Денежная реформа. Попытки преобразования экономики.Россия в первой половине 1990-х гг. Продолжение курса реформ, шоковая терапия. Проблемы с

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Знать прошлое — значит понимать и правильно оценивать настоящее, иметь реальную возможность заглянуть в будущее.
В данном реферате я подробно рассмотрела аспекты истории, связанные с рыночными преобразованиями 1990-х гг., определила причины экономического спада, а так же характер политических реформ, затрагивающие межнациональные и рыночные отношения, выделила время экономического спада и его последствия.

Содержание

1. Вступление………………………………………………………………………………………………………………………….3
2. Денежные реформы в России…………………………………………………………………………………………..4
2. Экономические преобразования в 1990-е годы……………………………………………………………….10
2.1Состояние экономики в конце 1991 года…………………………………………………………..10
2.2 Рыночные реформы…………………………………………………………………………………………...12
2.3 Финансовый кризис 1998г………………………………………………………………………………….13
3. Шоковая терапия………………………………………………………………………………………………………………...14
4. Распад СССР………………………………………………………………………………………………………………………….16
5. Приватизация……………………………………………………………………………………………………………………….28
6. Вывод…………………………………………………………………………………………………………………………………….31
7. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

На рубеже 1905—1906 гг. курс рубля был поддержан увеличением  учетно-ссудной ставки. Это сделало  его более дорогим, однако в дальнейшим российский рубль не нуждался в таком  способе поддержки. С 8% на начало 1906 г. учетная ставка на конец этого  же года снизилась до 4,5% — самого низкого уровня в дореволюционной  России.

Действенным средством ограничения  массы наличных денег явилось  внедрение безналичных расчетов. С этой целью уже 17 ноября 1898 г. при  Петербургской конторе Государственного банка была открыта расчетная  палата. К 1912 г. в разных городах России действовало 40 ее отделов.

В работе палаты участвовали  все частные банки России, крупные  банкирские конторы и дома, общества взаимного кредита, большие торгово-промышленные фирмы и местные управления железных дорог.

Огромные военные расходы  Первой мировой войны, неудачи на фронтах пошатнули русскую валюту. За последние пять месяцев 1914 г. она  подешевела на 16,8%. По некоторым подсчетам  к июлю 1917 г. по отношению к стабильному  франку нейтральной Швейцарии рубль  обесценился на 62,9%.

Еще больший удар по рублю  нанес октябрьский переворот 1917 г. Государственный банк был одним  из первых учреждений, захваченных  большевиками утром 25 октября (7 ноября) 1917 г. Однако в целях дальнейшего  недопущения развала денежной системы  России руководство Госбанка отказывалось финансировать большевиков без  каких-либо гарантий. Но уже в конце  ноября 1917 г., после того как были сняты с постов и уволены все  его руководители, большевики сами выдали себе на свои «революционные нужды» 5 млн рублей.

Замена высококвалифицированного персонала Госбанка партийными кадрами, национализация, непрерывная эмиссия в течение последующих трех лет сначала деформировали, а затем привели денежную систему к полнейшему краху.

В целях стабилизации ситуации начали разрабатываться различные  подходы к проведению денежной реформы. Предполагалось провести обмен старых рублей на новые в соотношении 1:1. Кроме того, проект реформы носил  классовый характер, обмену подлежала  только определенная сумма. Однако в 1918 г. денежная реформа так и не была реализована. Исчезла возможность  установления золотого обеспечения  рубля, поскольку в конце лета 1918 г. страна лишилась основной части  своего золотого запаса, захваченного чехословацким корпусом в Казани.

Начавшаяся гражданская  война сопровождалась резким увеличением  расходов на оборону. Единственным источником финансирования этих расходов являлась инфляционная эмиссия денег. Уже  к 1 августа 1918 г. Народным банком было выпущено в обращение 22,7 млрд рублей, что вместе с числившимися на балансе бывшего Госбанка на 23 октября 1917 г. 18,9 млрд рублей составило около 41,6 млрд рублей, из них 21,5 млрд рублей превышали разрешенное эмиссионное право. К 1 января 1919 г. в обращение было выпущено еще 33,5 млрд рублей. В результате в 1918 г. рост денежной массы составил 6,8%, в 1919 г. — 11,4%, в 1920 г. — 14,7%. В дальнейшем в обращение были выпущены денежные знаки и кредитные билеты РСФСР образца 1920 г. и 1921 г. без каких-либо ограничений.

В ходе гражданской войны  вследствие того, что процесс обесценения денег обгонял темпы их эмиссии, ряд регионов на местах стал выпускать свои денежные знаки. В результате денежные суррогаты эмитировались более чем в 100 городах. Кроме того, опасаясь аннулирования советских денег белогвардейцами, а белогвардейских денег — Советской властью, население стремилось избавиться как от тех, так и от других, обращая их в реальные ценности, вследствие чего значительно повысилась скорость оборота бумажных денег.

Стремление избежать потерь, вызванных обесценением бумажных денег, привело к развитию натурального (безденежного) обмена продуктами на рынке. Натуральный продуктообмен стал господствующим и в масштабах  всего государства. С введением  политики военного коммунизма в октябре 1920 г. были отменены квартирная плата, плата за коммунальные и почтовые услуги, плата государственных предприятий  и населения за топливо. Провал военного коммунизма и введение новой экономической  политики потребовали от советского руководства пересмотра роли денег  в функционировании экономики. С  целью стабилизации финансового  положения в стране были проведены  две деноминации денег. В результате первой деноминации (декрет СНК от 3 ноября 1921 г.) в обращение были выпущены денежные знаки образца 1922 г., один рубль  которых приравнивался к 10 000 рублей денежных знаков всех прежних образцов. Вторая деноминация была осуществлена в следующем 1923 г., когда выпускаемые в обращение денежные знаки образца 1923 г. достоинством в 1 рубль приравнивались к 100 рублям образца 1922 г. или к 1 млн рублей денежных знаков, выпущенных ранее.

В 1922 г. начала проводиться  денежная реформа, в ходе которой  Госбанку было предоставлено право  выпуска в обращение банковских билетов — червонцев. На основании  декрета СНК от 26 октября 1922 г. началась чеканка золотой монеты — червонца, содержащего 1 золотник (78,24 доли чистого  золота) — 7,74234 г. Выпуск червонцев осуществлялся  на кредитной основе в порядке  предоставления клиентам краткосрочных  ссуд и не был связан с покрытием  бюджетного дефицита. Сумма выпускаемых  червонцев ограничивалась потребностями  товарооборота, что обеспечивало их устойчивость. Однако наряду с банковскими  билетами в обращении находились денежные знаки, выпускаемые Наркомфином в покрытие бюджетного дефицита.

В 1924 г. в обращение были выпущены государственные казначейские билеты, а также разменная серебряная и медная монета. Между казначейскими  билетами и червонцами устанавливалось  твердое соотношение: один червонец приравнивался к 10 рублям в казначейских билетах. Казначейские билеты выпускались  в обращение через Госбанк  в процессе кредитования народного  хозяйства. Они носили кредитный  характер и эмитировались в пределах потребностей народного хозяйства.

Декретом ЦИК и СНК  СССР от 14 февраля 1924 г. был прекращен  выпуск обесценивающихся денежных знаков (совзнаков), они изымались из обращения путем обмена на твердую валюту по соотношению: 50 тыс. рублей денежных знаков образца 1923 г. за 1 рубль в новой твердой валюте.

Восстановительный период характерен тем, что расчеты между хозяйственными организациями совершались преимущественно  при помощи векселей. Вместе с тем  Госбанк производил расчеты переводами, чеками и аккредитивами, на основе инкассо  товарных документов и векселей.

С 1931 г. правительство постановлением СНК СССР от 2 января обязало государственные  предприятия и организации представлять в соответствующие учреждения банка  кассовые планы наряду с квартальными финансовыми и кредитными планами. Этот жесткий контроль стабилизировал денежное обращение в стране и, поэтому  дальнейшие изменения в этой сфере  связаны с событиями 1941—1945 гг.

За годы второй мировой  войны резко возросла эмиссия  денег, используемых на покрытие военных  расходов, произошло перераспределение  денежных доходов между городом  и деревней в пользу последней, резко  возросли розничные цены, вновь были введены карточки и коммерческая торговля. Ущерб, нанесенный войной, привел к тому, что в обороте оказалось  большая избыточная масса денежных знаков, не имеющих товарного эквивалента. Для ликвидации последствий войны  в области денежного обращения  необходима была денежная реформа, которая  была проведена с 16 по 22 декабря 1947 г.

Денежная реформа заключалась  в обмене находившихся в обращении  денег на вновь выпущенные денежные знаки, а также переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов  в сберегательных кассах. Реформа  носила конфискационный и классовый  характер. Наличные деньги обменивались в соотношении 10:1, а вклады населения  в сберегательных кассах на сумму  до 3 000 рублей не подлежали переоценке. Суммы вкладов частных лиц  от 3 000 рублей до 10 000 рублей переоценивались в соотношении 3:2, а свыше 10 000 рублей — 2:1. Денежные средства кооперативных предприятий на счетах в банках подлежали обмену исходя из соотношения 5:4, а денежные средства государственных предприятий и организаций, КПСС, ВЛКСМ, партийных работников сохранились без изменения.

Реформа 1947 г. не означала коренной перестройки денежной системы: были сохранены билеты Государственного банка, казначейские билеты и разменная  монета, существовавшие до реформы. Отличие  состояло лишь в том, что билеты Госбанка стали выпускаться в рублях, а  не в червонцах. Не изменился механизм эмиссионного регулирования.

В 1960 году в Советском Союзе  была проведена денежная реформа, хотя в это время в стране присутствовала достаточная экономическая стабильность. Было принято решение об изменении  с 1 января 1961 г. масштаба цен, т.е. фактической  деноминации рубля. Находившиеся в  обращении денежные знаки обменивались на новые в соотношении 10:1. Одновременно также были уменьшены в 10 раз цены на товары, все виды доходов, платежные  обязательства, договоры и т.д. Это  привело к снижению всех цен в  государственных магазинах в  десять раз по сравнению с прежним  уровнем. Одной из целей реформы  было нанесение удара по черному  рынку. Советские лидеры считали, что  дельцы «теневой» экономики, накопившие большие суммы денег, не смогут обменять свои накопления старых банкнот на новые. Обмен денежных знаков проводился с 1 января по 1 апреля 1961 г. без каких-либо ограничений. С изменением масштаба цен изменилось и золотое содержание рубля, оно было установлено в  размере 0,987412 г чистого золота. Изменений  в существующей на тот момент денежной системе не было до июля 1993 года.

 

Экономические преобразования в 1990-е годы.

Состояние экономики  в конце 1991 года.

Осенью 1991 г. положение в  экономике СССР было близко к катастрофическому. Потребительский рынок практически  не существовал, прилавки магазинов  в городах были пустыми, торговля осуществлялась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из-за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать  государству урожай по официальным  ценам, и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз  выше, то хлеб скупался и вывозился  контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 года правительство закупило менее 20 % урожая.

Дефицит бюджета составлял 20 % ВВП, иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять  их, т.к. страна не могла выплатить  по ним проценты. Золотовалютные резервы  были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня, несопоставимого  с неотложными финансовыми обязательствами  и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго-и теплоснабжением из-за неритмичных поставок топлива.

В таких экстремальных  обстоятельствах, требовавших чрезвычайно  быстрых и решительных мер, ответственность  за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство  во главе с Б.Н. Ельциным.

В этот период казалось, что  основная политическая борьба в стране завершена, и что все силы должны быть направлены на проведение экономических  преобразований. Исходя из этого, Президент  России приостановил реформу политической системы, сохраняя ее прежней, что, как  оказалось позже, было большой ошибкой. Ведь в советской Конституции  не было четкого разграничения полномочий между ветвями власти (этого не требовалось в условия тоталитарного  строя). Этот фактор стал в скором времени  одним из важных препятствий на пути экономических реформ.

Кроме того, сохранялась неопределенность в отношениях с некоторыми бывшими  союзными, руководители которых принимали  решения, шедшие вразрез с курсом российского руководства. И лишь устранение этих неопределенностей  путем подписания договора о создании СНГ, позволило правительству России взять под свой контроль финансовую и денежную систему, начать разработку и проведение независимой экономической  политики.

 

Рыночные реформы

В октябре 1991 г. на Пятом съезде народных депутатов Б.Ельцин объявил  о проведении в стране радикальных  экономических реформ. В ноябре приступило к работе правительство, новое не только по форме, но и по существу, т.к. состояло в основном из ученых-экономистов. С одной стороны, они хорошо знали  основные направления западной экономической  мысли, но с другой - почти никто  из них не имел ни опыта хозяйственной  деятельности и государственного управления крупного масштаба, ни явных устойчивых связей с какими-либо группами интересов  в производственной сфере. Тогда  большинство экономистов говорили о необходимости структурных  реформ. Эта необходимость остается до сих пор. В качестве основной задачи правительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом к рыночной экономике, с приватизацией государственной  собственности во всех сферах экономики  Вокруг путей преобразований разгорелись  острые споры. Некоторые эксперты утверждали, что надо реформировать очень  быстро, т.к. если не поспешить с приватизацией, создав большую группу людей с  материальной заинтересованностью  в капитализме, то вероятен возврат  к коммунизму. Другие считали, что  чрезмерная торопливость приведет к  экономическим провалам и политической коррупции. Первую школу именовали  «шоковой терапией», сторонников второй «постепенщиками». Точка зрения «шоковых терапевтов», получившая мощную поддержку министерства финансов США и Международного валютного фонда (МВФ), возобладала. Сегодня все больше признается мудрость постепенного подхода, т.е. движения с разумной скоростью и в правильной последовательности .

Итак, формирование рынка  подразделялось на три элемента либерализацию, стабилизацию и приватизацию (ЛСП). Необходимость либерализации цен  аргументировалась следующим образом : в отсутствие государственного вмешательства, т.е. директивного ценообразования  и дотаций, цена станет отражать соотношение  спроса и предложения. Что касается стабилизации, теоретически она была направлена на сдерживание инфляции и улучшение финансового положения  государства. Контролировать инфляцию было необходимо, поскольку она негативно  влияет на инвестиции и потребление. Теоретически цели либерализации и  стабилизации были вполне ясны. Сложнее  дело обстояло с приватизацией, цели которой были противоречивы. Даже реформаторы, непосредственно участвовавшие  в процессе, интерпретировали их по-разному: в качестве ожидаемых результатов  приватизации назывались повышение  эффективности экономики, ее деполитизация или реструктуризация, более эффективное управление предприятиями и т. п., но целостная теоретическая база приватизации так и не была разработана.

В январе 1992 г. был сделан первый шаг на пути к рыночной экономике - либерализация: отпущены цены на большинство  товаров и услуги, на энергоносители, ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Однако устранение жесткого контроля за ценами со стороны государства  в условиях сохранения всеобщей монополизации  производства в стране сразу же привело  к небывалому росту всех цен : к  концу 1992 г. примерно в 100-150 раз при  росте средней заработной платы  в 10-15 раз. Предприятия были опутаны  сложными взаимными расчетами с  поставщиками и потребителями, что  создавало для них дополнительные трудности в процессе адаптации  к рыночным отношениям. Почти всю  экономику охватил кризис неплатежей, который в сочетании с освобождением  цен на энергоносители стал угрожать многим предприятиям банкротством.

Стабилизация предполагала жесткую кредитно-денежную политику. Попытки улучшения финансового  положения государства выражались в сокращении государственного долга  и расходной части бюджета.

Процесс приватизации в Росси  проходил в два этапа. Первый этап - этап ваучерной приватизации (1992-1994). В августе 1992 г. был издан Указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации», который подготавливал условия для создания спроса на все виды приватизационной собственности. Все граждане России, в том числе и дети, имели право на получение одного чека стоимостью 10 тыс. руб. Ваучеры были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в акции приватизированных предприятий. Предполагалось, что в будущем люди смогут получать проценты от прибыли этих предприятий, но на деле этого так и не произошло, поскольку реального роста в экономике не наблюдалось. Скупка ваучеров у населения зачастую велась частными лицами по курсу в два-три раза ниже их официального номинала. Люди не очень верили в будущее этих чеков и старались поскорее избавиться от них, чтобы получить хоть какие-то деньги в настоящий момент, а не в далеком будущем. Второй этап приватизации начался в 1995 г. Главной его особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба за реальную собственность. Предполагалось, что на втором этапе продажа акций будет проходить по определенному графику на аукционах. Но намеченная схема работала плохо, темпы приватизации были очень низкими, а доходы государства нерегулярными. В 1994-1996 гг правительство продолжало искать различные варианты дальнейшей денежной приватизации. Наиболее удачной оказалась практика залоговых аукционов, когда государственные пакеты акций отдельных предприятий не продавались, а передавались в доверительное управление на определенный период, во время которого победитель тендера получает возможность управлять этим пакетом акций, рискуя потерять свои вложения. Остававшиеся до тех пор в руках государства пакеты акций явились предметом ожесточенных схваток среди банковских структур, желающих участвовать в залоговых аукционах с возможностью последующего выкупа. Итак, в результате процесса приватизации в России по состоянию на 1 июля 1997 г. уже большая часть российских предприятий относилась к частной форме собственности. Не следует забывать, что в этот период проходила и малая приватизация, т.е. проводилась продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественного питания и т.д. Всего к 1996 г. было полностью приватизировано более 84 % малых предприятий. Наряду с этим в стране осуществлялась приватизация жилья. В соответствии с «Актом о приватизации жилья в России» граждане и их семьи, живущие в государственных квартирах, могли (и могут до сих пор) по желанию пробрести по чисто символическим ценам законные права собственности, включая право продавать, отдавать внаем или завещать свои квартиры. Наиболее сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли, хотя частное владение землей вызывало одобрение у большинства населения страны. Этому всеобщему настроению противостояли руководители колхозов и совхозов, чиновники агропромышленного комплекса, стремившиеся сохранить в своих руках максимум функций по управлению сельским хозяйством и распоряжению государственными субсидиями. Приватизация в аграрном секторе осложнялась огромными масштабами аграрного сектора, слабостью инфраструктуры и т.д. . В декабре 1992 г. съезд одобрил ограниченное право на продажу земли.

Информация о работе Денежная реформа. Попытки преобразования экономики.Россия в первой половине 1990-х гг. Продолжение курса реформ, шоковая терапия. Проблемы с