возможность заглянуть в будущее.
В данном реферате я подробно рассмотрела аспекты истории, связанные с рыночными преобразованиями 1990-х гг., определила причины экономического спада, а так же характер политических реформ, затрагивающие межнациональные и рыночные отношения, выделила время экономического спада и его последствия.

Содержание

1. Вступление………………………………………………………………………………………………………………………….3
2. Денежные реформы в России…………………………………………………………………………………………..4
2. Экономические преобразования в 1990-е годы……………………………………………………………….10
2.1Состояние экономики в конце 1991 года…………………………………………………………..10
2.2 Рыночные реформы…………………………………………………………………………………………...12
2.3 Финансовый кризис 1998г………………………………………………………………………………….13
3. Шоковая терапия………………………………………………………………………………………………………………...14
4. Распад СССР………………………………………………………………………………………………………………………….16
5. Приватизация……………………………………………………………………………………………………………………….28
6. Вывод…………………………………………………………………………………………………………………………………….31
7. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

В 1993–1995 гг. спад производства продолжался. Особенно это было характерно для наукоемких отраслей, легкой и  пищевой промышленности, а также  сельского хозяйства. В то же время  на первые позиции вышли сырьевые отрасли – топливно-энергетическая, горно-металлургическая и лесная, поскольку  именно их продукция была востребована на мировом рынке. Однако большую  часть прибыли в этих сферах получали частные компании.

В течение первой половины 1990-х гг. постоянно росли долги  государства. С 1992 по 1995 гг. внешний  долг России увеличился до 130 млрд. долларов. Усиливается зависимость России от международных финансовых организаций.

Финансовый кризис 1998 г.

Причины кризиса были как  внешние, так и внутренние. Во-первых, на российском рынке отразился кризис на финансовых рынках Юго-Восточной  Азии. Во-вторых, сказалось падение  мировых цен на нефть. В-третьих, непродуманной оказалась политика правительства в финансовой сфере. Это было связано с выпуском государственных  казначейских облигаций (ГКО), при помощи которых правительство пыталось покрыть расходы госбюджета. Банки  стали вкладывать средства в эти  сверхдоходные государственные долговые бумаги, а не в промышленность. В конечном итоге долги, в том числе и по ГКО, настолько возросли, что государство не могло их погасить. Для того чтобы избежать обвала рубля, Центральный банк РФ вынужден был продать значительную часть своих золотовалютных запасов, но этих мер было явно недостаточно. Россия обратилась в МВФ за стабилизационным кредитом в 15 млрд. долларов. 17 августа 1998 г. Председатель Правительства С.В. Кириенко вынужден был заявить о неспособности России платить по внешним и внутренним долгам. 24 августа последовала отставка правительства.

Последствия кризиса для  экономики России были тяжелыми: практически  оказалась парализованной банковская система и рынок ценных бумаг, в 3–4 раза возросли цены, снизился уровень  жизни россиян.

Примаков Евгений Максимович (р. 1929), советский и российский политический деятель, экономист и историк, академик РАН (1991 г.; академик АН СССР с 1979 г.). С 1977 г. директор Института востоковедения АН СССР, в 1985–1989 гг. директор Института  мировой экономики и международных  отношений АН СССР. Председатель Совета Союза ВС СССР в 1989–1990 гг. В 1991–1996 гг. директор Службы внешней разведки России. В 1996–1998 гг. министр иностранных  дел Российской Федерации. В 1998–1999 гг. Председатель Правительства РФ. С 2001 г. председатель Торгово-промышленной палаты России. Работы о современной  мировой экономике и политике.

11 сентября 1998 г. председателем  правительства был назначен Е.М.  Примаков. В экономической сфере  были объявлены следующие приоритеты: борьба с криминализацией экономики;  ужесточение государственного регулирования  рынка; поддержка государством  промышленности и сельского хозяйства; ограничение денежной эмиссии; повышение акцизов на алкогольные напитки и табачные изделия.

1 января 1999 г. была проведена  деноминация рубля в 1 000 раз.  Обнаружились некоторые благоприятные  явления в экономике. Однако  это было вызвано не какими-либо  экономическими мероприятиями правительства,  а девальвацией рубля, эмиссионными  вливаниями и импортозамещением. Значительную роль в стабилизации экономики сыграло увеличение экспорта сырья.

 

Правительству Примакова удалось с минимальными потерями вывести страну из августовского  кризиса и поддерживать некоторый  экономический рост и финансовую стабильность. Однако, скорее по политическим мотивам, 12 мая 1999 г. правительство было отправлено в отставку.

Шоковая терапия

Став президентом независимой  страны, Б.Н. Ельцин заявил о своём  стремлении продолжать реформы. Руководство  страны взяло курс на т.н. «шоковую терапию» (политика быстрого перехода от командно-административной плановой советской экономики к  экономике рыночного типа; при  этом государство не должно вмешиваться  в экономику, не поддерживать убыточные  предприятия, но вести жесткую борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом).

Летом 1992 г. начинается первый этап приватизации. 14 августа 1992 г. был  подписан указ, по которому каждый россиянин  должен был получить приватизационный чек (ваучер) на сумму в 10 тысяч рублей (сумма была определена путем деления  стоимости государственного имущества  – 1 400 млрд. руб. – на число жителей  России – 140 млн. человек). На свой чек  каждый россиянин мог купить акции  любого предприятия.

С осени 1992 г. приватизационные чеки начали выдавать населению. Большинство  людей передали их в неконтролируемые государством чековые инвестиционные фонды, которые обещали вложить  эти чеки в прибыльные предприятия. Однако россияне оказались обманутыми, поскольку большинство чековых  инвестиционных фондов вскоре прекратило свое существование. Вместо многочисленного  среднего класса в России появилось  богатое меньшинство и бедное большинство.

С осени 1994 г. начинается второй этап приватизации – свободная купля-продажа  частных и акционерных предприятий  на биржах. Расчет делался на то, что  правительство получит реальный доход, а предприятия – хозяев. Однако и в этот раз результаты не оправдали ожидания.

Возглавил правительство  Е.Т. Гайдар (январь-декабрь 1992 г.).

 

Программа реформ включала следующие  направления:

либерализация цен, то есть отказ  от административного регулирования;

свобода торговли;

приватизация – разгосударствление собственности, превращение частного сектора в основной сектор экономики;

жёсткие меры налогового обложения.

Реформаторы предполагали, что уже к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для её подъёма, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития.

С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Правительство планировало, что  цены возрастут в 3 раза, поэтому  установило индекс повышения заработной платы, пенсий, пособий в 70 %. На практике либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год цены выросли  в 26 раз. Прекратились выплаты гражданам  их денежных сбережений, хранившихся  в Сбербанке. Для сбалансирования  бюджета правительство стало  сокращать важнейшие государственные  программы, сократились социальные расходы, что ударило, в первую очередь, по малообеспеченным семьям. Резко  упало финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ.

Чубайс Анатолий Борисович (р. 1955), российский государственный  деятель. С 1991 по 1994 г. председатель Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. В 1994–1996 гг. первый заместитель председателя правительства. В 1996–1997 гг. глава администрации  президента России. В 1997–1998 гг. первый заместитель председателя правительства  и министр финансов (март-ноябрь 1997 г.). С 1998 г. председатель правления  РАО ЕЭС.

Для того чтобы вновь обеспечить массовую поддержку реформам, правительство  попыталось превратить основную часть  населения в класс собственников, который бы стал опорой существовавшего  режима. Сделать это предполагалось за счет приватизации (т.е. передачи государственной  собственности в частные руки). Руководил процессом приватизации председатель государственного комитета по управлению имуществом А.Б. Чубайс.

В ходе приватизации искусственно занижалась реальная стоимость фондов предприятий, после чего многие из них  скупались за бесценок. Появляется практика сговора чиновников и предпринимателей.

Вяхирев Рем Иванович (р. 1934), российский предприниматель и государственный  деятель. В 1976–1978 гг. директор ПО «Оренбурггаздобыча», в 1978–1982 гг. главный инженер ВПО «Оренбурггазпром», в 1983–1985 гг. заместитель министра газовой промышленности СССР, одновременно руководитель «Тюменьгазпрома». В 1986–1989 гг. первый заместитель министра газовой промышленности СССР. С 1989 г. заместитель председателя правления концерна «Газпром», в 1992–2001 гг. председатель правления концерна «Газпром». С мая 1996 г. председатель совета директоров «Сибирской нефтяной компании».

Гусинский Владимир Александрович (р. 1952), российский предприниматель  и общественный деятель. С 1989 г. генеральный  директор СП «Мост», затем президент  Мост-Банка. С 1992 г. глава холдинга АО группа «МОСТ». В 1997–2000 гг. возглавлял холдинг ЗАО «Медиа-Мост». С 2001 г. проживает в Испании.

Березовский Борис Абрамович (р. 1946), российский политический деятель, член-корреспондент РАН (1991 г.), специалист в области вычислительной математики. В 1996–1997 гг. заместитель секретаря Совета безопасности РФ. В 1998–1999 гг. исполнительный секретарь СНГ. В 1999–2000 гг. депутат Государственной думы. С 2001 г. проживает в Великобритании в качестве политического беженца.

Потанин Владимир Олегович (р. 1961), российский предприниматель и  политический деятель. С 1990 г. президент  внешнеэкономической ассоциации «Интеррос». В 1992–1993 гг. вице-президент, затем президент банка «Международная финансовая компания». С 1993 г. президент АКБ «ОНЭКСИМ Банк». В 1996–1997 гг. первый заместитель председателя правительства РФ. С 1998 г. президент и председатель совета директоров холдинговой компании «Интеррос».

Распад СССР

СССР унаследовал большую  часть территории и многонациональную  структуру Российской империи. В 1917—1921 гг. Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония  и Тува получили независимость. Некоторые  территории в 1939—1946 гг. были аннексированы[источник не указан 33 дня] СССР (польский поход  РККА, присоединение Прибалтики, присоединение  Тувинской Народной Республики).

После окончания Второй мировой  войны СССР располагал огромной территорией  в Европе и Азии, имеющей доступ к морям и океанам, колоссальными  природными ресурсами, развитой экономикой социалистического типа, основанной на региональной специализации и  межрегиональных экономических  связях. Кроме того, руководство  «стран социалистического лагеря»  находилось под частичным контролем  властей СССР.

В 70—80-е годы межнациональные  конфликты (беспорядки 1972 года в Каунасе, массовые демонстрации 1978 года в Грузии, события 1980 года в Минске, декабрьские  события 1986 года в Казахстане)[2] были незначительны, советская идеология  подчёркивала, что СССР — дружная  семья братских народов. СССР возглавляли  представители различных национальностей (грузин И. В. Сталин, украинцы Н. С. Хрущёв[3], Л. И. Брежнев, К. У. Черненко, русские  Ю. В. Андропов, Горбачёв, В. И. Ленин). Русские, самый многочисленный народ, жили не только на территории РСФСР, но и во всех других республиках. Каждая из республик  Советского Союза имела свой гимн и своё партийное руководство (кроме  РСФСР) — первый секретарь и др.

Руководство многонациональным  государством было централизовано —  страну возглавляли центральные  органы КПСС, контролировавшие всю  иерархию органов власти. Руководители союзных республик утверждались центральным руководством. Это фактическое  положение дел несколько отличалось от идеализированной конструкции, описанной  в Конституции СССР. Белорусская  ССР и Украинская ССР по результатам  достигнутых на Ялтинской конференции  договорённостей, имели своих представителей в ООН с момента её основания.

После смерти Сталина имела  место некоторая децентрализация  власти. В частности, стало неукоснительным  правилом на должность первого секретаря  в республиках назначать представителя  титульной нации соответствующей  республики. Второй секретарь партии в республиках был ставленник ЦК. Это привело к тому, что  местные руководители обладали определённой самостоятельностью и безусловной  силой в своих регионах. После  распада СССР многие из этих руководителей  трансформировались в президентов  соответствующих государств (кроме  Шушкевича). Однако в советские времена  их судьба зависела от центрального руководства.

Причины распада

В настоящее время среди  историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

-центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов[4], каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

-авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм);

-господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции);

-растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

-диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

-кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное».[источник не указан 33 дня] Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

Информация о работе Денежная реформа. Попытки преобразования экономики.Россия в первой половине 1990-х гг. Продолжение курса реформ, шоковая терапия. Проблемы с