Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:37, контрольная работа
Знать прошлое — значит понимать и правильно оценивать настоящее, иметь реальную возможность заглянуть в будущее.
В данном реферате я подробно рассмотрела аспекты истории, связанные с рыночными преобразованиями 1990-х гг., определила причины экономического спада, а так же характер политических реформ, затрагивающие межнациональные и рыночные отношения, выделила время экономического спада и его последствия.
1. Вступление………………………………………………………………………………………………………………………….3
2. Денежные реформы в России…………………………………………………………………………………………..4
2. Экономические преобразования в 1990-е годы……………………………………………………………….10
2.1Состояние экономики в конце 1991 года…………………………………………………………..10
2.2 Рыночные реформы…………………………………………………………………………………………...12
2.3 Финансовый кризис 1998г………………………………………………………………………………….13
3. Шоковая терапия………………………………………………………………………………………………………………...14
4. Распад СССР………………………………………………………………………………………………………………………….16
5. Приватизация……………………………………………………………………………………………………………………….28
6. Вывод…………………………………………………………………………………………………………………………………….31
7. Список литературы………………………………………………………………………………………………………………..32
На рубеже 1905—1906 гг. курс
рубля был поддержан
Действенным средством ограничения
массы наличных денег явилось
внедрение безналичных
В работе палаты участвовали все частные банки России, крупные банкирские конторы и дома, общества взаимного кредита, большие торгово-промышленные фирмы и местные управления железных дорог.
Огромные военные расходы
Первой мировой войны, неудачи на
фронтах пошатнули русскую
Еще больший удар по рублю нанес октябрьский переворот 1917 г. Государственный банк был одним из первых учреждений, захваченных большевиками утром 25 октября (7 ноября) 1917 г. Однако в целях дальнейшего недопущения развала денежной системы России руководство Госбанка отказывалось финансировать большевиков без каких-либо гарантий. Но уже в конце ноября 1917 г., после того как были сняты с постов и уволены все его руководители, большевики сами выдали себе на свои «революционные нужды» 5 млн рублей.
Замена высококвалифицированного персонала Госбанка партийными кадрами, национализация, непрерывная эмиссия в течение последующих трех лет сначала деформировали, а затем привели денежную систему к полнейшему краху.
В целях стабилизации ситуации начали разрабатываться различные подходы к проведению денежной реформы. Предполагалось провести обмен старых рублей на новые в соотношении 1:1. Кроме того, проект реформы носил классовый характер, обмену подлежала только определенная сумма. Однако в 1918 г. денежная реформа так и не была реализована. Исчезла возможность установления золотого обеспечения рубля, поскольку в конце лета 1918 г. страна лишилась основной части своего золотого запаса, захваченного чехословацким корпусом в Казани.
Начавшаяся гражданская война сопровождалась резким увеличением расходов на оборону. Единственным источником финансирования этих расходов являлась инфляционная эмиссия денег. Уже к 1 августа 1918 г. Народным банком было выпущено в обращение 22,7 млрд рублей, что вместе с числившимися на балансе бывшего Госбанка на 23 октября 1917 г. 18,9 млрд рублей составило около 41,6 млрд рублей, из них 21,5 млрд рублей превышали разрешенное эмиссионное право. К 1 января 1919 г. в обращение было выпущено еще 33,5 млрд рублей. В результате в 1918 г. рост денежной массы составил 6,8%, в 1919 г. — 11,4%, в 1920 г. — 14,7%. В дальнейшем в обращение были выпущены денежные знаки и кредитные билеты РСФСР образца 1920 г. и 1921 г. без каких-либо ограничений.
В ходе гражданской войны вследствие того, что процесс обесценения денег обгонял темпы их эмиссии, ряд регионов на местах стал выпускать свои денежные знаки. В результате денежные суррогаты эмитировались более чем в 100 городах. Кроме того, опасаясь аннулирования советских денег белогвардейцами, а белогвардейских денег — Советской властью, население стремилось избавиться как от тех, так и от других, обращая их в реальные ценности, вследствие чего значительно повысилась скорость оборота бумажных денег.
Стремление избежать потерь,
вызванных обесценением бумажных денег,
привело к развитию натурального
(безденежного) обмена продуктами на рынке.
Натуральный продуктообмен стал
господствующим и в масштабах
всего государства. С введением
политики военного коммунизма в октябре
1920 г. были отменены квартирная плата,
плата за коммунальные и почтовые
услуги, плата государственных
В 1922 г. начала проводиться денежная реформа, в ходе которой Госбанку было предоставлено право выпуска в обращение банковских билетов — червонцев. На основании декрета СНК от 26 октября 1922 г. началась чеканка золотой монеты — червонца, содержащего 1 золотник (78,24 доли чистого золота) — 7,74234 г. Выпуск червонцев осуществлялся на кредитной основе в порядке предоставления клиентам краткосрочных ссуд и не был связан с покрытием бюджетного дефицита. Сумма выпускаемых червонцев ограничивалась потребностями товарооборота, что обеспечивало их устойчивость. Однако наряду с банковскими билетами в обращении находились денежные знаки, выпускаемые Наркомфином в покрытие бюджетного дефицита.
В 1924 г. в обращение были выпущены государственные казначейские билеты, а также разменная серебряная и медная монета. Между казначейскими билетами и червонцами устанавливалось твердое соотношение: один червонец приравнивался к 10 рублям в казначейских билетах. Казначейские билеты выпускались в обращение через Госбанк в процессе кредитования народного хозяйства. Они носили кредитный характер и эмитировались в пределах потребностей народного хозяйства.
Декретом ЦИК и СНК СССР от 14 февраля 1924 г. был прекращен выпуск обесценивающихся денежных знаков (совзнаков), они изымались из обращения путем обмена на твердую валюту по соотношению: 50 тыс. рублей денежных знаков образца 1923 г. за 1 рубль в новой твердой валюте.
Восстановительный период характерен
тем, что расчеты между
С 1931 г. правительство постановлением
СНК СССР от 2 января обязало государственные
предприятия и организации
За годы второй мировой войны резко возросла эмиссия денег, используемых на покрытие военных расходов, произошло перераспределение денежных доходов между городом и деревней в пользу последней, резко возросли розничные цены, вновь были введены карточки и коммерческая торговля. Ущерб, нанесенный войной, привел к тому, что в обороте оказалось большая избыточная масса денежных знаков, не имеющих товарного эквивалента. Для ликвидации последствий войны в области денежного обращения необходима была денежная реформа, которая была проведена с 16 по 22 декабря 1947 г.
Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные денежные знаки, а также переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов в сберегательных кассах. Реформа носила конфискационный и классовый характер. Наличные деньги обменивались в соотношении 10:1, а вклады населения в сберегательных кассах на сумму до 3 000 рублей не подлежали переоценке. Суммы вкладов частных лиц от 3 000 рублей до 10 000 рублей переоценивались в соотношении 3:2, а свыше 10 000 рублей — 2:1. Денежные средства кооперативных предприятий на счетах в банках подлежали обмену исходя из соотношения 5:4, а денежные средства государственных предприятий и организаций, КПСС, ВЛКСМ, партийных работников сохранились без изменения.
Реформа 1947 г. не означала коренной перестройки денежной системы: были сохранены билеты Государственного банка, казначейские билеты и разменная монета, существовавшие до реформы. Отличие состояло лишь в том, что билеты Госбанка стали выпускаться в рублях, а не в червонцах. Не изменился механизм эмиссионного регулирования.
В 1960 году в Советском Союзе
была проведена денежная реформа, хотя
в это время в стране присутствовала
достаточная экономическая
Экономические преобразования в 1990-е годы.
Состояние экономики в конце 1991 года.
Осенью 1991 г. положение в
экономике СССР было близко к катастрофическому.
Потребительский рынок
Дефицит бюджета составлял
20 % ВВП, иностранные кредиты были
полностью исчерпаны, и зарубежные
банки не хотели больше предоставлять
их, т.к. страна не могла выплатить
по ним проценты. Золотовалютные резервы
были исчерпаны и достигли небывало
низкого уровня, несопоставимого
с неотложными финансовыми
В таких экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 года взяло на себя российское правительство во главе с Б.Н. Ельциным.
В этот период казалось, что
основная политическая борьба в стране
завершена, и что все силы должны
быть направлены на проведение экономических
преобразований. Исходя из этого, Президент
России приостановил реформу политической
системы, сохраняя ее прежней, что, как
оказалось позже, было большой ошибкой.
Ведь в советской Конституции
не было четкого разграничения
Кроме того, сохранялась неопределенность в отношениях с некоторыми бывшими союзными, руководители которых принимали решения, шедшие вразрез с курсом российского руководства. И лишь устранение этих неопределенностей путем подписания договора о создании СНГ, позволило правительству России взять под свой контроль финансовую и денежную систему, начать разработку и проведение независимой экономической политики.
Рыночные реформы
В октябре 1991 г. на Пятом съезде
народных депутатов Б.Ельцин объявил
о проведении в стране радикальных
экономических реформ. В ноябре приступило
к работе правительство, новое не
только по форме, но и по существу, т.к.
состояло в основном из ученых-экономистов.
С одной стороны, они хорошо знали
основные направления западной экономической
мысли, но с другой - почти никто
из них не имел ни опыта хозяйственной
деятельности и государственного управления
крупного масштаба, ни явных устойчивых
связей с какими-либо группами интересов
в производственной сфере. Тогда
большинство экономистов
Итак, формирование рынка
подразделялось на три элемента либерализацию,
стабилизацию и приватизацию (ЛСП).
Необходимость либерализации
В январе 1992 г. был сделан
первый шаг на пути к рыночной экономике
- либерализация: отпущены цены на большинство
товаров и услуги, на энергоносители,
ликвидирована почти вся
Стабилизация предполагала
жесткую кредитно-денежную политику.
Попытки улучшения финансового
положения государства
Процесс приватизации в Росси проходил в два этапа. Первый этап - этап ваучерной приватизации (1992-1994). В августе 1992 г. был издан Указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации», который подготавливал условия для создания спроса на все виды приватизационной собственности. Все граждане России, в том числе и дети, имели право на получение одного чека стоимостью 10 тыс. руб. Ваучеры были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в акции приватизированных предприятий. Предполагалось, что в будущем люди смогут получать проценты от прибыли этих предприятий, но на деле этого так и не произошло, поскольку реального роста в экономике не наблюдалось. Скупка ваучеров у населения зачастую велась частными лицами по курсу в два-три раза ниже их официального номинала. Люди не очень верили в будущее этих чеков и старались поскорее избавиться от них, чтобы получить хоть какие-то деньги в настоящий момент, а не в далеком будущем. Второй этап приватизации начался в 1995 г. Главной его особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба за реальную собственность. Предполагалось, что на втором этапе продажа акций будет проходить по определенному графику на аукционах. Но намеченная схема работала плохо, темпы приватизации были очень низкими, а доходы государства нерегулярными. В 1994-1996 гг правительство продолжало искать различные варианты дальнейшей денежной приватизации. Наиболее удачной оказалась практика залоговых аукционов, когда государственные пакеты акций отдельных предприятий не продавались, а передавались в доверительное управление на определенный период, во время которого победитель тендера получает возможность управлять этим пакетом акций, рискуя потерять свои вложения. Остававшиеся до тех пор в руках государства пакеты акций явились предметом ожесточенных схваток среди банковских структур, желающих участвовать в залоговых аукционах с возможностью последующего выкупа. Итак, в результате процесса приватизации в России по состоянию на 1 июля 1997 г. уже большая часть российских предприятий относилась к частной форме собственности. Не следует забывать, что в этот период проходила и малая приватизация, т.е. проводилась продажа предприятий розничной торговли, сферы услуг, общественного питания и т.д. Всего к 1996 г. было полностью приватизировано более 84 % малых предприятий. Наряду с этим в стране осуществлялась приватизация жилья. В соответствии с «Актом о приватизации жилья в России» граждане и их семьи, живущие в государственных квартирах, могли (и могут до сих пор) по желанию пробрести по чисто символическим ценам законные права собственности, включая право продавать, отдавать внаем или завещать свои квартиры. Наиболее сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли, хотя частное владение землей вызывало одобрение у большинства населения страны. Этому всеобщему настроению противостояли руководители колхозов и совхозов, чиновники агропромышленного комплекса, стремившиеся сохранить в своих руках максимум функций по управлению сельским хозяйством и распоряжению государственными субсидиями. Приватизация в аграрном секторе осложнялась огромными масштабами аграрного сектора, слабостью инфраструктуры и т.д. . В декабре 1992 г. съезд одобрил ограниченное право на продажу земли.